Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (879) → Протоиерей Андрей Канев: Мытарства твоей совести

Протоиерей Андрей Канев: Мытарства твоей совести

№30 (879) / 9 августа ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №29 (878)

– Мытарства – это образное символическое представление частного суда, осознание итогов земной жизни при участии падших духов, которым Бог попускает быть орудием Своего Правосудия. В свидетельствах преподобной Феодоры подробно говорится, как происходит похищение души, какой путь она проходит, с чем сталкивается. Можно сказать, что блаженная описывает процесс перехода души из одного мира в другой. В этом повествовании каждый кающийся христианин может найти для себя огромную пользу: задуматься, что ждет его после упокоения, трезво переоценить свою жизнь, слова, поступки, мысли, исповедовать грехи. Святитель Игнатий приводит такие повествования, чтобы человек извлек для себя духовную пользу. Но прежде чем говорить о мытарствах блаженной Феодоры, отец Андрей ответил на вопрос, который периодически обсуждается в церковных кругах: этот рассказ – учение Церкви? Ведь порой приходится слышать и критические отзывы об этом произведении.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Некоторые церковные ученые считают, что это недостаточный источник, мытарств никаких нет, и все будет по-другому. Мы живем в интересное время – либерализм, гласность, каждый может говорить все, что хочет.

Выскажу свое мнение по этому вопросу. Я доверяю святителю Игнатию, его духовному опыту. А ко многим современным исследователям, которые критикуют святого, у меня доверия нет. Рассказу о мытарствах святой Феодоры я доверяю по следующим причинам: во-первых, его признают уважаемые мной люди; во-вторых, в литургическом предании Церкви о мытарствах очень много говорится: в молитвах, богослужениях, прошениях к святым помолиться, чтобы пройти мытарства.

Мытарства говорят, что над душой совершится суд. Блаженная Феодора передает свой личный опыт. Если Евангельскому богачу не дано было засвидетельствовать свой загробный опыт, то блаженной Феодоре это было дано, чтобы передать его другим. У нас нет такого опыта. Мы живем и думаем, что у нас в жизни все хорошо, не задумываясь о грехах, страстях, о том, как мы их подпитываем. Из приходского опыта я знаю людей, которые, прочитав это произведение, приходили в храм с покаянием в своих грехах, о которых раньше они даже не подозревали. «Мытарства блаженной Феодоры» – пособие для покаяния, читая которое, люди приходят в глубокое сокрушение. Для них открывается правда о том, что ожидает нас за гробом. Человек начинает задумываться, вспоминать, совесть ему подсказывает, рождает вопросы и приводит к покаянию.

– «К критике надо относиться спокойно», – убежден отец Андрей: она обязана присутствовать в богословской полемике, поскольку именно в такой полемике и происходит поиск решения той или иной задачи. Но если критика подменяется голословным отрицанием или личным неприятием, то подобные высказывания внимания не заслуживают. Все свои произведения святитель Игнатий ставил на прочное, неколебимое никакой критикой основание – Священное Писание и святоотеческое наследие. Если современным критикам не нравятся «Мытарства блаженной Феодоры», то это характеризует прежде всего самих критиков.

Протоиерей Андрей Канев: – Это мытарства твоей совести. Если человек их отрицает, значит, ему противна сама идея покаяния, поэтому он критикует и святителя Игнатия, и «Мытарства блаженной Феодоры».

– Предвидя подобную критику, святитель Игнатий после повествования о блаженной Феодоре пишет следующее: «В самом святом Евангелии мы видим указание на то, что обстоятельства, сопровождающие кончину человека, те же самые, какими они представлены в вышеприведенных сказаниях. Так, Господь засвидетельствовал, что ангелы отнесли душу нищего Лазаря на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Скупому богачу, мечтавшему о долговременной земной жизни, о построении более пространных житниц, о плотских наслаждениях, Бог говорит: «Безумный, сию ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил» (Лк. 12, 20)».

Казалось бы, оба глагола означают разлучение души с телом, но какая между ними пропасть! В одном случае ангелы «отнесут» душу человека, а в другом –«возьмут» ее, или, как говорится на церковнославянском языке, «стяжут». Евангелие говорит нам, что разлучение души с телом – это не какой-то хаотический процесс, а вполне определенное событие, сопровождаемое теми участниками, которые подходят именно для этой души и соответствуют тем или иным ее качествам. Душа сама по себе не покидает тело и не отправляется в некое странствие – ее забирают ангелы. Правда, ангелы разные и забирают по-разному. В Евангелии Господь показывает нам, как это происходит. Итак, ситуация первая: ангелы «относят» душу нищего Лазаря на лоно Авраама.

Протоиерей Андрей Канев: – Лазарь был нищим, лежал в струпьях у забора богача, и единственной милостью для него стали собаки, которые лизали его раны. Он получал милость не от людей, а от животных. Лазарь не спорит с таким положением и со смирением принимает свои страдания, находясь у стен богача, который проводит жизнь в роскоши и постоянных развлечениях. Смерть Лазаря Господь описывает краткими словами: «Ангелы отнесли». Как ребенка, которого берут нежно на руки и относят на лоно Авраама – в то место, где нет мучений. Это не рай, поскольку Господь еще не пострадал на Кресте, но там нет мучений.

Другая притча – о богаче, у которого уродился большой урожай. Ему давался шанс оказать милостыню и спастись. Но человек захотел оставить все у себя, наметил план своей жизни на много лет вперед: ешь, пей, веселись, живи в свое удовольствие. А Господь ему говорит: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут у тебя» (Лк. 12, 20). «Истяжут» – это не отнесут нежно, как новорожденного младенца, а отберут, потому что ты не хочешь ее отдавать. Твоя душа стала плотской, привязанной к богатствам, страстям, удовольствиям этой жизни. На современном русской языке «истяжут» звучит как «истязать». А истязание – это мучение. У святителя Игнатия приводятся примеры, как умирают праведники и умирают грешники. Ангелов, которые придут и отберут душу, называют мытарями. Поэтому загробный суд над душой назван «мытарствами». Обе притчи подтверждают идею, что как человек живет, так он и умирает. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Кедысь

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс