Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (862) → Протоиерей Артемий Владимиров: Спасает нас только Бог

Протоиерей Артемий Владимиров: Спасает нас только Бог

№13 (862) / 5 апреля ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №8 (857) – №12 (861)

Мы продолжаем великопостные беседы с протоиереем Артемием Владимировым, речь в них идет об аскетике, о науке христианского подвижничества, причем говорит батюшка не столько о теории духовной жизни, сколько о практике, а она, как известно, опирается на живой опыт святых – людей, уже совершивших подвиг спасения. Благодаря такой опоре каждый христианин способен восходить по ступеням духовной лествицы, отрываясь от жизни греховной и приближаясь к добродетельной.

Начинается такое восхождение с покаяния, поскольку именно оно есть первое и основное христианское аскетическое делание. Покаяние есть тот труд, не совершать который нельзя тем, кто желает дойти по узкому, но спасительному пути до Царствия Божия. Отец Артемий уже говорил, что покаяние – основа всякого христианского подвига, молитвы, поста, служения ближним, и подчеркивал, что никакой духовный подвиг человек не способен совершать собственными силами. Конечно, сам он должен трудиться, искать и обретать Царствие Небесное, но спасает нас только Бог. То есть в деле спасения участвует и свободное произволение человека, и благодать Божия (напомним, благодать, согласно учению Церкви, есть та нетварная, Божественная сила, в которой Господь являет Себя человеку, а тот с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и может достигать состояния обожения, то есть – спасаться). Сегодня мы попробуем разобраться, чему еще учит нас благодать, как она помогает нам хоть в малой мере, но становиться подвижниками.

Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник Алексеевского женского монастыря в Москве: – Какой же первый урок преподаст нам «добрая учительница», невидимо почивающая в нашей совести, в разуме, умственной части души, – Божественная благодать? Она укажет нам на господствующую страсть, на тот злой корень, который преимущественно порождает ядовитые цветы, отравляющие душу.

Господствующая страсть за годы нашего неведения, жизни вне Церкви, может быть, свила такое гнездо в сердце, что ежедневно собирает урожай в наших словах, действиях, поступках, чувствах, тиранит, мучает нас – при том, что мы эту «хозяйку Медной горы» и ненавидим, и тянемся к ней одновременно, прекрасно зная, какие страдания мы будем испытывать, в очередной раз согрешив. Парадокс! Душа и влечется к страсти, и одновременно хочет освободиться от нее. Раскол ядра нашей личности! Но вот беда: навык – это почти что вечная гибель, настолько сроднился он с нашей падшей природой. Вспомните многолетние страсти – курения, излишества в горячительном, какую-то глупую привычку набивать до горла наше чрево пищей так, что дышать трудно и в глазах темно; умолчу о прочем.

Но не будем отчаиваться! Господь принял наше покаяние и обновил в нас действие Духа Святого… Божия благодать учит человека сражаться с этой гадюкой страстью, – вот, скажем, с чревоугодием, которое паразитирует на естественной потребности нашего организма восполнять ушедшие силы разумной трапезой, вкушением пищи и пития. Апостол Павел свидетельствует, что пища освящается словом Божиим и молитвой. Хочешь научиться вкушать в меру – воспринимай еду как лекарство. Никто, если он не сумасшедший, аспирина не переест, но примет таблеточку одну, другую: столько, сколько нужно. Страсти очень боятся упорядоченности, режима дня. Поэтому если ты за собою оставляешь право перекуса (вот женщина нервничает и, чтобы заесть свои эмоции, что-то тянет в рот… и «ласточка» становится «пингвином»), успеха не достигнешь при таком ненаучном подходе к приему пищи. Но все должно иметь свой ранжир, порядок. Наш Бог есть Бог порядка, а не неустройства. Он все расположил числом, мерой и весом.

Поэтому возьми себе за правило (обращаюсь к тем, кто, как и я, страдает чревонеистовством): утром поразмысли – когда и где ты будешь подкрепляться. Понятное дело, ужин нужно сразу отдать политическим партнерам и сосредоточить внимание на обеде. Не забудем рекомендации Минздрава: жидкая, горячая, теплая пища; подключим к этому знания о сочетаемости и несочетаемости продуктов; вспомним, что сегодня ГМО-добавки могут вызывать аллергии и нечто даже более серьезное, чем аллергии; будем стремиться к здоровой пище (фаст-фуд к ней не принадлежит) и, распределив для себя трапезу (а ведь у каждого свои потребности, хвори, своя диета, возможности), оградим себя молитвой. Правило номер один: не садиться за стол без молитвы! На Руси говорили: «Кто начинает есть без молитвы, только думает, что он ест гречневую кашу, а на самом деле там – дохлые мыши». Простите меня, но это опытно добытые знания. И когда ешь – не торопись, это и правило хорошего тона; не заглатывай, как Робин Бобин, мельницу и корову (а закончил людоедством). В некоторых художественных фильмах можно видеть, как пользовались ножом и вилкой, еще и салфеточку закрепив у себя под подбородком: аккуратненько, по чуть-чуть, кусочек возьмут, прожуют, потом продолжат. Да, действительно, еще немножечко, еще чуть-чуть, а насыщение-то приходит незаметно...

А главное, когда вкушаешь пищу, про себя молись самой короткой молитвой: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!», «Иисусе Христе, помилуй мя! Иисусе Христе, помилуй мя!» И что? А вот что! Избавишься от самого лютого и заклятого врага – пресыщения: Бог тебе всегда даст сигнал: «Ты уже наелся!» Ты уже вкусил, дело кончено, пора сматывать удочки, естество говорит: «Довольно, уже больше не могу!», а глаза хотят «пожрать весь базар». Будешь иметь внимание на молитве, маленькое усилие воли – и стоп! Красный свет! «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу …» – встаешь и благодаришь. Чрево поноет немножко и через три минуты успокоится, ведь ты не враг своему телу, а друг его и отсекаешь излишнее. Вы меня спросите: «Батюшка, где это Вы все прочитали?» Прочитал, но главное, все это добывается опытом – «сыном ошибок трудных».

И еще. Не будем забывать, что сон и еда – это Божий дар, и нужно действительно быть благодарным Господу Богу за то, что Он простирает Свою щедрую десницу, питает нас ежедневно, проявляя о нас большее попечение, чем о птицах и волах, и дарует нам сон, восстанавливающий наши силы. Спросите у тех, кто страдает бессонницей: «Что такое сон?» Они скажут: «Сокровище!» Спросите у тех, кто выброшен на необитаемый остров, лишенный растительности: «Что такое апельсин?» Они скажут: «Это величайший Божий дар». Вот почему христиане, в отличие от тех потребителей и пользователей, которые относятся к миру как к какой-то сырьевой площадке, существа радостные, благодарные. Мы должны уметь и стакан холодной воды принимать с благодарностью к Творцу. И последнее. Отчего мы услаждаемся гастрономией, отчего дрожим при виде какого-то тортика (мужчины в этом отношении более грубая фактура, а вот женщин хлебом не корми, только покажи им какой-нибудь эклер – и они уже готовы бежать за ним на край света!)? Думаю, от того, что в нашей жизни Святая Чаша Причащения не занимает должного места. Потому мы так безумно вилкой и ложкой роем себе место на кладбище, что заглушили в себе жажду и алкание Святых Христовых Таин. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475