Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (858) → Протоиерей Артемий Владимиров: Великий пост

Протоиерей Артемий Владимиров: Великий пост

№9 (858) / 1 марта ‘16

Уроки Православия

Жизнь христианина немыслима без подвига, без тех трудов и усилий, которые совершаются ради избавления от страстей, обретения добродетелей, продвижения по пути спасения. Жизнь христианина немыслима без аскетики, которая, по слову нашего сегодняшнего гостя протоиерея Артемия Владимирова, есть наука о страстях и практика их истребления с помощью собственных бессильных усилий и всемогущей Божественной благодати.

Особое место в этих подвижнических усилиях занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе. Об этом мы и будем говорить с отцом Артемием на наших великопостных, аскетических беседах. И начнем этот разговор с того, почему же так важно иметь об аскетике правильное представление и уметь правильно совершать аскетическое делание. Пояснить это нетрудно на таком примере. Допустим, устав от малоподвижного образа жизни, мы отправились в тренажерный зал, чтобы заняться там аскетикой или, иначе, атлетикой или просто физическими упражнениями. С чего мы начнем? К какому тренажеру подойдем в первую очередь, к какому – в последнюю? Сколько времени будем шагать по беговой дорожке или тренироваться на силовых тренажерах? При какой нагрузке? Неизвестно! Именно поэтому новичку первое занятие советуют проводить с тренером. Вот и в духовной аскетике – без наставлений и подсказок опытных людей нам также не обойтись. На сегодняшнем уроке отец Артемий расскажет не только о необходимости аскетики, но и о том, кто в этом делании может стать для нас тренером и что требуется от нас самих, чтобы приступать к таким занятиям.

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России: – Существует такое представление, что аскетика – наука о страстях, о познании самого себя в свете Божией благодати и одновременно искусство, практика искоренения мучающих нас и чуждых нам страстей – это для немногих, это что-то элитарное, что-то эксклюзивное. «Ой, я этим не интересуюсь! – скажет какой-нибудь крещеный человек. – Это не для меня, я больше люблю читать отвлеченные богословские исследования». Большое, мои друзья, заблуждение! Вечная участь нашей собственной души, личности зависит от меры очищения сердца, а сердце – вместилище не только благих, светлых желаний, чаяний, побуждений, но и скрывающихся от нашего взора гордости и тщеславия, гнева и сребролюбия, блуда и чревоугодия, уныния и печали, этих страстей, которые своими корешками сидят в глубине нашей природы. Как можно почитать для себя делом пустячным, ненужным выкорчевывание этих смертельно опасных корешков? Оставьте ваш сердечный огород без внимания и попечения – и вы через неделю его не узнаете, все зарастет чертополохом, вырастет такой борщевик, прикоснуться к которому уже будет смертельно опасно!

Вот почему о борьбе с самим собою говорит Господь: «Употребляющий усилие над собою входит в Царствие Небесное». Царствие Небесное с усилием берется и водворяется в чертоге человеческой души. «Шесть дней делай дела твои» – сказано в первую очередь о нашем собственном сердце, а вот придет ли день покоя, зависит от того, преуспеем мы в борьбе или нет. Вы помните, как еще Адаму, нашему праотцу, сказал Небесный Отец: «В поте лица твоего будешь вкушать твой хлеб». О чем это сказано? Неужели только о хлеборобах и земледельцах? Да нет же. В первую очередь об очищении души от страстей. «Никто, – по слову Исаака Сириянина, – не восходил на Небо, живя прохладно (то есть потакая своеволию, капризам, страстным желаниям своей души), но путь на небо есть ежедневный крест». «А земля в ответ на твои потуги и труды произрастит тебе тернии и волчцы», – говорит нам Книга Бытие. Не расслабляйся, не почитай себя уже достигшим цели, покуда душа в теле. Оставишь свой земельный надел сердечный без внимания, встанешь утром, а там проросли ядовитые произрастания: тщеславие, мнительность, обидчивость, рассеянность, забывчивость, непримиренность, неудовлетворенность, уныние, ропот...

Вот почему аскетика есть наука из наук. Первый раз – в первый класс! Все мы дружно должны выйти на это поле. Солнце уже высоко, плантации не обработаны, «американский колорадский жук», к сожалению, уже сел на наши сердечные произрастания… «Вставайте, граф, вас ждут великие дела! Рассвет уже полощется!» Не знаю, какими еще словами, дорогие друзья, убедить вас, что познание самого себя, борьба со страстями, врачевание собственной души есть первостепенная нравственная задача каждого, кто хочет именовать себя хомо сапиенс – «человек разумный». И сейчас мы с вами будем писать наши «мартовские и апрельские тезисы».

С чего начать и чем закончить? Ни один полководец не ведет армию на врага, предварительно не определив диспозицию, не начертав план военных действий. Вот почему и в нашей невидимой брани, в нашем воинском сражении с самим собою должна быть определенная последовательность, ступень от теории к практике. Притом и практика тоже должна осуществляться планомерно, с чувством, с толком, с расстановкой. Но конечно, прежде всего – теория. Она у нас берется не из резервов собственного интеллекта, но представляет собою богооткровенное ведение – библейское, помноженное на труды святых отцов: Антония Великого, проведшего в пустыне пятьдесят лет; Макария Великого, который стяжал смирение, а за ним и любовь, так что и мертвых воскрешал призыванием имени Христова; оптинских старцев XIX – начала XX века, которые замечательной мудростью, смирением, благодушием, радостью принимали измученную либерализмом московскую интеллигенцию, уча их уму-разуму, и возвращали в лоно Церкви ее строптивых сынов.

Итак, есть библейская картина о человеке, разъясненная, растолкованная, разжеванная святыми отцами, древними и последними, так что в призме их созерцания, их литературного наследия мы с вами сумеем, как под увеличительным стеклом, увидеть наши собственные страсти. И при этом не впасть в уныние и отчаяние: «Ой, жизнь моя кончается, сейчас я упаду!», но обрести психологию воина или хирурга, который сам себе делает операцию. Ну а если точнее, Хирургом нашим является Сам Христос Искупитель, а Божественной благодати-уврачевательнице под силу очистить, пересоздать, освятить ученика Христова и из гадкого утенка превратить в белого лебедя! Человеку это невозможно, а Богу – возможно. От нас нужно лишь хотение, желание – как говорили в старину: «Если чего-нибудь захочешь, обязательно достигнешь». А мы добавим – с Божией помощью! (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475