Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (911) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Компьютерная зависимость у подростка

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Компьютерная зависимость у подростка

№14 (911) / 4 апреля ‘17

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №13 (910) 2017

– Иногда бывает так, что ребенок уже в принципе насытился этой компьютерной информацией, ему хочется у мамы что-то узнать, но мама к этому никаких условий не создает, и приходится искать информацию в компьютере или, например, через других сверстников, которые общаются с родителями, и так далее. То есть – если исключить провокационный момент с точки зрения самого родителя, – реакция на агрессию ребенка, который страдает компьютерной зависимостью, должна быть сдерживающей эту агрессию, а не доводящей ее до какого-то пикового состояния.

Как правильнее это сделать? Мы как-то посвящали передачу агрессии младшего школьного возраста, младшего школьника: она бывает защитной. И мы говорили о том, что ребенок младшего школьного возраста, агрессируя, защищается. Сейчас эта тенденция сохраняется (он защищает свою территорию, свое дело, свое занятие), но еще и дополняется такой причиной, как власть: ребенку важно победить, важно оставить взрослого в состоянии неудовлетворенности. И он чувствует, когда взрослый неудовлетворен. А мы понимаем, что ребенок будет бороться, агрессировать, сражаться с родителем любыми средствами. И если для взрослого будет не совсем адекватно схватить нож и сказать: «Я сейчас тебя…», хотя такие случаи тоже бывают, то ребенок вполне в состоянии это сделать, напугав тем самым родителя и получив ту желаемую власть над ним, которая его побуждает просиживать за компьютером, а потом агрессировать.

Поэтому, анализируя собственные действия, родителям, особенно отцам, которые действительно обладают той самой властью, связанной с полом и с физическими возможностями, следует контролировать состояние собственной агрессии: чем агрессивнее родитель, тем агрессивнее будет ребенок. И если, например, вы не хотите, чтобы подростковая агрессия стала сильнее вашей, остановите себя в своей собственной агрессии. Реагируйте на то, что вам неприятно, сдержаннее, тогда вы не получите это состояние, более значимое и агрессивное, у вашего ребенка.

В ситуации, когда ребенок уже вошел в состояние агрессии и уже борется с родителем… Уважаемые родители, вы взрослые люди, – отступите! Пусть это будет с каким-то комментарием, например: «Давай поговорим об этом позже» или: «Я не готов обсуждать эту ситуацию в таком состоянии» – и уйдите. Но поймите, что, если вы будете бороться, ребенок будет бороться до конца, он не хочет оставаться последним в этом случае, – и поэтому вы, как более грамотный человек, понимающий последствия всех этих враждебных действий, отступите. Немного в другом формате нужно продолжить разговор; может быть, даже после общения со специалистом вы определите, как к вашему ребенку правильнее будет подойти. Но сейчас бороться и добивать эту ситуацию так, чтобы последнее слово осталось за вами и ваше правило оказалось, так скажем, самым главным, слышимым, не стоит: через какое-то, буквально ближайшее, время вы поймете, что ребенок все-таки оказался по-своему прав и остался при своем.

В таких ситуациях минимум, что может случиться, – ребенок встал и убежал из дома. И он тоже оказывается прав: хуже вам, чем ему, то есть он-то ушел из этой ситуации. Ну и, как крайняя мера, – это вообще драка с родителями; такое, к сожалению, случается.

А когда родители, пытаясь прекратить просмотр видеофильмов, компьютерной игры, перестают платить за интернет, отключают из розетки, выдергивают вилки, провода – какие-то действия предпринимают, как к этому относиться? Правильно ли так поступать? Ведь своей цели родители, по идее, добиваются: ребенок не играет, не смотрит...

– Вообще, у данного поведения есть две стороны. Первая – положительная позитивная сторона – это договор. С подростком, который вполне осознанно совершает этот поступок (он садится за компьютер, включает его, то есть осознанно начинает работать и заниматься в этом виртуальном пространстве), родитель договаривается: «Давай так: ты играешь вот при этих условиях. И если вдруг что-то в этих условиях у нас с тобой не срабатывает, то я выключаю, не оплачиваю – будут вот такие последствия». Абсолютно адекватный договор, где важно получить согласие от ребенка. А родителю важно объяснить, почему он вынужден принять такие условия или предложить их ребенку, конечно же, поясняя заботой о нем, говоря: «Знаешь, ты не заметишь, как твоя привычка или твое время за компьютером превратится вообще во все твое время жизни, и, к сожалению, это влияет…» – и объяснить, как влияет, показать свою грамотность в этом вопросе. И если эти действия происходят по какому-то соглашению и родитель говорит: «Ты знаешь, мы договаривались, поэтому я отключаю» или: «Мы договаривались, поэтому я не плачу», – тут все в порядке.

Когда же это на эмоциях (вторая сторона), родитель попытался что-то сделать сейчас, как-то запретить, но не получилось, и тогда он с гневом и яростью вырывает все...

Забирает мышку компьютерную.

– Забирает и так далее, тогда ждите ответной реакции. Тогда спустя какое-то время вы получите (как только что я говорила) в два раза ярче реакцию, чем ваша, более жесткую, более властную, чем ваша. И тогда придется опять же (мы поднимаемся выше) и вам быть более жестоким, злым – и каким еще? – в отношении ребенка... Эта эмоциональная сторона приведет только к отягощающим последствиям, с которыми вам потом придется и внутри себя бороться: это формат эмоциональной неустойчивости, неподконтрольности своих эмоций, и, с другой стороны, научение своего ребенка реагировать похожим образом.

Перефразируя то, что Вы сказали: зло порождает зло, да?

– Да, абсолютно верно. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-30-iyunya-2016g;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-1-iyulya-2016g

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс