Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (935) → Архимандрит Савва (Мажуко): О расколе в Церкви

Архимандрит Савва (Мажуко): О расколе в Церкви

№38 (935) / 10 октября ‘17

Свет невечерний

– Друзья мои, каждое утро мы с вами на утренних молитвах или на молитве в церкви читаем и поем Символ веры и последними исповедальными словами этого замечательного древнего, очень важного текста, в котором заключены все самые главные истины вероучительные жизни христиан, мы исповедуем веру во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Единая – потому что единый у нас Глава, Святая – ведь Христос Сам освящает нас в Церкви и мы на Литургии перед Причастием слышим возглас священника: «Святая святым!» Т.е. каждый христианин проживает жизнь свою со Христовой: он освящает не только сам себя, но и все вокруг, чего касаются его руки, взгляд, мысль. Соборная – значит, она собирается из разных личностей, из разных жизней. Мы представляем собой единый организм – это образ, который так был дорог богословию апостола Павла, и мы встречаем его в его посланиях очень часто: образ органического единства.

И четвертая черта. Мы говорим, что она Апостольская: мы с вами не сами по себе, а находимся в традиции и всякий раз перед нами стоит задача проверять, верим ли мы, ставим ли перед собой вопрос, живем ли мы в апостольской традиции? Находимся ли мы в той самой Церкви, в той самой вере?

Все эти четыре категории, связанные с исповеданием Церкви, очень важны для нас. Но очень легко мы забываем, почему святые отцы именно эти четыре качества поместили в Символ веры, почему они так настойчиво подчеркивали важность именно этой составляющей церковной жизни… Дело в том, что Символ веры появился в эпоху, когда Церковь сотрясалась от еретических брожений и расколов (ересь – это заблуждение вероучительное, а раскол чаще всего связан с какими-то недопониманиями, борьбой честолюбий глав разных Церквей, спорами – часто на политические, национальные, идеологические мотивы, и так далее) – и сейчас мы живем во время, когда Божию Церковь сотрясают самые разные расколы. Именно поэтому для нас важно напоминать себе, чтó такое единство церковной жизни, как оно важно для каждого христианина.

О важности церковного единства писал, например, Дионисий Ареопагит; это загадочный автор, очень сложный, загадочный уже потому, что его тексты появляются только в VI веке: раньше мы ничего не знали об этом человеке, но известно, что Дионисий Ареопагит – ученик апостола Павла, поэтому некоторые исследователи считают, что на самом деле автор, написавший трактаты, вошедшие в корпус «Ареопагитики» – собрание текстов, подписанных именем этого человека и стилистически принадлежавших этому автору, – написаны некоторым неизвестным монахом, который жил в V или VI веках. Как бы то ни было, как говорил один из современных исследователей его творчества, тексты Дионисия Ареопагита излучают такую святость, что ты невольно попадаешь под обаяние этого священного собрания и действия – cам текст меняет тебя, научая молитве, христианскому отношению к жизни и трепетному богословию.

Вот в одном из своих трактатов, посвященном церковной иерархии, описанию таинств, обрядов – ритуальной жизни, Дионисий Ареопагит говорит: «…каждое священносовершаемое действие и собирает в единовидном обожении наши разделенные жизни, и, благодаря боговидному соединению, дарует разделенным приобщение к Единому и единение с Ним». Сложно сказано, но вслушайтесь в это словоплетение, в этот сложный византийский стиль: он говорит, что мы во Христе обретаем обожение. Во Христе наши разделенные жизни соединяются вместе, проникают друг в друга.

Это говорит Ареопагит Дионисий о таинстве Евхаристии, самом главном – церковносовершающем, церковнообразующем и церковноформирующим – таинстве. И именно в нем и через него проходит линия разделения. Когда в Церкви осуществляется какой-то раскол, какое-то сообщество верующих откалывается от церковного общения, оно откалывается именно от общения тáинственного, сакрального – мы не причащаемся с этими людьми от одной Чаши.

Сейчас появились раскольники, которые, например, говорят, что «приблизился конец света» – или же «иерархи и современные священники предали Православие, и поэтому нужно уходить в леса, копать пещеры, сжигать паспорта». Начинают слушать тайно, проклинают людей, которые ходят в Церковь, сами себя при этом называя верующими. Есть люди, которые называют себя катакомбниками; они собираются на квартирах, распространяют листовки и, опять же, сеют раскол и ненависть среди верующих. И есть люди, которые уклонились в какой-то нравственный либертизм, в самовольное учение толкования догматов церковных, которые, наоборот, исповедуют строгость Устава, верность календарю. Такой либертизм во всем и по отношению к догматам и по отношению к нравственным предписаниям церковной жизни.

Господь нам говорит, что мы призваны к свободе. И богословие апостола Павла, учителя Дионисия Ареопагита, было богословием свободы и благовестием христианской свободы для каждого из нас. Мы не должны забывать, что свобода во Христе налагает на нас и ответственность определенную: если я прихожу к Чаше Евхаристии, если в ней разделенные жизни наши проникают друг в друга, значит, они со-ответственны в том числе и за Церковь.

И всякое мое слово, всякий соблазн, который я могу посеять среди верующих людей, стать инициатором раскола – это есть преступление против Церкви: нарушение церковного единства. Тогда начались очень жестокие Соборы, тяжелые, которые длились десятилетиями и даже не одно столетие, споры с арианами (это еретики, которые отрицали Божество Иисуса Христа) – церковная история сохранила для нас, что Христос явился в видении одному из епископов, который присутствовал на Соборе, разбиравшем вероучение Ария (человека очень симпатичного, кстати, аскета, бессребреника, очень образованного, которого все очень хорошо знали, любили, уважали, но исповедовавшего вещи, которые просто перечеркивали христианство); так вот, Христос явился этому епископу в разорванной ризе. Епископ спрашивает: «Кто Твою ризу, Господи, разодрал?» И Господь говорит: «Арий».

Хитон, риза – есть символ Церкви. И те, кто сеют раскол между верующими людьми, те, кто устраивают смуту, должны прекрасно понимать, что они дадут отчет перед Богом за эту разорванную ризу – разорванную живую ткань жизни церковной. Это огромная ответственность. И следует очень серьезно подумать, прежде чем сделать такой шаг: нам однажды предстоит смотреть в любящие, но, может быть, огорченные глаза нашего Господа.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс