Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (417) → Над памятью людской не властно даже время…

Над памятью людской не властно даже время…

№48 (417) / 22 декабря ‘06

Память

 В метрическойкниге Красноуфимского Свято-Троицкого собора 28 сентября 1918 года была сделаналишь одна запись. В графе «Звание, имя и отчество умершего» написано: «ГородаКрасноуфимска Свято-Троицкого собора протоиерей Алексей Иванович Будрин».

В графе «От чего умер» – «убит по распоряжению советской большевистской власти».
 Не известно,какие чувства испытывал при внесении этой записи священник отец Николай (Распопов),который много лет рука об руку трудился в этом храме с самим отцом Алексием.Но история сохранила воспоминания о том субботнем сентябрьском дне «отроковицыАнастасии», лично видевшей картину убийства отца Алексея.
 Из воспоминанийочевидицы события Гребневой Анастасии Ивановны, 1910 года рождения: «В сентябремесяце 1918 года, в субботний день, отроковица Анастасия шла с родителями копатькартошку на «партизанское поле», в те годы оно было отдано партизанам под посадкуэтой с/х культуры. Сейчас здесь расположен больничный комплекс и ПАТО.
 Когда ониподнялись на насыпь (слева от тоннеля), вдоль которой пролегали железнодорожныепути, то увидели на этом месте собравшийся народ.
 Сама земля,на которой толпились люди, была совершенно черная, без травинки. Когда они приблизилиськ этой непонятной толчее людской, то услышали произносимое имя – то в однойкучке людей, то в другой: «…Алексий… отец Алексий…»
 В центресобравшегося люда под пасмурным хмурым небом стоял священник. Ростом он былвыше среднего, лет 60-ти на вид. Волосы его казались русыми, светлыми, расчесанына прямой пробор, борода же цвет рыжеватый имела.
 Облачен батюшкабыл в белую ризу, крест наперстный позолотой отливал в серый день.
 Некоторыеиз верующих, вероятно, пытались приблизиться к протоиерею Алексию – может быть,за благословением последним, но ревкомовцы усердные хлестали таких плеткамии оттесняли толпу.
 Священникстоял безмолвно, голову держал прямо, прямо же смотрел перед собой. Руки егобыли опущены вдоль туловища. По выражению Анастасии Ивановны, он «лицом былсветел» в то время.
 Вскоре началираздаваться выстрелы, которых насчитали шесть, но отец Алексий стоял неподвижно,«как снопик». После седьмого – рокового, упал. Лицо его было чистое, кровьюне залито, куда попала пуля – Богу весть.
 Красные лиходеиначали привязывать тело священника к лошади распряженной – головой под ударыкопыт. И поволокла несчастная скотинка тело отца Алексия (было ли оно полностьюбездыханным, тоже – Богу весть) через те пути стальные, вдоль по откосу тянущиеся,которые недавно перешла Анастасия с родителями. Свернула налево, затем – на Никольскую улицу. (Ныне Интернациональную).
 Тело батюшкиволочилось по дороге рытвенной, Господи, прости нас грешных, по пыли красноуфимской,и поворачивалось – лицом от земли к небу… к земле, и снова – к небу.
 На этом страшномвидении казни протоиерея Алексия Будрина воспоминания Анастасии Ивановны, плачемпрерываемые, заканчиваются».
 В числе сонмаНовомучеников и Исповедников Российских Архиерейским Собором Русской ПравославнойЦеркви в 2000 году канонизированы: иерей Лев Ершов, иерей Александр Малиновскийи протоиерей Алексий Будрин.
 Из первойтелевизионной передачи о храме во имя Александра Невского в городе Красноуфимскеодин из правнуков отца Алексия узнал, что виденное им в 1934 году красивое зданиемузея на базарной площади – на самом деле храм, освященный его прадедом. Черезредактора программы он получил с сайта красноуфимской журналистки Л.Вишневскойслайд с текстом, из которого понял все. И стал собирать материалы о прадеде.Одновременно этим, как оказалось, занималась его двоюродная сестра по матери– Татьяна Васильевна Сахарова (Будрина). До этого они с Татьяной Васильевнойне встречались. А Татьяна Васильевна к тому времени уже установила добрые отношенияс собирательницей исторических документов о красноуфимских священниках-новомучениках– Наталией Ивановной Брагиной.
 Правнук отцаАлексия знал, что в его родне были священники. Слышал, что с 1912 года по 1917-йгод прадед жил в Санкт-Перербурге (Петрограде). По понятным причинам он не зналсудьбу своего прадеда, что тот даже был депутатом Государственной Думы. Матьего, Елена Ивановна и ее сестры замалчивали подробности дореволюционной жизнисемьи: им давно был закрыт доступ в учебные заведения, Елена Ивановна побывалав Нарымской ссылке. И вот, все становилось понятным и трагичным. Перестали загадочнозвучать в памяти странные слова «Холодный Гол», «Застрелил в лоб попа из маузера»,подслушанные в детстве из разговоров матери с сестрами.
 Он помнит,как в 1934 году мать возила его из Свердловска, где семья поселилась по возвращениииз Нарыма, в село Ключи – показать жившему одиноко давно овдовевшему отцу –бывшему настоятелю Вознесенского собора – отцу Ивану (тоже Будрину) первоговнука. (Матушка Александра Алексеевна – старшая дочь о. Алексия Будрина – умерлав 1920 году). Проезжая через Красноуфимск, Елена Ивановна повела сына за город,к белой кладбищенской стене, но, не доходя до кладбища, велела своей младшейсестре Капитолине (будущей матери Татьяны Васильевны) «пойти погулять с Юриком»в сторонке. А сама куда-то отдалилась: ходила поклониться месту, куда бросилитело убитого в 1918-м «дорогого деданьки»… (Сохранилась поздравительная открыткас этими словами, так она обращалась к дедушке, протоиерею Алексию Будрину).
 Побывалиу дедушки в Ключах. Уже одряхлевший бывший настоятель закрытого властями Вознесенскогохрама смастерил в сарае рядом с кладбищенской сторожкой, где доживал век, кораблик,водил ловить хариусов на протекавшую за селом речку. Протоиерея Ивана АлександровичаБудрина, мужа старшей дочери отца Алексия, в 1937 году осудили по 58-й статьекак участника контрреволюционной террористической организации. Немощный чахлыйстаричок был приговорен к десяти годам исправительного трудового лагеря, «умерот сердечной болезни» в лагере – то ли в городе Мариинске Кемеровской области,то ли на Мариинской водной системе (Беломорканале). Реабилитирован из-за отсутствиясостава преступления.
 Дочь отцаИоанна, Елена Ивановна Будрина, в 1929 году окрестила сына тайно – на квартирев доме № 59 по ул. Первомайской города Свердловска. Приглашенный священник не побоялся, пришел из-за железнодорожного полотна, из Михайловской церкви, и совершилтаинство. Это был именно тот год, когда свирепствовали первый секретарь обкомаВКП(б) И.Д. Кабанов и его подручная «учительница» из Уфалея Анна Бычкова (Уфимцева),бывшая председателем Свердловского горсовета. На их ретивой совести разрушениепочти всех храмов города, в том числе – и восстанавливаемого сейчас БольшогоЗлатоуста. Примечательно: единоверческую церковь, посещавшуюся старообрядцами,Бычкова не тронула. В разное время в ее здании разме- щались кинотеатр «РотФронт», прядильно-ткацкая фабрика им. Ленина, клуб «Автомобилист», теперь на ее фундаменте стоит – Свято-Троицкий кафедральный собор.
 Крестильныйсеребряный крестик на голубой ленточке правнук отца Алексия хранит до сих пор.А четвертая часть цепи наперсного золотого креста, который изображен на портрете,была разделена между внуками отца Алексия, и немного облегчила наследникам жизньв голодные годы войны: по звенышку сдавали в «Золотоскупку», на Вайнера, 14.Покупали хлеб. Но это были крохи… Которые помнятся.
 В итоге многолетнейкропотливой работы собрано немало документов, несомненно, имеющих большую историческуюценность. Возьмем, к примеру, «Послужной список протоиерея Алексея ИвановичаБудрина».
 НастоятельКрасноуфимского Свято-Троицкого собора протоиерей Алексий Будрин родился в 1861году 6 февраля. Сын протоиерея. Образование получил в Пермской духовной семинариии окончил первый курс с аттестатом 1-го разряда и званием студента. Преосвященнейшимрукоположен в сан дьякона в Благовещенской церкви Пермской мужской гимназии.Состоял учителем и законоучителем в школе Пермского исправительного арестантскогоотделения с 7 мая 1882 г. по 19 января 1883 г.
 19 января1883 г. Преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Екатеринбургским, викарием Пермским,рукоположен в сан священника к Сыринской Свято-Троицкой церкви Красноуфимскогоуезда. Указом Духовной Консистории утвержден законоучителем Сыринского народногоучилища, где и состоял до 1 сентября 1887 года. Утвержден членом благочинногосовета Красноуфимского 1-го округа на протяжении с 1886 по 1888 год. 16 августа1887 года Указом Духовной Консистории переведен к городской Красноуфимской Реальногоучилища церкви.
 Предложениемгосподина Попечителя Оренбургского учебного Округа от 27 августа 1887 года утверждензаконоучителем Красноуфимской русско-башкирской сельскохозяйст-венной школы.12 сентября 1888 года ему поручено преподавание церковно-славянского языка в Реальном училище. 8 октября 1889 года по преобразовании Красноуфимского Реальногоучилища в Промышленное, утвержден законоучителем этого училища с преподаваниемпо желанию учеников церковно-славянского языка в общеобразовательном классе.Кроме того, предложением Преосвященнейшего Владимира, протоиерей Алексий Будринбыл назначен членом Красноуфимского Уездного Отделения Епархиального училища:состоял секретарем оного.
 12 октября1890 года отец Алексий назначен помощником благочинного 1-го округа Красноуфимскогоуезда, утвержден законоучителем Красноуфимского начального Кирилло-Мефодиевскогоучилища. С 1891 по 1896 года протоиерей Будрин исполнял должность инспектораклассов и законоучителя в Пермском епархиальном женском училище.
 Журнальнымпостановлением епархиального училищного совета с 20 октября 1896 года был назначенпостоянным членом Пермского уездного отделения епархиального училищного совета,а затем – постоянным членом сего Совета и членом Начальной комиссии.
 В 1902 годуотец Алексий возведен в сан протоиерея.
 В разныегоды протоиерей Будрин также состоял заведующим Пермской духовной церковно-приходскойшколы, заведующим Пермской епархиальной псаломнической школы при Братстве святителяСтефана, заведующим монастырской женской церковно-приходской школы. В 1909 годуотец Алексий назначен Благочинным церквей Кра-сноуфимского округа, а затем –председателем Красноуфимского уездного отделения Епархиального Училищного Совета,он состоял заведующим Красноуфимской церковно-приходской школы и председателемКрасноуфимского церковно-приходского Попечительства.
 26 октября1912 года Пермским губернским избирательным собранием Андрей Иванович Будринбыл избран членом Государственной Думы IV созыва от Пермской губернии.
 За долгиегоды своей безупречной работы протоиерей Будрин не раз награждался высокиминаградами и грамотами. В 1888 году он награжден набедренником, через три года– скуфьёй, еще через два года – камилавкой. 9 апреля 1899 года отец Алексийнагражден золотым крестом, выданным Святейшим Синодом.
 В 1902 годупо ходатайству Управляющего Московской Синодальной Типографией награжден СвятейшимСинодом за оказанные труды по распространению Синодальных изданий СвященноюБиблиею. В том же году отец Алексий возведен в сан протоиерея.
Вот еще несколько интересных страниц из послужного списка протоиерея Будрина.
 «6 мая 1905года всемилостивейше пожалован орденом Святой Анны 3 степени;
 6 мая 1909года всемилостивейше пожалован орденом Святой Анны 2 степени. Имеет Серебрянуюмедаль в память царствования Императора Александра III на Александровской ленте;имеет Серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте в память25-летия церковных школ.
 Всемилостивейшепожалован снимком с изображением Его Величества Государя Императора НиколаяII, как член Государственной Думы, имевший счастье представляться Его ИмператорскомуВеличеству 12 декабря 1912 года; Всемилостивейше пожалован нагрудным знаком,Высочайше утвержденным для лиц, приносивших в честь Их Императорских Величествличные Верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования ДомаРомановых в дни юбилейных торжеств 21–24 февраля 1913 года, на что имеется свидетельствоот 13 марта 1913 года; имеет светло-бронзовую медаль, высочайше утвержденнуюв память 300-летия царствования Дома Романовых; имеет высочайше утвержденныйдля священнослужителей знак в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых;Всемилостивейше пожалован, вследствие представления Епархиального начальства,орденом Св. Владимира 4-й степени 6 мая 1913 года».
 Из бывшихсвященнослужителей храмов Красноуфимска к числу новомучеников и исповедниковРоссийских, кроме протоиерея Алексия Будрина, причислены священники отец АлександрМалиновский и отец Лев Ершов. Они также приняли мученическую смерть за своюверу и служение Господу и людям. Коммунисты-богоборцы, разгневанные духовнойвыдержкой и стойкостью священников, пытались сломить их угрозами, избиением,пытками. Их связали проволокой, вбивали гвозди в руки, ноги и голову…
 И все жемногие десятилетия, прошедшие с той страшной поры, не смогли изгладить из памятилюдской светлые образы священномучеников, их знают и почитают нынешние прихожанеправославных храмов. Летом прошлого года Правящий Архиерей Екатеринбургскойепархии Владыка Викентий совершил в Красноуфимске заупокойную литию по всемсвященномученикам, на которой присутствовали родственники отца Александра Малиновского,Льва Ершова и Алексия Будрина.
 У отца АлексияБудрина в настоящее время здравствуют четыре правнука, в том числе – ТатьянаВасильевна Сахарова и Юрий Павлович Торопов, которые занимаются сбором материалово прадеде и деде – Иване Александровиче Будрине.
 А эти материалыпринесла в редакцию Нина Николаевна Торопова. Татьяна Васильевна Сахарова, послетого, как ей позвонил Владыка Викентий, нашла и сфотографировала икону священномученикаАлексия Красноуфимского (Будрина). Образ этот написан на своде Свято-Троицкогокафедрального собора. Фотоснимок этой иконы и портреты протоиерея отца АлексияБудрина теперь есть и в редакции «Православной газеты».
 30 октябряв нашей стране отмечался День памяти жертв политических репрессий. В этот деньво всех храмах Екатеринбургской епархии были совершены богослужения за упокойвсех людей, невинно пострадавших под «катком государственной машины «правосудия»,в том числе священнослужителей и прихожан уральских храмов. В списке священнослужителейЕкатеринбургской епархии, репрессированных в период с 1918 по 1944 год, значитсяоколо 400 фамилий. Причем, здесь содержатся сведения о привлечении к ответственноститолько Свердловским областным судом и внесудебными органами (тройками, особымсовещанием, спец. коллегией), сведения об осуждении районными народными судамиотсутствуют. Но все мы знаем, что такие процессы проходили повсеместно, в каждомрайоне. Так что количество пострадавших священников реально возрастает в несколькораз.
 Их приговаривалик пребыванию в лагерях и концлагерях на различные сроки – от 3 до 10 лет, к высылке в Западно-Сибирский и Северный край, в Сибирь и Казахстан. Но таких«счастливцев» насчитывается немного, большинство священников было приговоренок расстрелу.
 Вчитываешьсяв скупые архивные строчки, и поражаешься тому цинизму, с которым расправлялисьс неугодными новой власти батюшками: многие из них были расстреляны, утоплены,заколоты штыками, порублены саблями прямо возле своих церквей на глазах местныхжителей, а некоторые – даже в собственных домах, в присутствии близких людей.Физической расправе подвергались даже священники, находящиеся в пожилом и старческомвозрасте, 70–75 лет, годившиеся в отцы и деды тем, кто в опьянении властью и безнаказанностью «вершили их судьбу». И ни у кого не дрогнула рука, не заговориласовесть, не шевельнулась душа…
 Через неделюпосле Дня памяти жертв политических репрессий Русская Православная Церковь отмечаетдень прославления великомученика Димитрия Солоунского, накануне которого совершаетсяособое поминовение воинов, на поле брани убиенных, а также поминовение всехусопших. В обращении по случаю празднования Димитровской родительской субботыАрхиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий сказал: «Мы скорбим о павшихв боях, мы скорбим об ушедших из этой жизни близких нам людям, но у нас естьповод и для радости о том, что ныне они пребывают в лучшем месте, где уже нетни болезней, ни печали, но жизнь бесконечная. И этот день дает нам надежду,что когда-нибудь мы увидим тех, с кем, казалось бы, расстались навечно».
 Вот толькокакими глазами некоторые посмотрят на них, что смогут им сказать? Так ли чиста,честна и благопристойна наша нынешняя, земная жизнь, что нам не будет впоследствиистыдно за свои сегодняшние помыслы и деяния? Так ли мы помним и чтим своих предков,отцов и дедов, как чтят и помнят те, которые собирают и бережно хранят историюсвоего рода, своей семьи, своих родных и близких людей. Лишь неразрывная духовнаясвязь всех поколений может служить гарантом дальнейшего развития любого общества.

Лидия Ежкова

 
Искусство и культура

Вышивку к грядущему празднику Рождества Христова приготовили насельницы Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга

Екатеринбург, 15 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». До празднования Рождества осталось совсем немного времени.

 
По святым местам

Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс побывал в Храме-на-Крови

Екатеринбург, 15 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбурге побывал председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс