Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (898) → Протоиерей Андрей Канев: Люди начинают каяться, и Бог слышит их

Протоиерей Андрей Канев: Люди начинают каяться, и Бог слышит их

№1 (898) / 2 января ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №48 (897)

– Как нелегко лечиться и выздоравливать, хорошо знают те, кому довелось серьезно поболеть. Люди, проходившие этот путь, прекрасно понимают, как важно при этом иметь качественное медицинское сопровождение: наблюдаться у специалиста, соблюдать особый режим, правильно питаться, принимать соответствующие лекарства и процедуры. И для духовного выздоровления нам тоже требуется помощь и сопровождение – как Бога, так и других людей: священников или простых опытных мирян, которые (кто сказал, что нет?) могут подсказать, что и на каком этапе важно делать, как именно, на что обращать внимание, чего остерегаться и так далее. Ведь в Церкви за всю ее многовековую историю уже давно определены врачевания, которые необходимы для оживления грешной души – только как о них узнать, если нам об этом не расскажут? Не правда ли, созвучно тому, о чем говорит апостол Павел в Посланиях к Римлянам: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?»

И мы, продолжая череду подобных вопросов, спрашиваем: «Как узнать о грехах, если нам о них не расскажут? Как понять, что ты каешься правильно, если тебе не помогут, не просветят, и так далее?»… Таких вопросов христианину, который ответственно и серьезно относится к своему спасению, не избежать, и без поиска ответов на них не обойтись. Тонущий человек сам себя за волосы из воды не вытащит. Когда главный герой книги «12 стульев» Остап Бендер говорил, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», то на самом деле он вовсе не имел в виду спасение, а просто иронично доносил до собеседника мысль, что каждый должен решать свои проблемы сам и помощи ни от кого не ждать – мол, все равно не дождешься. А сегодня мы (уже нередко безо всякой иронии) говорим: «Это не наши проблемы» или: «Это ваши проблемы». Однако такая позиция характерна для общества, далекого не просто от религиозных, но и от нравственных идеалов, в котором человек человеку никто.

В Церкви все, слава Богу, не так! Здесь сам по себе и в одиночку никто не спасается и не оживает от греха. Грешник, желающий избавиться от своей мертвости, должен прибегать к таинствам Церкви, учиться покаянию, жизни по Евангелию, но при этом помнить слова святителя Игнатия, что «Совершитель воскресения – Дух Святой».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Да, это очень важные слова. И знаете почему? Не надо списывать все на человеческие усилия. Этим процессом действительно руководит Сам Господь. Еще раз напомним основы правильных понятий духовной жизни: покаяние – это дар. Часто приходится человека «потеребить», прямо потрясти и на место поставить. Вот увидел грехи: «А, все плохо, жизнь никакая, как жить?» Да тебе дар дан! Ты был слеп – и вдруг у тебя открылись на себя глаза. Человек говорит: «Я раньше не замечал, а тут начал видеть свои грехи». Так это же дар! Представляете, какими мы становимся «поросятами»! Нам дар дан, а мы этот дар начинаем выбрасывать куда-то в канаву своего отчаяния.

Даже сама возможность увидеть свой грех – это признак того, что в человеке начинает действовать благодать Святого Духа. Это надо совсем по-другому оценивать. Надо благодарить Бога, что Он показал нам наш грех, а мы начинаем использовать это наоборот – как средство уйти от Него, скрыться в кустах: в этих грехах мы увидели свое обнажение, увидели, что представляет собой наше сердце, какое оно… Это, конечно, дар, и руководит этим Господь. Если Он говорит, что на Небесах радость великая не от дискотеки, а от единого кающегося человека, то неужели Он не способствует тому, чтобы помочь человеку? Прилагая наши, человеческие, усилия, мы показываем Богу, что не хотим согрешать, и Господь помогает людям, находящимся в страшных цепях грехов, освобождаться от них (не когда-то там, в I веке, а сейчас, в наше время, и примеров тому много).

Люди начинают каяться, и Бог слышит их и помогает им. Мне кажется, что это самые настоящие чудеса, происходящие прямо сейчас, тихо и незаметно. Люди реально начинают жить другой жизнью. Это дорогого стоит. Эти слова о Духе Святом нельзя так просто пробежать глазами – и все, ничего не задело сердце! Человеку надо только захотеть выбраться из помойки, в которой он живет, – не обязательно помойки пьянства, наркомании и блуда, но еще и помойки неправильных понятий, отчаяния, которое сейчас очень сильно побеждает сердце человека, тщеславия, гнева, сребролюбия и всех других страстей. Все это возможно, если правильно идти ко Христу! И руководит этим Дух Святой. Надо трудиться, а результат уже от Господа зависит.

– «Спасение – это воссоздание падшей природы человека Божественной благодатью Святого Духа через веру в Иисуса Христа и через подвиг исполнения Евангельских заповедей. Спасение есть исцеление человека от греха и его последствий». Но снова и снова повторим: своими силами человек спастись не может. Потому нам, людям, и нужен Спаситель, Сам Господь Бог. «Мы, люди, – учит святитель Афанасий Великий, – и стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения Бог показал столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем». Но это не значит, что отныне дело нашего спасения совершается автоматически. Нет! Мы сами ради спасения должны учиться жизни христианской, учиться покаянию, и, чтобы такая учеба стала настоящей, чтобы наша борьба со страстями не ограничивалась формальной Исповедью, а наше доброделание не было фарисейским, Господь помогает нам учить уроки веры через самые разные обстоятельства.

Протоиерей Андрей Канев: – Когда-то Господь захочет нас смирить. Допустим, я борюсь с какой-то страстью: блудом, гневом или чревоугодием. Но во мне же не одни эти страсти, ведь источник всех страстей – гордость, верно? Господь хочет, чтобы во мне не было ни гордости, ни блуда, ни гнева, ни чревоугодия, и поэтому, когда я начинаю бороться с блудом, гневом, чревоугодием, у меня не очень получается!

«А почему, если это угодный Богу процесс?» – зададим себе такой вопрос. Да если дать мне сейчас победу над этими меньшими страстями, то основная поднимет голову, и я буду сатаной: он не блудит, не гневается (как мы), не дерется, не объедается, но у него есть гордость. Вот и у нас, если нас оставить, убрать борьбу, гордость так поднимется, что мы станем бесочеловеками и отвернемся от Бога. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс