Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (839) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Духовная жизнь православного человека

Протоиерей Алексий Ладыгин: Духовная жизнь православного человека

№38 (839) / 13 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Тема нашей сегодняшней программы очень актуальна и звучит так: «Духовная жизнь православного христианина». Отец Алексий, первый вопрос, как выбрать духовного отца?

– Конечно, это очень серьезный вопрос. В первую очередь духовный отец должен располагать к себе духовное чадо, чтобы его сердце раскрывалось, чтобы тот, кто его избрал, был послушным христианином, а духовная жизнь помогала бы человеку совершенствоваться и восходить от силы в силу. Разные бывают ситуации, и здесь очень важно прислушаться к своему сердцу. В свое время, когда я поступил в Московскую духовную семинарию, нам сразу же сказали наши приходские священники, что необходимо выбрать духовника из числа братии Троице-Сергиевой лавры. Мы ходили на богослужения, смотрели на старцев, смотрели на то, как они служат, и, конечно же, Господь располагал сердце к одному из них. Помню, я очень любил приходить в Троицкий собор, в котором каждую пятницу вечером звучал акафист Божией Матери, а по воскресеньям преподобному Сергию. И когда я приходил, то всегда видел архимандрита Илию. Самое главное, что он говорил такие слова на проповедях, которые доходили до самого сердца. Я очень расположился к нему, но я был настолько робким студентом, что боялся подойти к батюшке и попроситься к нему в духовные чада. Тогда я усиленно помолился преподобному Сергию и, обратившись к нему, сказал: «Преподобный Сергие, вот, по-моему, этот удивительный старец, который мне нужен. Я буду в послушании к нему, благослови, чтобы мне как-то подойти к нему!» Это было тогда, когда я шел на акафист преподобному Сергию в Троицкий собор. Смотрю, а мне навстречу выходит батюшка, я решил, что это для меня Божий знак. Я осмелился подойти к нему, благословился, и батюшка взял меня в свои духовные чада. Он вел меня в течение всего моего обучения в семинарии и духовных школах. Это очень удивительный пример того, как Господь дает каждому. То есть когда мы избираем духовника, обязательно нужно слушать свое сердце, потому что мы должны полностью доверять этому человеку, конечно же, прислушиваться к его советам, брать у него благословения. Все это очень важно в духовной жизни.

А насколько все же обязательно иметь человеку духовного отца? Может быть, будет достаточно приходского священника, к которому ты ходишь на исповедь?

– Да, можно ходить на Исповедь, но ведь тогда не будет у тебя священника, который будет знать твою духовную жизнь, а ты будешь предоставлен самому себе. А когда ты ходишь к одному батюшке, он, зная твою духовную жизнь, может тебя в чем-то подправить, поможет отрегулировать твое молитвенное правило, духовную жизнь, подскажет, как нужно вести себя в храме Божием, как часто нужно приступать к таинствам Святой Церкви. Так что здесь очень важно, чтобы у тебя был водитель, духовный наставник, который будет руководить твоей духовной жизнью.

То есть у каждого отдельного человека духовная жизнь индивидуальна, и нет шаблона, чтобы, к примеру, Василий, Петр, Иван просто-напросто шли по одному и тому же пути?

– Вы совершенно правильно говорите и рассуждаете. Тогда ведь действительно можно было бы в храме поставить компьютер с определенной программой, который бы выдавал всем одно и то же: кто чем и как должен заниматься. А здесь, конечно, должен быть индивидуальный подход: у каждого свои физические силы, своя ступень духовной жизни, свои жизненные ситуации, семейные обстоятельства. Безусловно, есть единые правила для всех, и все же это как некая высота духовной жизни. Но опять же замечу, что есть люди, которые не могут исполнить это правило, а есть те, кто хочет большее правило на себя возложить; или, допустим, кто-то пребывает в немощи, а возможно, много трудится... Так и здесь не может быть общего и единого для всех подхода. Это же не для монастыря, хотя и для монашествующих не может быть тоже единого правила, несмотря на то что они живут и занимаются только духовным деланием и тем послушанием, которое им дается в монастыре, а ведь у них нет семьи, нет забот, нет чрезвычайных обстоятельств, которые возникают в семейной жизни. Поэтому если брать нашу церковную жизнь, то у нас нет устава для приходской жизни, нет определенного устава для мирянина; есть только монастырский устав, к которому мы все стремимся и подражаем ему в единении с монашествующими. Хотя и не каждый мирянин сможет понести тот подвиг, который несут монахи, потому так важна роль духовника. Это имеет значение особенно для семейных людей. Ведь духовный отец может беспристрастно дать определенные советы и для духовной, и для семейной жизни. К примеру, примирить поссорившихся супругов, подсказать, как нужно воспитывать своих детей, или поможет решить те проблемы, которые возникают в жизни людей, обремененных семейными узами. А это все очень важно! Почему? Потому что для мирян очень хорошо, когда духовный отец из белого духовенства, поскольку каждый такой священник имеет опыт семейных отношений, опыт воспитания детей, а значит такой духовник будет только помощником в несении того жизненного креста, который Господь возложил на плечи каждого человека.

Скажите, а чем отличается старец от духовника?

– Мы знаем, что духовник имеется в приходской жизни, а старец большей частью находится в монастыре и руководит духовной жизнью монашествующих. И если духовник имеет такое духовное попечение и дает благословение в виде советов своим духовным чадам, то старец ведет уже полностью монахов, которые отсекают свою волю, вручая ее воле старца. Здесь уже необходимо просто слушать старца, не нарушать его воли и ничего без его благословения не делать. У нас такого в миру нет. В основном просят совета у духовника в том, как поступить в той или иной ситуации, и он им советует, что-то рекомендует. Конечно, бывает порой и небольшой перекос: встречаются батюшки, которые требуют от своих духовных чад-мирян строгого исполнения и полного послушания, чтобы никто ничего не делал без благословения духовного отца, то есть такое внешнее подражание старцу, который находится в монастыре и руководит монашествующими. На приходах такого, конечно же, допускать нельзя, потому что мы не можем заставить прихожан выполнять только то, что им говорим: все-таки они живут семейной жизнью, порой есть разные обстоятельства, имеются свои обязательства и попечения. И здесь священник только дает благословение или свой совет, необязательный к исполнению: я бы поступил так или вот так, правильно сделать таким образом... Но в то же время поступить так или сделать все по-другому – это выбирает сам мирянин. В монастыре же – если говорит старец, то он видит духовное состояние человека, знает, как вести человека, чтобы у него располагалось сердце к молитвенному правилу; какой у него есть порок, который ему мешает что-то исполнить; как ему победить гордыню или, возможно, какую-то другую внутреннюю страсть. И конечно же, послушники – те, кто вверяется в попечение старца, полностью отсекают свою волю, строго следуя тому, что он скажет.

Батюшка, скажите, а нужно ли бегать мирянам за советом старцев, или совета приходского священника будет достаточно? Потому что часто встречается такое мнение: нужно пойти к старцу, он тебе всю твою жизнь выложит на блюдечке, все расскажет и укажет.

– К сожалению, это неправильно. Если духовник все сказал, что нужно делать, чтобы ты исполнил заповеди Божии, чтобы появился мир в твоей душе, в семье с близкими, то в таком случае нет необходимости идти к старцу. Мы благословляем идти к старцу только тогда, когда не можем сами ответить на тот или иной вопрос своих духовных чад или не знаем, как правильно поступить в какой-нибудь сложной ситуации. Вообще же некоторые едут к старцам, потому что не доверяют своему духовнику – это первое. Второе – духовник, может быть, настойчиво говорит о том, как именно надо поступить, а люди едут к старцу и перепроверяют, правильно сказал батюшка или нет. Или едут к старцу, втайне надеясь, что он скажет по-другому, так, «как я хочу». И так, кстати, многие ездят, лучше сказать – бегают по старцам, пока не найдут такого, который даст им тот ответ, который они хотят услышать. В этом, конечно, есть проблема. И в моей жизни не раз были ситуации, когда я советовал человеку, как ему нужно поступить, что надо сделать, чтобы решить проблему, а в ответ слышал: «Хорошо, батюшка! Мы Вам верим, но все же мы съездим к старцу на Афон, и вот как он скажет, так мы и будем поступать». Но как бы ни было досадно, мы не обижаемся, даем свободу: «Конечно, поезжайте, пожалуйста!» Потому что где-то внутри есть надежда, что старец ответит лучше, так как Господь ему что-то приоткроет, покажет. Но, как правило, приезжают к нам и говорят: «Батюшка, старец нам сказал то же самое, что и Вы говорили. Может быть, только иными словами, но смысл такой же, так что придется поступать, как Вы нам советовали». Здесь, конечно, возникает досада: «Ну вот, не верите, съездите – узнайте!»

А если человек доверяет Богу, своему духовному отцу и когда будет все выполнять, то у него все получится. Мы в свое время задавали вопрос одному из наших преподавателей, когда были студентами Московской духовной академии: «А вот если все-таки старец или духовник ошибется, скажет противное воле Божией? Может, он что-то не увидел, или скажет что-нибудь не совсем духовное, или, возможно, помешает привязанность к своему духовному чаду?» И тогда преподаватель дал нам очень хороший ответ, который таким ровненьким пластом лег на наше сердце: «Если даже и духовник даст неправильный ответ или благословение, то ради послушания своему духовнику, ради исполнения того, что ему благословили, Господь Своим Промыслом устроит этому человеку все во благо».

Батюшка, давайте ответим на вопрос нашей телезрительницы: «Я хотела бы поговорить о притче о талантах. Вы знаете, я сама себя сейчас проанализировала, свою жизнь. Думаю, что Господь дал мне очень много талантов в разных областях (я не имею в виду пение или что-то подобное, а по жизни), а в итоге я ничего не приумножила. Я сокрушаюсь об этом, мне 53 года, и поздно уже что-то исправлять. Но все-таки что сейчас в моем случае можно сделать?»

– Никогда не бывает поздно, всегда нужно работать, трудиться, развивать свои таланты. Другое дело, правильно ли вы рассуждаете, об этом мы не можем сейчас понять, потому что мы вас не знаем, и подсказать вам точно, что делать, мы не сможем. Вам лучше всего обратиться к своему духовному отцу или приходскому священнику, который сможет провести с вами обстоятельную беседу, который, возможно, знает вас, сможет выяснить, эмоции это или действительно правильные рассуждения. В то же время он вам подскажет, чем вы сможете заняться, чтобы реализовать те таланты, которые у вас есть. И опять-таки, что значит реализовать таланты? Это не просто приумножить и развить, чтобы они просто так летели, если так можно сказать, по воздуху, не принося никому пользы. Они должны быть действительно направлены на исполнение двух самых важных заповедей: первая – это возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всей душою, всем разумением своим; и вторая заповедь – возлюбить ближнего своего, как самого себя. А это значит жертвовать собою ради близких, то есть направлять свои таланты и силы на служение ближним и через это приобщаться к любви Божественной. Не нужно поэтому думать, рассуждать таким образом: «Я вот не смогла развить свои таланты. Мне уже 53 года. Я теперь лягу, буду лежать, грызть сухари и ничего не делать...» Нет, в 53 года вы в расцвете сил, а вдруг Бог до ста лет даст пожить? Вам еще 47 лет жить, и сколько добрых дел вы за это время сделаете! Кому сможете послужить? В Церкви Божией можно потрудиться. Нам сейчас нужны и миссионеры, и социальные помощники, и по делам молодежи кто-то должен помогать батюшкам трудиться, и в той же воскресной школе необходимы сотрудники... Да вы что?! Вы можете столько добрых дел сделать! И все ваши таланты будут направлены либо на старого, либо на малого, либо на того, кто нуждается в этой помощи. Так что все у вас впереди! Трудитесь без всякого отчаяния и уныния, без страха и сомнения, и Господь вам в помощь!

Скажите, батюшка, а может ли духовник навязывать свою волю чаду?

– Ни в коем случае! Воля не должна быть никому навязана. И здесь возникает неправильное духовное отношение. Если духовник просто заставляет или благословляет что-то выполнить, значит он нарушает свободу человека, а ее не нарушает, как мы знаем, даже и Сам Господь. Он лишь тогда приходит, помогает нам и участвует в нашей жизни, когда мы Его об этом просим, почему Господь и сказал: «Просите – и дастся вам». Мы даже исполнения над нами Божией воли ежедневно просим в молитве «Отче наш...»: «Да будет воля Твоя!» Если бы мы не молились и не просили об этом, то над нами бы никогда не совершалась воля Божия: Господь никому ничего насильно не навязывает, также и духовник не имеет права навязывать, заставлять выполнять какое-то действие по своему усмотрению. Все наши благословения преподаются в виде совета. Если он устраивает, совпадает с внутренним состоянием человека или с его духовным возрастанием, то тогда – пожалуйста, можно это исполнить. А если вы считаете по-другому, то поступайте иначе, но учтите, что не всегда такое вот самостоятельное решение, которое вами принято, приносит пользу. Совет с духовником, а паче всего и его молитва после него дают силы его благословениям. Поэтому нужно помнить об этом. Так что, с одной стороны, мы не имеем права навязывать, а с другой стороны, если вы спрашивали совета и услышали ответ священника, то им не нужно пренебрегать. Видите, какая здесь тонкая грань? Слушай, но не пренебрегай, и в то же время мы ничего не имеем права тебе навязывать.

Часто можно услышать от людей: «Мне это батюшка благословил».

– Да, батюшка благословил. И тут очень полезно то, что они с уверенностью об этом говорят: раз батюшка благословил, значит Господь поможет это исполнить. Брать на себя что-то совершенно самостоятельно в духовной жизни очень опасно. Сколько людей впадает по этой причине в прелесть! Сколько через нее обладает такой гордыней, которая делает человека невыносимым в общении!

Иногда человек приходит к духовному отцу и говорит: «Батюшка, а как Вы посмотрите, если я возьму вот такое молитвенное правило?» Ну что же, если ты читаешь утренние и вечерние молитвы и хочешь взять на себя чуть-чуть побольше – почитать Псалтирь, Священное Писание (а кто-то уже и этим не довольствуется и спрашивает у батюшки, можно ли ему взять четки и по ним почитать Иисусову молитву), то мы в таком случае говорим: «Прекрасно! Великолепно!» Ведь и Господь говорит: «Непрестанно молитесь!» Поэтому мы такое поощряем. Конечно, бывает и такое, когда человек подходит и говорит: «Я не буду больше читать утренние и вечерние молитвы. Я буду ходить с четками и больше ничего делать не буду». Это неправильное отношение. И когда некоторые прихожане спрашивают о том, можно ли им молиться дополнительно по четкам, то священник вправе спросить: «А какое правило ты соблюдаешь? А как часто ты исповедуешься и причащаешься?» Вот ты вначале сделай вот это и вот это, а уже потом берись за другое. И это будет правильный подход. И если кто-то говорит, что батюшка благословил еще и по четкам читать, значит у человека идет какое-то внутреннее возрастание. А иногда бывает и так: потерял человек зрение и уже не может читать молитвы, напрягать свои глаза. Подходит он к батюшке и говорит: «Батюшка, как мне молиться? Читать не могу и без молитвы тоже быть не могу, а ни утренних, ни вечерних молитв за всю свою жизнь выучить не смог». И батюшка ему посоветует читать Иисусову молитву, «Богородице Дево...». Человек будет их читать и утешаться. А другой приходит и говорит: «Я зрение потерял, но знаю все утренние и вечерние молитвы наизусть...» Так что кто как молится, кто как располагает к этому сердце и ум. И во всем должно быть участие духовника, чтобы человек не взял на себя непосильное правило. Ведь иногда некоторые берут на себя такое чрезмерное молитвенное правило, что потом и вовсе перестают молиться, потому что устали, перетрудились, перенапряглись и духовно, и физически. Во всем должна быть мера. И духовник действительно здесь участвует, подсказывает, благословляет.

Спрашивает прихожанин: «Батюшка, а можно мне поехать в паломническую поездку в Дивеево?» – «А в семье как? Одобряют?» – «Да, одобряют». – «А копеечка есть?» – «Есть!» – «Поезжай с Богом!» Батюшка благословил, но желание ведь чье было? Было желание мирянина, он взял благословение, которое подтвердило его желание. Ведь не случайно говорят: «Меня батюшка благословил, значит – мне Господь поможет, ангел-хранитель меня сохранит, потому что я не какой-то самовольник (самовольница), а меня батюшка благословил!» И вот эта духовная жизнь тем самым укрепляется. Поймите, благословение духовника – это не просто что-то вообще, это благословение, которое сопровождается его молитвой. Он же воздыхает, молится за всех и очень ответственно к этому подходит, а не просто сказал где-то слово и отмахнулся. Священник каждого пропускает через свое сердце, через свою молитвенную память. И если он даже кого-то забудет, то все равно склонит свои колени перед престолом Божиим и скажет: «Господи, помоги! Ежели я даже кого-то забыл, но Ты, Господи, всех помнишь и ради правды Твоей, которую мы несем в эту жизнь, спаси, сохрани, помилуй и поддержи!» И когда люди, чувствуя эту помощь, возвращаются после поездки, то говорят: «Ой, батюшка! Поездка была как на воздусе! Мы даже дороги тяжелой не почувствовали, хотя и много часов в пути были! И везде Божию помощь ощущали». А это молитва прихода, ведь священник не один молится, а с целым приходом, соборно. «Где двое или трое собраны, – говорит Господь, – там посреди них и Я». Вот эта молитва ко Господу имеет огромную силу.

Поэтому здесь во всем находятся очень тонкие грани, которые мы должны чувствовать: не пренебрегать духовником, его благословением, но в то же время понимать, что священник ничего навязать не может, лишить воли человека он не имеет права. У нас же не секта какая-то, и Господь ни у кого не отнимает собственной воли и человеческого права выбора. Поэтому здесь должен быть тонкий подход и со стороны мирян, и со стороны священнослужителей. (Окончание в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс