Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (842) → Убиты за веру

Убиты за веру

№41 (842) / 3 ноября ‘15

Память

Продолжение. Начало в №38 (839) – №40 (841)

Первой жертвой советской власти в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда стал священнослужитель Петр Беляев (4 июня ст. ст.).

Позже были убиты священники Петр Смородинцев и Александр Миропольский. Это произошло в ночь на 23 июня (ст. ст.). По всей видимости, убийство этих священнослужителей связано с подавлением антибольшевистского восстания рабочих в Каслинском заводе Восточным отрядом П.И. Жебенева. Отряд этот отличался крайними зверствами, о чем свидетельствуют воспоминания самого Жебенева, оставленные им в 1920-е годы.

Воспоминаний, связанных с гибелью священнослужителей, обнаружить не удалось. Сведения о их гибели и погребении можно почерпнуть только из метрической книги Каслинского завода и статьи в «Известиях Екатеринбургской церкви». В статье упоминается каждая жертва.

Первым пострадавшим был священник Успенской церкви Каслинского завода Петр Беляев. Еще утром, в день ареста, он отпевал покойника и после Литургии проводил до кладбища, хотя это было далеко не безопасно, так как в разных местах за заводом шла перестрелка между красноармейцами и восставшими рабочими. По приезде с кладбища священника арестовали. Он был спокоен, простился со своей семьей и просил передать всем, чтобы все простили его, кого он волей или неволей огорчил, и ушел под конвоем красноармейцев. В ночь на 4 июня иерей Петр Беляев был расстрелян, но штаб Красной армии не хотел сознаться в преступлении, и утром супруге, принесшей отцу Петру хлеб, объявили, что его увезли в Екатеринбург. Его тело нашли на третий или четвертый день после взятия Каслей чехословаками.

О жизни священника в статье рассказывается как о самой обычной для тех лет, и автор выражает недоумение, за что пострадал погибший: «… а вот лежит первый из жертв отец Петр Беляев. Его гроб окружен его семьей; жена и трое детей. За все время служения в Каслинском он показал себя тружеником, который с терпением и любовью нес свой пастырский крест. Свободное же время уделял своему хозяйству, с помощью которого он и мог жить и учить своих детей. Без дела он не сидел и жил весьма скромно. Чем он заслужил смерть, Бог ведает...».

Возможно, у советской власти были особые претензии к Церкви, и во время подавления антибольшевистского восстания любой ее служитель воспринимался как контрреволюционный элемент.

Надо учесть, что незадолго до этого убийства, накануне Пасхи, выпавшей на 1 мая (н. ст.), на рабочем митинге ораторы позволяли себе жесткие выпады по отношению к Церкви и ее служителям. Тогда не было высказано ни слова в поддержку Церкви, так как подавляющее большинство верующих, в том числе из рабочих, находились на службе в храмах. Однако после Пасхи крестный ход из всех храмов Каслей 6 мая (н. ст.), в день памяти св. Георгия Победоносца, собрал более 5 тыс. участников, став своеобразным ответом на антиклерикальные выпады большевистских ораторов. И это не могло понравиться властям.

Вторым убитым в Каслях священником стал пожилой протоиерей Успенской церкви Александр Стефанович Миропольский. Известный миссионер Казанской епархии, он, выйдя на пенсию, поступил в духовную академию, по окончании которой в 1910 году из-за разногласий по вопросам практики миссионерской деятельности перевелся в Екатеринбург. Деятельность миссионера и его литературные труды были известны далеко за пределами Екатеринбургской епархии, даже за границей публиковались его статьи. Его любили и уважали татары и башкиры, многих из которых он крестил.

В газете так рассказывается о его гибели: «22 июня протоиерей Александр был арестован и в ночь на 23 июня его расстреляли. Палачи, очевидно, не удовлетворились тем, что расстреляли беспомощного старца, так они еще нанесли ему несколько ударов, от которых лицо было неузнаваемо. В боку рана нанесена, как надо полагать, тесаком, одна нога сломана и проколота ступня и, в конце концов, связанного по рукам бросили в яму. Такого издевательства над человеком едва ли бы допустили и патентованные преступники. Расстрел удивил даже татар, из которых его многие знали по беседам с ними, и они говорили: «За что красной старой мула канчал? Вит он изжал наша диривня, хараша книжка давал, добра учил, а красной канчал ива, а?.. Ай, ай-ай…». Так говорили татары, поражались зверствам, а наши русские не задумывались, стреляли и били...».

С большой вероятностью можно сказать, что исполнителями убийства 75-летнего священника стали бойцы Восточного отряда Жебенева.

Третьим убитым священником Каслинского завода был наиболее деятельный священник соседнего села Юшковского о. Петр Смородинцев. Он основал там крестьянский кооператив, трудами которого было проведено электричество и открыта мельница, ремонтная мастерская и многое другое. Переведенный на другое место службы в село Кочневское, он возвратился в Юшковское, чтобы сдать дела председателя местного кредитного товарищества и председателя Каслинского районного Союза. Приехав в село Юшково, где жил его сын, он не успел выпить стакана чаю среди родных, как был арестован и отправлен в Касли. Передают, что, прощаясь с семьей, он благословил и сказал: «Живите с Богом, а мне уж не видаться с вами». Сестра покойного хотела возразить, но он снова подтвердил свои слова и отправился. В Каслинском заводе он прожил несколько дней. Члены правления Союза решились навести справки о причине ареста, но ответа не получили. В ночь на 23-е июня его увезли с отцом протоиереем Александром Миропольским и на 15-й версте от завода близ речки Горькой расстреляли.

«Когда его нашли, то узнали не по лицу, которое было разбито, голова развалена или топором, или кайлом. В теле было две огнестрельных раны. Присутствовавшие при розысках при виде изуродованных пришли в ужас. Некоторые не верили, что человек может дойти до такого зверства». Исполнителем убийства был все тот же отряд Жебенева. (Продолжение следует)

А.В. Печерин,
г. Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс