Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (908) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 46

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 46

№11 (908) / 14 марта ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №10 (907)

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем разбирать Псалтирь и сегодня будем говорить о 46-м псалме. Он имеет надписание: «В конец, о сынех Кореовых» и тоже говорит о служении святых апостолов, о победоносном служении Церкви Христовой народу Божиему и о том, что народ принял проповедь святых апостолов.

«Вси языцы, восплещите руками…». О чем здесь говорит Давид? Конечно, рукоплескания – всегда радость, и святые отцы подчеркивают: народ принял Христову проповедь с радостью и изменился. И это изменение не просто внешнее, когда человек порадовался и забыл об этом. «Что значит «восплещите руками»»? (так говорит святой Иоанн Златоуст). Что такое рукоплескание? Оно должно быть не только внешним, но это и те добрые дела, которые люди стали делать после принятия проповеди Христовой. Добрые дела определенным образом показали, что человек изменился, добрые дела стали изменять саму жизнь. И все делалось не через понуждение, а через внутреннюю радость, которую люди получили через проповедь и восприятие самой Христовой веры.

«…воскликните Богу гласом радования…». Восклицание отличается от пения – воскликнуть человек может в какой-то победоносный момент, выразив великую радость от победы. И здесь святые апостолы восклицают к Господу, ведь им удалось совершить свое служение и просветить мир Христовой верой.

«…Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли…». Действительно, Господь приобретает Себе эту землю, этот мир, и не просто становится Царем как Бог (Богом Он всегда был), а здесь Он действительно Царь: Он искупает каждого человека собственной Кровью, приобретает за счет Своего страдания каждого верующего и становится действительно Царем – как Тот, Который полагает Себя за Свое Царство.

«…Покори люди нам и языки под ноги наша…». Здесь есть такое деление: покори люди нам. Какие же люди покорил Господь Церкви, христианству? Это люди, сами принявшие веру: есть завоевания насильственные, а есть завоевания любовью – любовь дается человеку через веру. Они поверили проповеди святых апостолов. И первые, о ком мы узнаем через Священное Писание, – это иудеи, которые через проповедь апостола Петра приняли веру, сначала 2 000 человек, потом 3 000. Именно о них и говорится в псалме.

То есть псалмопевец Давид опять-таки пророчествует, каким образом будет распространяться христианство по всей земле. Но везде указывается, что святые апостолы не просто своей проповедью осуществили такое служение, но Бог помогал, Бог над всеми был в это время, участвовал в проповеди: если бы сила Божия не укрепляла, если бы Сам Господь не участвовал в ней, она бы не была такой успешной, не принесла таких сильнейших плодов. Но так как Господь участвовал в этом Сам, происходили великие чудеса: слово апостолов по-иному отзывалось в сердцах людей, и они давали достойный плод своей веры и своего упования – не просто принимали, а еще и давали плод, тоже проповедуя о Воскресшем Христе. Не каждый мог идти по селениям проповедовать, но каждый проповедовал в своем доме, среди своих близких – через дела и то изменение, которое совершалось человеком, принявшим Христа.

«…покори люди нам и языки под ноги наша…». Под чьи ноги? Конечно, под ноги святых апостолов, но не потому, что апостолы ходили своими ногами по человеческим телам; все припадали к ногам апостолов с благодарностью за то, что те открыли им Христа, веру и новую жизнь, новый образ мысли, который и приводил к изменению этого мира. И люди чувствовали, насколько совесть успокаивалась, когда они со Христом, насколько жизнь становилась радостней. Надежда и упование, что подарили им святые апостолы, открывали пределы вечности. Поэтому, с Божией помощью, и языческие народы были просвещены Христовой верой и за это очень были благодарны святым апостолам.

«…избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби». Конечно же, Господь Сам избрал достояние Свое, поделил жребием святых апостолов и направил их на определенное служение. И только в конце говорится: «доброту Иаковлю». Что это значит? Это просвещенный народ израильский. Тех, кто принял Христа, было немного, но они были самые добродетельные, самые великие и достойные из всего иудейского народа. Поэтому здесь Псалмопевец и пророчествует, что примут веру Христову не все, но лучшие и добродетельнейшие среди иудеев. Поэтому он называет доброту Иаковлю. Но расставляет все очень тонко, по очередности: сначала о тех, кто принимает, потом говорится о языческих народах, во множестве принимавших христианство, и уже потом, на третьем месте, иудейский народ: среди него веру принимали единицы, но это были самые лучшие его сыны. И все это юже возлюби. Конечно, Господь возлюбил их, потому что это Его достояние, Его Церковь.

«Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Господь совершил Свое дело служения, пророчествует Давид, и, когда Он его совершил, должен был отойти от земли и воссесть на Престоле Царствия Своего. И здесь Псалмопевец пророчествует о Божественном Вознесении: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Если мы прочтем Евангельское повествование, то увидим, что не было труб, а что же здесь имел в виду Псалмопевец? Иоанн Златоуст и другие святые отцы говорят, что это голос ангельский, который возвещал об этой славе и говорил святым апостолам, это и слова тех, кто провожал до Елеонской горы Христа Спасителя, – святых апостолов, Матери Божией. Все это было действительно «гласом трубным».

«Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно». Глубочайшие слова! Троекратный призыв, чтобы мы уразумели, что должны воспевать Бога и воссылать Ему благодарение, ведь Он – Бог наш, Царь наш, Царь всея земли, Который и искупил, и приобрел это земное царство и все человечество через Свою Божественную Кровь, через Свое страдание. Воспевать, прославлять Бога – значит приближаться к Нему. И мы знаем, что не столько Богу нужны наши славословия, сколько они нужны нам – через них мы обретаем с Богом дружбу. А мы должны быть друзьями Бога, мы не должны воспринимать Его как некую абстракцию, как Того, Кто высоко и далеко от нас. Бог – Отец наш, почему мы и обращаемся к Нему в молитве «Отче наш», Сам Господь повелел называть Его Отцом. Мы знаем, насколько родители близки к нам, – настолько близок к нам и Бог. Родители всегда переживают за собственных детей, и Бог переживает за каждого из нас, Он хочет, чтобы каждый спасся и в разум истины пришел. Поэтому мы должны приближаться к Богу и не считать Его далеким. Когда мы приближаемся к Богу, мы по-настоящему можем дружить с Ним, и мы не просто «неключимые рабы» для Него – некое нелепое творение, непослушное, недостойное создание. Для Бога мы не только дети, мы и друзья Ему: «Вы друзи Мои есте» – очень высоко Господь оценил каждого из нас, и каждый из нас может быть другом Бога, то есть очень и очень близким.

Что значит быть другом? Мы все в земной жизни понимаем, что значит дружба, она дает нам очень многое. Дружить – это значит любить, иметь преданность, быть жертвенным для своего друга, то есть жить жизнью друга, жить той жизнью, которая подчеркивает эту близость и готовность пострадать за друга. Дружба не выносит предательства, гордыни, надменности, тщеславия, брезгливости, превозношения. Это самое лучшее качество, которое может установиться в человеческих отношениях, поэтому Бог предлагает нам быть верными, преданными друзьями. Дружба, как и любовь, имеет свойство взаимности – невозможно дружить с тем, кто с тобой не дружит. И если один дружит, то и другой готов принести жертву ради этой дружбы – как Бог приносит Жертву, готов за нас страдать, заступаться, всегда нам помогать, в каких бы обстоятельствах мы ни находились. Бог не презирает нас ради этой дружбы, даже когда мы бываем недостойны ее: дружба прощает все, не может простить только одного – предательства и измены. Поэтому Господь хочет таких очень близких отношений. Бог готов с нами дружить.

Готовы ли мы? Готовы ли мы приобрести эту дружбу и через что мы можем ее приобрести? Здесь Псалмопевец говорит: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему…». Трижды восклицает, что только через это мы сможем приблизиться к Богу, подружиться с Ним, уразуметь, что «яко Царь всея земли Бог, пойте разумно». Но здесь не просто пение, не просто славословие должно быть между нами и Богом. Славословия не должны быть некими словами, сотрясающими воздух на этой земле, – слова должны быть разумными. И святые отцы говорят, что как всякие яства услаждают гортань, так каждое слово должно проходить через наш ум, через наше понимание. Когда мы обращаемся к Богу через молитвы, через церковные песнопения, мы обязательно должны слова их пропускать через свой ум, не просто устами говорить: то, что говорят уста, порой не слышит разум – это не проходит через него. Не случайно есть такая русская пословица: «В одно ухо влетело, в другое вылетело».

А здесь все должно содержаться в голове: это общение дорогого стоит, очень многое открывает нам, и каждая молитва проходит не только через разум, но еще и через наше сердце, а значит – через всю человеческую природу. Порой, когда ты осознаешь глубину молитвы, слова, обращенного к нам через Священное Писание, у тебя начинает открываться сердце: оно начинает радоваться, появляются глубина, вдохновение, восторг, благодарность Богу, ведь ты начинаешь понимать Бога (а дружба начинается с понимания), и ты идешь к Нему, видя, как Он тебя поддерживает, какую милость явил Господь всему роду человеческому, что для нас сделал.

Эта тайна начинает открываться только через молитвы, только через те славословия, которые мы приносим Богу, когда прославляем Его дома, в Церкви, в обществе людей. Только тогда это может открыться, поэтому Псалмопевец акцентирует, что славословие всегда должно быть в нашей жизни, но оно должно быть не автоматическим, а разумным: разумное славословие Бога, очень много нам дает. И самое главное, мы по-настоящему начинаем общаться и быть не просто детьми Божиими, но и друзьями Самого Господа.

«Воцарися Бог над языки: Бог седит на Престоле святем Своем». Да, Господь воцарился над всеми народами земли, ведь Он – Царь. Мы уже говорили, что Господь приобрел это Царство за счет того служения, той Жертвы, которую Он принес ради всего человечества. Что значит Бог седит на Престоле? Это свидетельство: Бог является нашим Царем, и Он Царь вовеки, седит на Престоле. И это говорит о твердости: человек, который не сидит, а стоит, естественно, не может говорить, что все подчинено ему, но только сидящий на троне, крепко сидящий в кресле свидетельствует о постоянстве, твердости своего положения.

Это, конечно, больше говорит, чтобы мы укреплялись в вере и начинали осознавать, насколько важно для нас это понимание. Если оно укоренится в наших сердцах, значит, и стремление наше будет определенным и совершенно оправданным. Бог совершил великое чудо, открыл Себя этому миру, покорил Царство. А каким образом все это происходило? Ведь это действительно происходило нелегко, но с Божией помощью стало возможно. А что произошло? Как мир реагировал? Совершенно чудным образом.

Дальше псалмопевец Давид говорит: «Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим. Яко Божии державнии земли зело вознесошася». То есть все покорились Богу – и князи земные, и цари, и владыки. Они приняли Христа, какими бы они ни были сильными, величественными, как бы долго они ни сопротивлялись, но все равно мы видим, какое победоносное шествие христианства прошло по земле. И многие изменились и стали совершенно другими: «Божии державнии» – святые апостолы, и все верующие зело вознесошася. Вознесошася каким образом? Конечно же, в своем духовном стремлении, своем преображении, изменении очень сильном.

Если бы не было этого изменения, мир бы погиб, ведь Христос пришел в этот мир, когда он был исполнен всякого беззакония, когда всякая неправда наполнила человечество, когда оно потеряло смысл жизни. O tempora, о mores – о времена, о нравы! «Зачем мы будем жить? Давайте сегодня получим от жизни все, чтобы умереть». Действительно, мир либо захлебывался в своем богатстве и развращенности, либо жил в суровой бедности и рабстве. Осмысленности жизни не было.

И только христианство принесло некий смысл жизни: люди увидели, что и от земли-то много не надо, увидели правильное направление к духовному совершенствованию, и это приносило огромную пользу и радость. Мы это очень чувствуем, когда человек воцерковляется – его такой восторг охватывает в церкви, что он начинает понимать: все то, что было до этого дня, ничего не стоит. Даже будучи богатым, он говорит: «Я не хочу больше быть богатым», а человек, занимавший большие должности, говорит: «Я лучше пойду и буду служить в церкви – здесь есть удовлетворенность моей жизнью». Тот, кто никогда не благотворил, начинает благотворить, понимая, что радость не от того, что он что-то берет, а от того, что он может что-то дать и кого-то наградить какой-то милостью, и эта человеческая благодарность приносит ему счастье и удовлетворенность в земной жизни.

Действительно, все изменяется, и святые апостолы это изменение принесли в жизнь. В этом заключается победоносное шествие Церкви по всей земле – не в том, что мы смогли привести ко Христу все народы земли. Сейчас есть много различных религиозных течений, но человек, обретший Христа, получает уверенность в этой жизни и преображается внутренне, духовно и возвышается над всеми стихиями и страстями этой жизни, – это достаточно видно для каждого человека, и это становится понятным. Поэтому это необходимо.

Мы можем сегодня проводить всякие параллели между тем, что было тогда и что происходит сейчас. Прошло несколько тысячелетий после проповеди святых апостолов. Что было до Пришествия Христа? Какими были народы, когда они еще не видели Христа? Мы говорили, что мир начинал терять смысл жизни, он должен был погибнуть, но Христос принес Самого Себя в этот мир и освятил Его Своим служением, страданием, Своей крестной смертью. И люди стали изменяться, преображаться, мир стал изменяться – он уже был наполнен осмысленностью.

Сегодняшний мир, который потерял Христа и больше ищет земного, тоже теряет смысл жизни. Почему мы сегодня теряем молодежь? Почему многие не могут понять, в чем дело: все есть, а интереса нет. От того, что нет Христа, нет вечности, человек живет не цельной жизнью, а какой-то половинчатостью; она крадет у него все необходимое для осмысленности жизни. Поэтому сегодня многие становятся наркоманами, алкоголиками: они не верят во Христа, для них еще не открылась вечность. Многие не хотят жить, и самоубийство становится панацеей современного мира: нет интереса – «завтра ты получишь то же самое, что и сегодня, так давайте сегодня возьмем от жизни все, чтобы завтра смело умереть».

Проповедь Христова продолжается и сегодня, и когда человек действительно обретает Христа, то он изменяется, как изменились целые царства и народы, о чем пророчествует последний стих. И насколько они возвеличились и возвысились над всей землей! И сегодня в Церкви Христовой в малом проценте, но все это происходит: человек изменяется, преображается, не может нарадоваться тому высокому, духовному, совершенному состоянию, которое он обретает в Церкви Христовой: через нее он обретает вечность и к ней начинает стремиться, и это оправдывает его земную жизнь, он глубоко осмысляет человеческие отношения – начинает понимать, для чего даются скорби, как их можно преодолеть, к Кому нужно обращаться и Кто тебя может укрепить в этой жизни. Ты понимаешь: то, что Господь тебе попустил или послал в этой жизни, и явилось для тебя ступенькой, которая и возвысила тебя в земных отношениях, и приблизила к Царствию Небесному.

Глубочайшие псалмы! Мы всегда будем стараться понимать их в реалиях нашей жизни, но эти пророчества касались не только первого времени Церкви Христовой и ее распространения на земле, но касаются и нынешнего дня. В больших или малых масштабах все, о чем пророчествовал псалмопевец Давид, остается в силе даже до сего дня. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс