Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (908) → Протоиерей Андрей Канев: Получить силу бороться с грехом

Протоиерей Андрей Канев: Получить силу бороться с грехом

№11 (908) / 14 марта ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №10 (907) 2017

– Там узы и оковы не разрешимы. Там, несмотря на обилие пламени, тьма не проницаема. Там царство вечной смерти. И эти адские муки так ужасны, завершает рассказ святитель Игнатий, что перед ними ничтожны лютейшие из земных мук, насильственная смерть.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Ад – это действительность. Как рай – это действительность, так и ад это тоже действительность. И мы, христиане, должны не только знать теоретически или там предполагать. А знать для того. Чтобы это использовать в нашей жизни.

– Но вот что удивительно. Мы в нашей земной жизни добровольно никогда не отправляемся туда, где заведомо плохо. Не зря же народ подметил: «Рыбка ищет где глубже, человек – где лучше». Так почему же тогда поиск лучшего, благого в духовной жизни вдруг перестает работать?

Протоиерей Андрей Канев: – Потому что грех имеет такое свойство затмевать ум. Это его особенность. Часто же бывает, не случайно апостол Павел даже говорил, что немощь человеческого существа – что хочу не делаю, что не хочу делаю. Вот это к нам особенно относится ко всем грешникам то, что грех в первую очередь действует через ум. Вот если так вспомнить, как действует грех: сначала лукавому нужно не просто втолкнуть человека в какое-то грехопадение, а повредить ум сначала. И ум повреждается принятием неправильных помыслов и мыслей. Принятие своей воли на выполнение того греха.

Мы живем в суете, в невнимательности, и процесс усвоения умом греха (принятием сердца, склонением воли, это все этапы и святые отцы это описывают) и из-за невнимательности не замечаем. Мы замечаем, что у нас уже страсть взорвалась и ты уже ничего соображать не можешь. Это вот особенность греха. Но тем не менее нам же оставлено покаяние, как возможность снова к вечной жизни приобщиться. Поэтому любые разговоры об аде и адских муках они опять же нам с вами нужны не для того, чтобы смаковать как любопытные сплетницы, кто как живет и что как будет. А мы это узнаем, что нас предупреждают, что впереди пути обрывистая местность, что мы должны соблюдать определенные правила безопасности, чтобы не попасть в пропасть. И мы должны знать, что пропасть это и есть. И это огромное знание дает огромную силу человеку не нашему с вами немощному опыту, а опыту того же святителя Игнатия, который пишет, допустим, что память смертная имеет большое значение для человека, который хочет бороться с грехом, напоминание себе об аде. «Держи свой ум во аде» – известная такая фраза, о чем говорит? Не о том, что человек отчаялся и в отчаянии живет. А о том, что когда лукавый показывает сладость греха, человек волевым усилием, ну это уже более совершенный христианин, может напомнить себе об адских муках и получить силу бороться с грехом. Но в нашем случае мы хотя бы принять должны, что это есть. Это уже много значит. Что мы не будем обманываться, что все спасутся, что адские муки не вечны. И Христос Господь говорит в Евангелие, что это есть, это будет, это существует. Поэтому на самом-то деле у нас есть живые примеры среди наших близких, давайте будем просто внимательными и увидим, что эти адские муки существуют не только тогда уже после смерти, а уже здесь сейчас есть. Это очень легко заметить, как страдают люди. Даже если в себе вот посмотреть, как грех насилует твою собственную душу. И не обязательно это какие-то тяжкие падения. Даже вот начни бороться элементарно с чем-то даже простым, с чревом например, ограничить себя, не осуждать, вся в пух и прах твоя борьба идет. Это же о чем говорит? Это приносит и страдание на самом деле. Вот если человек начнет именно наблюдать за собою, он увидит, что отблески адского пламени проявляются. А если человек в зависимости находится или в отчаянии, или в крайней степени печали. Это реальные мучения и люди терпят сейчас уже.

– Однако не всяких мучений мы должны бояться и не всяких избегать. Святитель Игнатий предлагает нам узнать, какие мучения и ради чего могут быть для человека спасительными и целительными, а какие могут обернуться вечной казнью. Он пишет: «Спаситель мира, предвозвещая ученикам Своим поприще мученичества, заповедал: «глаголю вам другом Своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, Того убойтеся»». И далее святитель предлагает нам увидеть глазами веры блаженство, уготованное рабам Божиим. И какие неизреченные муки ожидают врагов неверных. Так святые мученики претерпевали самые лютые казни, который изобретал перед ними злобный мучитель. И тем самым бесчисленными скорбями, смертями, они сокрушали под ноги свои вечную смерть.

Святые в памяти своей непрестанно взирали на муки ада и этими воспоминаниями они побеждали искусителя. Который живописно и увлекательно рисовал грех в их изображении. И мы только потому побеждаем страсти, что забываем о казнях, следующих за ними. И только по тому считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских.

Протоиерей Андрей Канев: – Нам опять же святитель Игнатий передает опыт, он не просто пишет богословский труд, он его пишет и делится опытом. Вот почему мы в жизни очень часто мучаемся от близких, от обстоятельств, ропщем. Мы такие замечательные, а вокруг нас грешники. Если по-христиански относиться к этому, Игнатий нам открывает что делать. Он говорит, что мы за свои прегрешения еще и не этого достойны. Поэтому потерпи сейчас своих близких, трудностей, которые у тебя в жизни есть, неполадки со здоровьем или в отношениях с начальством, с подчиненными, не важно с кем. Потерпи это. Потому что это является лекарством. Эти-то страдания они же заканчиваются. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс