Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (879) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 19

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 19

№30 (879) / 9 августа ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №29 (878)

Батюшка, мы уже говорили, что на Руси каждый образованный человек учился по Псалтири, знал ее наизусть. Отсюда, наверное, такое образное мышление наших предков, красивая речь, сравнения (когда я училась в школе, наш педагог по литературе говорила, что «если вы хотите, чтобы была хорошая память даже в не очень молодом возрасте, обязательно учите стихи», – и мы многие учили стихи наизусть – Пушкина, Лермонтова и других наших известных поэтов, а наши предки учили наизусть Псалтирь), это позволяло им до глубокой старости сохранять острый ум...

– Когда человек знает Псалтирь и читает ее, он знает пути Божии и живет правильно. И правильность жизни дает, как мы говорили в прошлый раз, удовлетворенность, радость жизни. Он радуется жизни и говорит: Господи, как хорошо с Тобой быть и с Твоим законом. Как псалмопевец Давид сказал, дороже всякого золота и драгоценных камней, слаще меда и сота.

Сегодня очень много психических расстройств, поскольку люди живут неправильной духовной жизнью. Мои последние наблюдения говорят, что страдают особенно те, кто уклонялся в изучение эзотерики, астрологии, богословских наук других религий: когда они возвращались назад, у них происходило смешение разума, ведь враг рода человеческого начинал считать их уже своими, так как они изменили святому Православию и погубили свои души. Но вдруг они попытались вернуться к нормальной жизни – это тяжело. Враг рода человеческого никогда такого человека не отпустит просто так, и у многих людей происходят психические расстройства.

И у православных, батюшка, это удивительно: многие всерьез говорят, что встретили год то ли красной, то ли синей козы (а некоторые идут на Божественную литургию ночью – ночью сейчас во многих храмах есть Божественные литургии – и встречают Новый год очень хорошо и достойно). Посмотрите, даже православные всерьез относятся к каким-то козам, изучают гороскопы! Все программы, все передачи перед Новым годом пестрели гороскопами, все издания – журналы, газеты… Православные, может, в шутку это читают?

– Вообще не стоит читать, ведь мы зависимы от той информации, которую получаем. И если человек получает правильную, православную информацию, то он этим утверждается. А если получает ненужную информацию, то у него развивается какое-то двойственное состояние. Не потому, что он не может управлять собой, а потому, что он не стоит на твердом основании святого Православия. Его начинает колыхать.

Почему, например, всегда просили не держать дома ненужных книг и даже их уничтожать? Чтобы они не приносили соблазн и двойственность во внутреннее состояние. И людям, которые сегодня читают гороскопы и начинают говорить, что «год такой-то», надо быть очень осторожными с этим. Не только год – всякий день благословен и создан от Бога и Богом.. И Священное Писание, в том числе Псалтирь, говорит нам: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». И не сам по себе день плох – мы делаем день плохим за счет своих грехов и той неправды, которую выбираем. И, естественно, человек, прилепившийся к гороскопу, к суевериям, свидетельствует о низости своей веры и даже о своем маловерии, ведь всякий потерявший веру становится суеверным. Можно быть православным по сути, а можно только по названию и принадлежности к тому культурно-историческому сословию или народу, к которому мы относимся.

Спасибо, отец Алексий. Будем уповать на Бога, и все у нас будет хорошо.

– А мыслить будем учиться, как мыслил псалмопевец Давид. А это возможно только через изучение Святой Псалтири.

Итак, 19-й псалом. Он тоже называется «В конец», и, как говорят толкователи, псалмопевец Давид пророчествовал здесь о времени царя Иезекии, которому придется столкнуться с большим испытанием. Это испытание было связано с ассирийским царем, который благодаря военачальнику окружил Иерусалим войском и стал всячески поносить царя Иезекию и еврейский народ: чтобы причинить большую боль, всегда ругались на святыню и на то ценное, что люди имели. А евреи имели своей ценностью Бога и поклонялись истинному Богу, и уповали на Бога. Вот и военачальник начал хулить Бога израильского, говоря: Где ваш Бог? Наша сила – в нас самих, в нашем огромном войске. И тогда Иезекия вместе с друзьями пришел в храм. Иезекия разодрал свои одежды и стал молиться Богу, просить покаяния за свои грехи, просить Бога о помощи. Мы знаем, что тогда ангел Господень поразил ассирийское войско, остатки которого бросились в бегство, и Иерусалим не только не был взят, но израильский народ вышел победителем в этом сражении. И псалмопевец Давид именно пророчествуя, говорит о тех словах, которые впоследствии скажут царь Иезекия и его друзья в храме Господнем.

Некоторые толкователи говорят, что этот псалом можно приписать и устам самого царя Давида, который переживал такие же испытания и набеги. И когда он обращался к Богу, Бог ему помогал: если кто-то хвалился своими войсками, многочисленностью, своим оружием, царь Давид всегда полагался на Бога, и Господь ему всегда помогал, и надежда никогда не была посрамлена.

Здесь, конечно, мы можем говорить о духовном толковании Псалтири: каждый из нас испытывает набеги врага рода человеческого, и тот, кто полагает свои усилия на Бога, побеждает. А тот, кто пытается с ним сразиться один на один, остается побежденным. Очень небольшой, но глубокий псалом, он дает сильную надежду, радостное упование на Бога и ответ от Бога, что тот, кто призывает Его, всегда будет победителем.

«Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля». Скорбящий и переживающий всегда должен уповать на Бога, молиться и обращаться к Нему, и Господь никогда не оставит такого человека. Это относится не только к тем временам, когда Иезекия молился. Каждый из нас испытывает такие трудности: пребывает в печали, падает в уныние, не знает, как жить и чем заняться, как найти опору и основание в этой жизни. Обращайся к Богу в молитве, и Господь никогда тебя не оставит!

Где ты должен молиться? И здесь вот как раз образ и царя Иезекия, и псалмопевца Давида, и всякого верующего человека показывает, что нужно защиту искать не где-нибудь, уклоняясь в свои рассуждения в домашней молитве, а нужно всегда идти в храм Божий – место, отмеченное особой архитектурой, иконами, интерьером. Храм Божий, в понимании Ветхого Завета, – это место, где обитает Бог, где Он особо слышит человека. Такое понимание храма должно вернуться к современному человеку.

Прошу прощения, но давайте проведем параллель с нашей святой преподобной Евдокией (Евфросинией) Московской. Димитрий Донской, как пишет летописец, защищал Москву – она все время подвергалась нападению врагов. Что делала супруга Евдокия?

– Со всеми женщинами шла в храм и молилась.

Да. Она была тогда духовным лидером. Особенно когда умирает преподобный Сергий, умирает святитель Алексий, а она (ведь какие страшные были нападения – Тамерлан, Тохтамыш) не падала духом; это удивительно для женщины, ведь она осталась без мужа с огромной семьей. И она всегда за победой шла, отступали моровая язва, пожары. Она чудотворила. Ее же сравнивали в акафисте с царем Давидом и говорили, что она псаломски себя вела, ночью молилась. Это удивительный пример.

– Этот пример должно услышать сегодняшнее время, когда мы ищем опору. Ведь многие, попадая в такое состояние, ищут бабок каких-то, экстрасенсов, колдунов. И человек, рассеивая себя, подвергается большему греху и большему духовному падению. Поэтому всегда нужно искать эту опору в храме Божием, как 19-й псалом нам показывает.

«Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя». Но откуда «послет ти помощь от Святаго»? Святым называется храм Божий. «И от Сиона заступит тя». Почему от Сиона? Сион – это та гора, где, было предание, пребывает Бог. Гора Сион – гора Небесная. Конечно же, на Небе почивает Господь, и именно от святого места придет Господь. И хоть Господь пребывает везде и всюду, символом его пребывания являлись храм и Сион.

«Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди». Тогда Господь примет жертву твою… Но жертва всегда была, и у царя она была полна. И жертва была связана с жертвоприношением (в жертву приносилось не по русской пословице «на Тебе, Боже, что мне не гоже» – если мы жертвуем монетку, то мы обязательно найдем какую помельче. В церковном ящике всегда обитает больше мелочи, нежели бумажных купюр – это наше отношение: если мелочь, то я ее высыплю. А в древности не было такого отношения). Лучшее приносилось Богу – в жертву не приносились голодные, худые, больные тельцы или коровы. Нет. Специально стада растили, их не кормили искусственно, они должны были ходить на вольных полях и питаться лучшими травами, и вот этих самых лучших, упитанных животных приносили в жертву. И здесь псалмопевец говорит, что Господь помянет твою жертву, которую ты приносил, которая всегда была достойной жертвой. Но Господь пошлет тебе такое время, когда «жертву твою, и всесожжение твое тучно буди». Даст тебе, чтобы поля не были заняты врагами – там будут луга и будут ходить коровы, которые будут приноситься в жертву: они будут тучными и достойными жертвоприношения.

«Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит eго с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его». Псалмопевец говорит, что Господь услышит тебя и возвеличит, и исполнит все прошения твои: ты жертву принес, ты правильно помолился, не пошел к каким-то провидцам, а пришел и стал уповать на Господа. И Господь тебя услышал, и Господь тебе помогает. «Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего» – «христа» с маленькой буквы, т.е. помазанного, а помазанным является царь. «Услышит eго с Небесе Святаго Своего» – здесь подчеркивается место обитания Бога: Сион, храм и Небо – место, где, считал израильский народ, пребывает Бог. Говоря, что Господь пребывает на Небе, мы подчеркиваем Его величие, высоту, Его огромнейшую силу. «В силах спасение десницы Его» – все в руках Божиих. Тот, кто уповает на Бога, тот и получает помощь от Бога. И не важно, какая сила у противника.

«Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем». Враги уповали на свою многочисленную армию, а израильский народ призвал силу Бога, и Господь дал чудо, явил милость Свою. Когда человек живет с Богом, когда общество человеческое живет с Богом, то Господь дает Свое Небесное воинство в помощь. И если мы говорим «ангелы поразили», то это не иносказание. Не иносказание и слова во время Куликовской битвы, написанные летописцами, – вместе с Дмитрием Донским было войско Небесное – Архангел Михаил, святые Борис и Глеб, Александр Невский вместе с ангелами и Архангелами вышли в помощь, ведь это была священная битва. На нее Димитрий Донской вышел не просто уповая на себя – он уповал на помощь Божию: он пошел к преподобному Сергию, взял благословение, получил в залог этого благословения двух монахов, которые вдохновили его войско. Как говорил святой Александр Невский, «не в силе Бог, а в правде»: где правда Божия – там сила, невзирая на количество и качество войска. Как сегодня в нашем Отечестве происходит – почему мы уверены в своих действиях? Потому что с нами правда, и мы отстаиваем, как сказал Президент, правду Божию. В чем она заключается? В отстаивании тех христианских ценностей, которые попирает Европа и весь просвещенный мир сегодня. Поэтому с нами правда, а значит будет и победа. И пусть эти слова псалмопевца Давида будут во вдохновение всем, кто находится в состоянии смятения духа.

«Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся». Те пали от своего безумия, а мы восстали «и исправихомся».

«Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя». Конечно, это замечательные слова обращения к Господу. Услышал нас и спас царя. Царь спасается силою, молитвою. Чьею? Народа своего. Здесь должна быть взаимная молитва. Когда мы говорим, что в нашем храме происходит молитва за Президента РФ, отдельные молебны, акафистные пения – это не формальность, как некоторые могут подумать. Мы хотим, чтобы Господь спас царя, чтобы Господь услышал молитву своего народа за царя, в данном случае, мы можем сказать – за Президента, коль таково устройство нашего сегодняшнего государства. Но мы молимся за свое первое лицо, очень важно, чтобы Господь спас его по нашим молитвам. Тогда мы в мире, благочестии и частоте, в мирном состоянии можем прославлять Бога: нет ничего лучше мира и мирного неба над головой. И это не просто слова, для нашего народа эти слова имеют огромное значение – были не раз в войнах и потеряли многих соотечественников, сродников и пережили очень трудное, тяжелое время. Мы никому не желаем жить в таком страшнейшем времени, поэтому молимся и просим Господа, чтобы Он спас царя и услышал нашу молитву. Опять-таки, слыша это, мы должны все сугубо молиться – не только на одном приходе, а во всех. Оправданием этих слов, этих действий являются сегодня слова псалмопевца Давида, которые научают нас относиться к власти, которая есть в нашем государстве.

Большое спасибо, отец Алексий, за сегодняшнюю беседу – очень мудрую и с примерами, почерпнутыми из истории нашего Отечества. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс