Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (902) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 42

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 42

№5 (902) / 1 февраля ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №4 (901) 2017

42-й псалом как бы продолжает 41-й и тоже утешительный. Особенно когда мы чувствуем оставленность, когда враг восстает на нас в духовном отношении, когда на нас восстают и видимые враги, причиняя нам немалое зло, – всегда надо читать эти псалмы. Они будут давать нам надежду на то, что в любых трудных ситуациях Господь никогда не оставит нас, но всегда будет являть Свою помощь и заступничество.

Конечно, надо помнить, что Господь дает испытания на определенное время, но потом являет каждому из нас Свою милость, ведь Он Бог наш, а мы люди Его – «мы, народ Твой и Твоей пажити овцы». Он любит нас, а мы всей душой и сердцем стремимся к Нему. И не только когда нам тяжело и трудно: для нас всегда общение с Богом радость, без Него жизнь для человека и темна, и страшна. Без Него человек ничего не может достигнуть в этой жизни. Помните, как сказал Христос? «Без Мене не можете творити ничесоже». Наши предки говорили: «Без Бога не до порога». «Во свете Твоем мы узрим свет», то есть мы увидим во свете Божьем и свет земной. И свет земной никогда в истинном виде не преломится без света Божьего.

Мы говорим, что каждый псалом имеет свое надписание. Но не каждое надписание обобщает определенный смысл, заложенный в нем. Здесь говорится: Псалом Давиду, не надписан у еврей. Не надписан, поскольку он продолжает предыдущий псалом и также содержит пророчество окончания вавилонского пленения еврейского народа.

Еще раз подчеркну, что каждый псалом имеет и христологическое пророчество о Новом Завете – псалмы говорят о Пришествии Христа на землю.

«Суди ми, Боже, и разсуди прю мою». Здесь псалмопевец Давид взывает: «Господи, будь моим Судьей и рассуди, что происходит». То есть дай оценку происходящему и людям, поносящим меня от языка непреподобна. Кого называют языком (народом) непреподобным? Корень слова – «подобный». Подобный кому? Мы говорим «преподобный отче Сергие», «преподобный отче Серафиме» – так мы называем святых. Почему преподобные? Потому что они уподобились жизнью своей самим ангелам, своему Богу, во всем подражая им своей жизнью. А вот непреподобен как раз тот народ, который не живет по Закону Божьему, уподобляется самому себе или бездушным языческим богам, в которых он вкладывает законы, что подходят этому человеку. Поэтому этот народ непреподобен.

Здесь Псалмопевец просит Бога быть Судьей. Почему тогда о непреподобном народе он еще говорит: от человека неправедна и льстива избави мя? Псалмопевец вкладывает сюда очень глубокий смысл: человеком в единственном числе можно назвать и человека, который неправедно и льстиво поступает в нашей жизни, но также человеком он называет весь вавилонский народ, который и неправеден, и непреподобен, и в то же время льстив. Именно от такого неправедного народа просит псалмопевец избавить еврейский народ, «потому что мы, подобные Тебе, исполняющие Твои Законы, сейчас получаем поношения от этого народа. В этом ли, Господи, заключается Твоя правда? Ты праведен во всем, дай оценку этим событиям»: так бы мы сказали сейчас.

Когда мы несем поношение от тех, кто желает нам зла, мы всегда должны обращаться к этим словам, настолько они глубоки – неправедна человека, льстива. Почему лесть сама по себе грех? Потому что льстец – это обманщик, он никогда не говорит правду. Льстецом мы называем врага рода человеческого. Смотрите, какие здесь идут сравнения: «непреподобен», «неправеден» и «льстив». Это все указания не Божественного стремления, а низменного стремления к врагу рода человеческого: он непреподобен, он неправеден, он льстив. И всякий человек, который не подобен Богу, уподобляется злой силе: у него уже стремление не к Богу, а ко злу. Надо четко понимать, что у человека не бывает среднего состояния: бывает или состояние стремления к святости, или стремление ко злу. И если человек не признает Бога, сам по себе он не может быть праведным и преподобным. Он будет обязательно исполнен и непреподобства, и неправедности, и лести, которая будет обманом для тех, с кем он общается. «Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?». Эти очень глубокие слова – не просто обращение к Богу, Псалмопевец говорит: «Ты моя Крепость, Ты мое упование. Я живу этим упованием, и, если Ты меня отвергнешь, враг будет оскорблять меня. И он оскорбляет меня: хоть я уповаю на Тебя, мою Крепость, но Ты отринул меня в настоящую минуту, поэтому я сетую в неровности, нахожусь в состоянии какого-то огорчения, ропота. Нельзя меня отринуть – хотя я и неправеден, я Твой». У нас некоторые даже говорят: хотя мы и неправедные, но мы Божьи. И соль в человеке – это сохранить верность Богу. С этого начинаются заповеди. Даже ветхозаветные заповеди начинаются: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене», то есть «Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня». Господь Сам требует от человека верности. Если я остаюсь верен Богу в любых обстоятельствах, любых трудностях, значит, я имею право просить у Бога милости: «Я плохой, Господи, я нехороший, но я Твой сын». А по народной пословице мы знаем: «Хоть дитя и криво, да для родителей мило».

И для Бога мы так же милы, оставаясь детьми не по принуждению, а по любви и верности Богу: Господь – наша Крепость, Господь – наше Упование, Господь – наша Правда. Поэтому мы можем говорить такие слова: «Господи, почто оставил мя еси?». Господь на Кресте, обращаясь к Отцу в трудную минуту, говорит: «Почто оставил Мя еси?».

Да, Господь никогда не оставляет, да, Он посылает это испытание, чтобы исправить пути наши. Да, Он дает их нам, чтобы мы могли иметь оправдание в вечности, могли иметь спасение. Но мы всегда можем обратиться к Богу и сказать: «Почто оставил мя еси?», ведь так тяжело чувствовать оставленность.

И разные были выражения. Одна из последних дивеевских сестер, которая почти дожила до открытия возрожденной Дивеевской обители, вспоминала, что когда была революция и разрушались храмы, сестер сажали в тюрьмы, расстреливали, отправляли по лагерям, сестры тогда разбегались и говорили: «Все против нас: и люди, и мир, и Бог против нас». То есть они тоже ощутили оставленность Богом в эту минуту.

Бывает, и мы ощущаем оставленность только лишь потому, что ничего в нашей жизни не меняется, и неправда царит в ней, и по неправде мы оставляем какое-то поношение и оскорбление, поэтому говорим: «Суди меня, Боже, рассуди прю мою», получив неправедное отношение от своих близких. Тогда мы, конечно, говорим: Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, мы всегда уповали на Тебя, Господи, вскую (напрасно) отринул Ты меня. И напрасно я, сетуя, хожу, внегда оскорбляет враг... Потому что люди, не имеющие веры в Бога, начинают смеяться: «Ну вот, вы же служите Богу, а где же Бог ваш, когда вы терпите такие испытания?». Как тогда нужно поступать, как молиться? А здесь надо молиться не только о временности нашей жизни, но и о будущем. Какими словами нужно молиться?

И здесь Псалмопевец обращается к Богу так: «Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя». С одной стороны, мы можем говорить, что действительно есть смысл, чтобы, как призывает Давид, и свет Господь явил, и истину, которая наставит человека, покажет, каким образом ему идти (и введет меня в гору святую Твою и в селения Твоя, на гору Сион, в храм). Конечно, в храм, который есть дом Божий. Селения Бога – это храм, как мы уже с вами говорили в прошлый раз. Именно Соломонов храм есть домом Божьим: для каждого еврея понятно, что, если ты хочешь пообщаться с Богом, иди в Его храм. Ведь это был единственный храм во всем еврейском мире, и все они приходили к Богу – не Бог к ним, а они к Нему шли. Отсюда у них мечта вернуться не просто на свою историческую родину, а к тому месту, где есть селения Бога. Но, опять-таки, это невозможно осуществить без Бога.

Здесь святые отцы раскрывают нам и христологию этого псалма, потому что в нем заложен глубокий смысл: «Посли свет Твой и истину Твою». Кого просит Псалмопевец послать не только в земном понимании свет и истину? Мы же знаем, что истину невозможно найти на земле. Какая бы ни была истина, она будет относительна. А кто является светом? «Аз есмь Свет», – говорит Христос. Помните, Пилат вопрошает, что есть истина? «Я есть истина, и живот, и путь», – говорит Господь. И здесь сказано: «та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя». Только через Христа мы можем войти в жизнь вечную, только через Него можем подняться на гору святую, стать жителями Небесного Иерусалима как града Божьего. Вне Христа человек не может войти в вечную жизнь, получить избавления от скорбей и трудностей, испытываемых в жизни сей и на своем духовном пути.

«И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою». К какому жертвеннику? Естественно, находящемуся в храме Соломоновом. Но как к Богу, веселящему юность мою. Здесь толкователи говорят о том, что Псалмопевец как бы пророчествует, что после вавилонского пленения не каждый сможет войти и вернуться на свою родину. Те, кто зрелым ушел туда, обретут смерть в этом пленении. И только тот, кто родился в пленении, может войти в Землю Обетованную, вернуться назад и прийти к храму и жертвеннику.

В то же время можно говорить и о другом. Чем прекрасна юность в духовном отношении? Конечно, это время нелегкое и непростое: от юности моея многие борют мя страсти, то есть это время сильной духовной борьбы, неосознанности своей жизни, грехов, которые совершает человек. «Не помяни, – говорит псалмопевец Давид, – грех юности и неведения моего». То есть юность действительно наполнена именно этим. Но это сила, горячность, стремление. И именно юный человек обладает потенциалом возгораться к Богу настолько горячо, что доходит до пределов святости, в которой живет, и далее простирается к совершенству уже в Царствии Небесном. Поэтому когда Псалмопевец говорит о Боге, веселящем юность мою, он говорит о том, что служить Богу надо с таким потенциалом, которым обладает юноша, а не в расслабленности, в которой находится человек в старчестве.

«Исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой». Когда я вернусь к Твоему жертвеннику, как я буду исповедовать Тебя? Так, как раньше, как всегда служили при Соломоновом храме, – в веселье, радости, полной отдаче, в которой все выражалось через гусли. И какую любовь показывает Псалмопевец к Богу! Боже, Боже мой – такими оборотами, крепкими, сильными, обращается он к Богу, через это выражая великую к Нему любовь.

«Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой». Такими же словами, как 41-й, заканчивается и 42-й псалом. Удивительно, ведь всяким повторением (а повторы очень часто встречаются в псалмах), псалмопевец Давид ставит некий акцент: что главное мы должны вынести из этого псалма, из этих мыслей, этих пророчеств.

Псалмопевец вселяет некую надежду, когда говорит: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему». Никогда не огорчайся в жизни. Да, жизнь исполнена тяжелых испытаний. Да, трудностей много. Да, будешь и от близких своих терпеть поношения, и от врагов, и от начальствующих – все будет в жизни твоей. Но не думай, что от них все совершается без воли Божией. Господь дает тебе это поношение, это испытание, для того чтобы закалить тебя в добродетели. Но ты помни, что ты всегда в сердце Бога, всегда пред Лицом Божиим, Бог тебя никогда не оставит. Он обязательно поможет тебе. Он выведет тебя, ведь Он Бог твой, а ты Его чадо. Он любит тебя, – ты должен уповать на Бога. Какие бы трудные испытания ни были явлены тебе, ты всегда должен помнить, что Бог – с тобой. Проси, молись, славословь, благодари Бога, и Господь, конечно же, поможет тебе.

Это очень важно, особенно в наше время, когда вера наша становится очень поверхностной, испытывает некое преломление через ценности этого мира. И мы начинаем просить у Бога – вроде бы правильно поступаем, но видим, что Бог не дает или не сразу дает нам просимое, и от этого человек начинает озлобляться. И ладно бы это озлобление привело его просто к неверию, но в основном оно приводит его к вражде с Богом. С Богом, конечно, невозможно воевать – Бога никто же виде нигде же, значит, вражда идет через видимое воплощение Бога здесь, на земле. А мы знаем, что Бог в сознании, сердце человеческом поддерживается через веру, через святое Православие, поэтому сегодня мы видим многих озлобленных людей, которые борются с Богом через верующих людей, через священнослужителей, всячески поносят Церковь. Ведь эти люди, которые не имеют чего-то против конкретного человека – они его не знают, не знакомы с ним, но если он священник, то вся злоба, вся ненависть выливается на него через такие суждения. Что бы ни случилось со священником, сразу же какая-то яркая статья, какие-то комментарии, и блоги льют на священника такую ненависть, как будто он самый негодный человек в этой жизни. Дело не в нем, просто у этих людей не сложилось с Богом.

Всегда помните, что, когда кто-то плохо говорит о священнослужителях, епископате, Церкви, этот человек, может быть, не видит зла, но он выясняет свои отношения с Богом. Они не сложились. Почему? Когда было тяжело и трудно, у него не хватило упования на Бога. Еврейский народ 70 лет терпит вавилонское пленение. Россия 70 лет терпит пленение безбожных властей. И тот остался с Богом, кто уповал только на Него, кто знал, что Бог все равно даст избавление от этого лютого пленения. Как тогда вошли верные в радость с Господом, так и сегодня только тот, кто сохраняет это упование на Бога, может рассчитывать, что он будет в вечности. Поэтому такими словами и заканчивается этот псалом. И мы должны его понимать, может быть, не только в рамках святоотеческого суждения, но и в рамках нашей жизни. Сравнивая некие исторические этапы нашего Отечества и жизни конкретного человека, мы поймем, что, когда уповаем на Бога до конца, то это упование, как говорит апостол, никогда не посрамит нас.

Поэтому псалмопевец Давид и заканчивает сегодняшний псалом такими словами: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой».

Спасение будет только от Бога, дорогие братья и сестры, Он нас утешит, Он нам поможет. Такими утешительными словами заканчивается этот псалом, который будем всегда держать в своем разуме. И уповать на Бога. (Продолжение следует)

Записала:
Юлия Подзолова

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475