Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (839) → Протоиерей Андрей Ткачев: О таинстве Крещения

Протоиерей Андрей Ткачев: О таинстве Крещения

№38 (839) / 13 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Что нам дает таинство Крещения?

– Христа. Христос вселяется в человека через таинство Крещения. Символ веры учит нас о практической пользе Крещения как об оставлении грехов: мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов». Но оставление грехов не бывает без Христа, Который безгрешен, взял на Себя грехи мира, и мы получаем Его через таинство Крещения, через воду и Дух соединяясь с Ним в образ Его смерти: умирая со Христом и воскресая вместе с Ним. Мы крестимся в смерть Иисусову и в Воскресение Иисусово, таким образом – имеем Иисуса умершего и Иисуса Воскресшего: умершего за грехи наши и Воскресшего для оправдания нашего согласно Писанию. То есть в Крещении мы, можно сказать, уже имеем все, лишь бы это не потерять.

Что нужно, чтобы над человеком было совершено таинство Крещения?

– Вера. Человека нужно научить верить. Иногда нужен долгий процесс обучения, катехизации и приготовления к покаянию, а иногда бывает так, как в Деяниях святых апостолов описывается Крещение эфиопского евнуха: «Вот вода, что возбраняет мне креститься?» Его спросили: «Веруешь ли во Иисуса Господа?» Он говорит: «Верую». Они сошли на воду, и Филипп его тут же окрестил.

Бывают случаи, когда крестить нужно тут же: это случаи смертельной опасности или когда к тебе приходит какой-то особый человек, например иноверец или беженец из Афганистана, который говорит, что верит в Иисуса, хочет креститься, но не знает, что с ним будет дальше: останется ли он здесь или пойдет куда-нибудь еще. Думаю, здесь не нужно тянуть, надо крестить. Бывают миллионы таких случаев в этом бушующем мире. Поэтому нужно «держать ухо востро». Когда речь идет о человеке, который живет неподалеку, нужно выбрать с ним какой-то режим общения, чтобы он слышал о Господе прежде, нежели вода коснется его, а имя Отца и Сына и Святого Духа прозвучит над ним и над водой. Чтобы уши его услышали о Господе, чтобы он услышал Евангельскую историю (конечно, сжатую, краткую), узнал, что такое книга Евангелие и о чем она, о том, что ему нужно будет после Крещения непременно причаститься и «прилепиться» к одному из храмов, чтобы хотя бы в воскресные дни быть участником богослужения. Ему надо сказать, что он должен во многом измениться, забрав с собой из прошлого хорошее и оставив там всякую грязь. Все простится человеку.

Если человек ничего этого не знает, просто крестился – и все, благодать будет действовать над ним и хранить его какое-то время, а потом, как правило, «вымытая свинья идет валяться в грязи и пес возвращается на свою блевотину» (2 Петр 2, 22). То есть не совсем наученный, не совсем утвержденный человек, не имеющий в сознании якоря правильных смыслов, постепенно движимый бесом и потихоньку сбиваемый с толку мирскими обычаями и всей этой суетой, бытовой нецерковностью, опять соскользнет в прежнее и начнет книгу своих грехов с первой строчки, как бы возвращая себе и натягивая на себя грязные одежды.

Чтобы этого не было, нужно общаться с людьми. То есть на первый план церковной жизни выступило такое требование – общаться с людьми: не просто за чаем разговаривать о жизни, а говорить о сущностных вещах, особенно с теми, кто спрашивает. Конечно, за руки ловить людей на улице не будешь, но если человек сам пришел и интересуется, значит надо все отодвигать и находить время общаться с ним, потому что это самое важное: сокровище Церкви – это люди, просвещенные и вразумленные. Все остальное уже потом: кирпичи, выросшие в стены, золотые или серебряные сосуды, богато украшенные книги, еще какие-то вещи, расшитые ризы, – все потом. Люди – сокровище Церкви, люди – это разумные существа, с ними нужно общаться.

Кто такие оглашенные?

– Это те, кого не коснулась вода, но первый посев Евангелия, эти зерна уже попали на землю их сердец, то есть они уже слышали о Господе. Ведь иногда говорят: «Как верить в Того, о Ком не слышал? Как слышать, если никто не говорит?» Эти апостольские слова прямо касаются нашей ситуации: человек услышал о Господе, и его сердце зажглось уже каким-то ответом, потому что он говорит: «Я знаю, что Господь Воскрес, что Христос действительно Господь. Я даже, может быть, люблю Его, я стремлюсь к Нему, думаю о Нем с восторгом и благочестивым чувством, но я пока некрещеный и больше ничего у меня нет». Например, спрашивают: «Могу ли я носить крестик в это время, могу ли я молиться, если некрещеный?» Это уже оглашенный человек.

Кстати, некрещеный оглашенный человек может носить крестик?

– Да, может.

А на каком основании?

– Если он верует, хотя пока не крестился, конечно, может. А кто ему может запретить? Есть крещеные люди, которые крестик носят на всякий случай, без любви к Тому, Кто распят на Кресте. А есть некрещеные люди, которые с любовью носят крестик, и уже Сам Христос знает, кто более достойно носит на себе крестное знамение, знак Царя (а это царский знак – это все равно что вам дали некую печать, которую вы должны запечатлеть на одежду или на свое чело – мы, собственно, чело и крестим на помазании).

На челе, на руке, на груди носим царские знаки, поэтому мы не смеем запрещать уже верующему человеку, хотя он еще не крещен, носить на себе крестик. Он может молиться, спокойно посещать наши храмы; единственно, если это наученный человек, ему нужно смиренно выходить из храма при словах «оглашеннии, изыдите». Но этому надо научить. Если человеку объяснить это, то он будет слушать псалмы, Апостол, Евангелие, проповедь, если говорится после Евангелия, будет стоять на поминании живых и мертвых до «Херувимской», а потом, услышав: «Елице оглашеннии, изыдите, оглашенные, изыдите», он смиренно перекрестится и уйдет. И так он может ходить в церковь и месяц, и два, и три, готовясь к Крещению, а потом скажет, что хочет креститься. Таких людей очень мало, но они есть. Или это их личное благочестие ведет к такому поведению, или же священник берет на себя тяжелый труд вести человека постепенно к таинству Крещения.

Конечно, гораздо легче, когда человек пришел с желанием креститься, тут же пойти его окрестить, сказав, что для этого нужна белая рубашка и 500 рублей (когда он придет еще раз – не знаем). Это легко, но неправильно. Конечно, тяжело и правильно (а все правильное тяжелое) позаниматься с человеком. Не все поддаются обучению, есть люди, которые говорят, что не надо им никаких бесед, и тут тоже дилемма: стоит ли его мучить, может, действительно просто крестить и отдать его в руки Божии? Человек хочет креститься, но учиться не хочет. Кто его знает? Это мука для сердца. Но есть люди, которые сами благочестиво стремятся к тому, чтобы приготовиться к Крещению. Я знаю такой случай, когда люди весь Великий пост посвящают приготовлению ко Крещению: стоят на всех службах – и по вечерам стоят, и на Литургии Преждеосвященных Даров, и поклоны бьют… А потом, в Великую Субботу, как это положено, во время длиннейших, изнурительных чтений из Ветхого Завета, во время этих паремий люди в крестильне принимают Крещение и заходят уже на «Елице во Христа креститеся» в белых одеждах, пахнущие миром. Это хорошо.

Я думаю, мученичество мучеников объясняется в изрядной доле тем, что они были крещены во взрослом возрасте и сознательно: они знали, в Кого уверовали, знали разницу между опытом безбожной жизни и опытом благодатной жизни. Этот контраст им был очень хорошо понятен, сердце их знало, что было и что есть, они обратились от тьмы к свету, от царства Велиара к Царству Христа. То есть Царство возлюбленного Сына Божия явилось в силе, и они почувствовали разницу: из тьмы египетской, языческой, из этого кошмара жизни без Бога они вошли в чудный Божий свет, и они просто не могли отречься от Господа.

В каком возрасте нужно креститься?

– В любом. Я не считаю, что следует радикально пересматривать современные практики. Конечно, люди, крестящиеся во взрослом возрасте, – это драгоценные люди, они драгоценнее младенцев, потому что могут осознать и прочувствовать разницу между тем, что было, и тем, что есть. Они могут подвергнуть анализу и сложить в сокровищницу памяти опыт благодатной перемены, а следовательно, у них труднее украсть благодать, их труднее сбить с пути, им легче воцерковиться. Грехи, которые им простились («едино крещение во оставление грехов» – там конкретные грехи у человека прощаются), – это конкретная грязь, от которой они омылись, это очень дорогого стоит.

Когда мы крестим младенчика, мы можем богословски рассуждать о первородном грехе и т.п., но личных грехов у него еще нет, он невинный, вызывает умиление, а не гнев, какой закономерно вызывает грешник, поэтому детей крестить нужно. Я не считаю, что нужно всех доводить до взрослого возраста и только тогда крестить, тут не угадаешь – а вдруг умрет? При всех успехах медицины все-таки детская смертность – очень частая вещь. Корь и оспа ушли, машины появились, теперь колеса машин заменяют оспу – раньше умирали от того, теперь от другого, появилось электричество, какие-то механизмы, радиация и т.д.; защищеннее мы не стали.

Кроме того, верующие люди, крестя ребенка, могут делать и его участником таинств: он может каждое воскресенье принимать Кровь Христову после материнского молока или до него. И это со временем даст свои плоды, я уверен. Вы видите, как много причащается на наших службах детей по воскресеньям, и очень часто совершается какое-то евхаристическое лукавство, когда мать и отец сами не причащаются, а ребенка приносят – причастили и унесли. Здесь стоит подумать о том, что это такое, но и стоит сказать: «Слава Тебе, Господи!», потому что дети причащаются. И можно ожидать лет через 10–15, что поколение ныне причащающихся детей (это все-таки сейчас массовое явление, не сравнить с тем, что было в 60–70-е годы) станет каким-то особенным поколением людей, которые Кровь Христову принимали с детства. Я думаю, это необходимейшее противоядие против соблазнов мира и какой-то благодатный покров против всего того плохого, что ожидает этих людей. Они, по сути, вызываются на бой: если Бог дает им это с детства, то, видимо, потом Он их позовет на какую-то особую борьбу, особый труд.

А если они неосознанно принимают таинство и родители неосознанно их ведут?

– Здесь нужно учить людей – конечно, по мере их вырастания. Пищу молча можно дать только маленькому ребенку, да и то мы никогда не кормим ребенка молча, даже когда кашей его кормим, всегда приговариваем что-то. Тем более нельзя кормить людей Телом Христовым молча! И нельзя сослаться на сопровождающий Причастие стих «Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите» – этого мало. Необходимо учить людей и причащать – это очень важно, таким образом мы догоняем несделанное, ведь большинство людей у нас крещены, но не научены. Человек как-то живет, потом как-то где-то крестится, а потом, спустя многие годы, какую-то книжку берет, с кем-то встречается – в поезде или в больнице ему попадается на соседней койке невольный катехизатор, – и это переплетения судеб Божиих.

Как говорится, пути Господни неисповедимы.

– Да, это судьбы Божии, но списывать все только на них нельзя: мало ли что бывает в жизни, ведь кому-то повезло, а кому-то нет, и многие люди проживают всю свою жизнь без словесной пищи.

Вопрос телезрительницы из г. Рыбинска: «Когда молишься о своих родных, читая акафист святому или нескольким святым, надо ли называть имена своих близких?»

– Конечно. А почему не называть? У них есть имя, вы их знаете по именам, это же люди, они не могут быть безымянными, – называйте имена тех, о ком молитесь.

Родители хотят крестить своего ребенка, но откладывают это на неопределенный срок: ребенок, может быть, болеет, пуглив или родители опасаются еще чего-то… Нужно ли в таких случаях бояться?

– Исходя из практических размышлений и опыта, скажу, что самые тяжелые для Крещения дети – те, которые по возрасту близки к году (9–11 месяцев), а год, полтора или два – это ужасно тяжелые: ребенок еще не настолько умен, чтобы смиряться и принимать благодать Божию спокойно, как взрослый, и вести себя на Крещении как взрослый человечек, но он уже не настолько мал, чтобы можно было им манипулировать без крика и упрямства.

И здесь это превращается в непонятно что: священник взмокший, ребенок красный или синий от крика и выкручиваний, мамы, папы бегают, и это все кто-то фотографирует. У нас же сейчас все великие фоторепортеры, нельзя чихнуть или встать-присесть, чтобы кто-нибудь кого-нибудь не сфотографировал, а Крещение – это апофеоз клацаний фотоаппаратом, целая фотосессия, на красных дорожках меньше «клацают» каких-нибудь кинозвезд, чем мы иногда до безумия безмерно занимаемся фотографией. И получается так: ребенок кричит, священник мокрый, бегают, что-то фотографируют – это, конечно, ужасно! Мы перетерпим, на то мы и священники, но хочется делать иначе: либо малыша совсем, только родившееся дитя окрестить, и он будет спать весь день до вечера и будет, как ангел, молчать, либо ребенка подрастающего (3 – 5 лет), с ним уже можно разговаривать. Были случаи, когда просим родителей сначала поводить ребенка немного в церковь, чтобы он привык к церкви. Поводили – нормально себя чувствует: « Ну что, будем креститься?» – «Будем» – «Водички не боишься?» – «Нет» – «Вот если я тебе скажу: «Мир всем», а ты скажи мне: «И духови твоему». – «И духови твоему» – «Я сейчас скажу молитву, а ты скажи в конце «аминь». Говоришь: «Во веки веков»– «Аминь». Ну что, поехали...

И мы с ним можем все богослужебные диалоги прочитать, и он уже стоит, то есть в 3–5 лет ребенок может вести себя «сладко», по-настоящему. А вот в год или два еще никак не может. Поэтому, мне кажется, сильно ошибаются и лишают себя чего-то очень важного (переживания таинства) родители, которые затягивают процесс Крещения дальше полугода, но крестят ребенка, не достигшего 3–4 лет, тогда подождали бы уже до 6–7 лет, когда ребенок будет совсем большой. Конечно, крестить будем всех, но лучше, чтобы было «слаще».

Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Уже второй раз я просыпаюсь – и крест с меня снят, валяется или на полу, или еще где-то. Скажите, что мне делать? Что это такое?»

– Делайте следующее: берите крест, целуйте его, надевайте на себя со словами: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим» – и не переживайте. Все. Два раза крест с вас снялся за ночь, третий раз не снимется, если третий раз снимется – еще раз так же сделайте, четвертый раз уже не снимется. Надеваете крестик спокойно, налагаете на себя крестное знамение – и больше об этом не переживаете.

Таинство Крещения может совершать не только священник, но и мирянин. Почему?

– Совершенно верно, Крещение может совершать мирянин, оно ведь начальное – это двери в Царство, их нельзя закрывать. Христос упрекал вождей еврейского народа, что они взяли «ключ разумения», сами не вошли и входящим возбранили. И плохо, если человек знает много, облечен властью духовной, но сам не заходит в Царство и других не пускает.

Чтобы максимально открыть двери Царства для людей, Христос благословляет таинство Крещения совершать любому человеку, если в этом есть нужда и необходимость. Крестить может и мужчина, и женщина, главное только – знать, что сказать, как сказать. Надо, конечно, Символ веры прочесть, нужно вообще усердно помолиться; воду иерейским чином человек не будет освящать, но если есть святая вода – воспользуется ею, нет – возьмет любую и либо погрузит человека в воду троекратно, говоря: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (аминь) и Сына (аминь) и Святого Духа (аминь)», либо будет возливать на него воду, если погружать нет возможности. Например, медсестра может крестить грудничка, который лежит в реанимации: были тяжелые роды, и ребенок балансирует на грани жизни и смерти. Пока священник придет, пока родители придут в себя от горя… Медсестры в этом случае могут смело взять крещенскую воду и возлить ее троекратно с вышеуказанными словами, нарекая ребенку имя. То есть двери Царства должны быть раскрыты, и нужно, чтобы люди входили в Царство Божие, закрывать эти двери ни в коем случае нельзя, поэтому таинство Крещения облегчено для совершения. А уже все остальное совершает иерей узаконенным чином.

В экстремальных случаях крестить может любой, и именно по формуле: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». А если по-другому это произнести, то таинство недействительно?

– Я думаю, Бог может принять какую-то ошибку по страху или по неведению, какое-то «заплетание» языка. Если человек скажет: «Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», то, я думаю, тут есть место для милости Божией. Но поскольку мы ведем речь об экстремальных вещах, то и люди в таких ситуациях ведут себя по-разному, и Господь относится к таким ситуациям специфически, с особой долей милости. Но лучше, конечно, без экстрима.

Если человек здоров, все у него в порядке, то он должен прийти в храм и соответствующим чином креститься...

– Это имеет богословско-историческое осмысление. Например, среди старообрядцев есть беспоповцы: у них нет Священства, Венчания как такового, нет Евхаристии, Миропомазания, Исповеди как таковой, может быть только какое-то откровение помыслов, но Крещение есть. То есть благодатный минимум, который может быть у человека, им дается. Люди могут читать Писание, осеняться крестным знамением, крестить пищу или друг друга, звонить в колокола, творить Иисусову молитву – они крещеные. У них может сохраняться в изрядной степени христианская жизнь – конечно, не совсем полная без Евхаристии, без Священства, но мы ведем речь о том, что христианство может у них жить, в усеченном виде, но живом – искалечено, но живет. Поэтому здесь имеется в виду не только такой экстрим: поле боя, раненый боец и санитарка с флягой его крестит, – это понятно, что ситуация экстремальная.

Мы можем говорить об экстремальных ситуациях в истории Церкви: раскол, исчезновение благодатного Священства по причине ереси. Здесь более серьезные вещи происходят, и стоит внимательно посмотреть: насколько можно отнять от человека Крещение, если оно совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа. У разных священников и богословов могут быть разные мнения, но этот вопрос стоит решать только Полнотой Церкви. Не будем сейчас в богословские дебри заходить, но там есть много интересного и важного. (Окончание следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс