Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (839) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Быть верным Священному Преданию

Протоиерей Димитрий Беженарь: Быть верным Священному Преданию

№38 (839) / 13 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Отец Димитрий, что такое Священное Предание?

– В Своей прощальной беседе с учениками, которая изложена в 14, 15 и 16 главах Евангелия от Иоанна Господь наш Иисус Христос, раскрывая смысл ранее сказанного и Своего Пришествия, произнес: «Дух Святой Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, напомнит вам все, о чем Я вам говорил». Святой Дух сошел в день Пятидесятницы. Но о многом из Учения Господа в Евангелии не написано. Последний стих Евангелия от Иоанна (21, 25) говорит, что Иисус сделал много другого, о чем в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова не сказано. Как пишет тайнозритель святой апостол Иоанн Богослов, если говорить обо всем подробно, то всему миру нельзя вместить этих книг. То есть многое, чему учил Господь, осталось на уровне устного Предания. Поэтому Священное Предание – живое Предание Святой Церкви, действие Духа Святого. Именно под действием Духа Святого писались священные изображения, толкования на Священное Писание, именно Святой Дух научил, как созидать храмы. И храмоздательство, и церковная гимнография, и обширная святоотеческая литература называются нами общим наименованием Священное Предание.

А как можно распознать: от Духа Святого то или иное творение или нет?

– В нашей любящей Матери Святой Церкви так премудро устроено, что Священное Писание поверяется Преданием. В Предании мы находим истолкование тех или иных текстов Священного Писания, чему учили Господь и апостолы. И Предание поверяется Священным Писанием. Существует взаимная связь. Если кто-то чему-то учит, мы смотрим, соответствуют ли это учение, слова, поступки или призывы тому, что сказано в Евангелии. С другой стороны, читая Евангелие и видя сложные для нашего понимания строки, мы смотрим, как их понимает Святая Церковь, ее лучшие люди – святые отцы, которые имели богопросвещенный ум. Священное Писание и Священное Предание взаимно дополняют друг друга.

Вчера в Евангельском чтении мы слышали следующий отрывок: к Спасителю подошел законоучитель и задал вопрос, какова наибольшая заповедь в Законе. Нет ли в этом противоречия: законоучитель, знающий Закон от и до, задает очевидный, нелепый вопрос. Каков смысл этого вопроса?

– Дело в том, что религиозные вожди Израиля ко времени Пришествия в мир Спасителя утеряли смысл Закона Божия, его стержень, сердцевину: главную заповедь – о любви к Богу, о вере и верности Ему. За годы существования израильского народа они придумали множество самых нелепых толкований Божественного Закона – и сами в них запутались. Одно течение религиозных вождей Израиля считало, что главное – соблюдение субботы, другое – что главное обрезание, и так далее.

Накануне страданий Спасителя, когда Он в третий раз пришел в Иерусалим, законоучитель подошел в храме к Господу, чтобы искусить Его. Он спросил Иисуса: «Какая наибольшая заповедь в Законе?» Подобные ему окружающие фарисеи слушали ответ. Они предполагали уловить Господа: если Он скажет, что главное – соблюдение субботы, можно обвинить Его в нарушении других постановлений. Если скажет, что главное – обрезание, можно Его обвинить в нарушении субботы. Если Он скажет что-то новое, то можно обвинить Его в нарушении всего Закона Моисея. И Господь с величайшей мудростью, Божественной кротостью обличил этого законоучителя: Он назвал одновременно новую (как пишет святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот Евангельский эпизод) и в то же время старую, но благополучно ими забытую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою, всем помышлением (это таинственное упоминание о Святой Троице – «всей душой, всем сердцем и всем помышлением») и возлюби ближнего, как самого себя». Если ты будешь любить Бога (по крайней мере, стремиться к этому), то будешь понимать остальной обрядовый закон, детали, их смысл, что и для чего делается.

Действительно, мы и по жизни знаем, дорогие друзья, что если мы что-то любим, делаем что-то с желанием, то мы не чувствуем усталости, забываем себя. Когда человек любит другого человека, то ради любимого готов терпеть и голод, и жажду, и какие-то лишения. Господь обращает внимание вопрошавших на то, что если бы они по-настоящему – всем сердцем, всей душой и всем помышлением – любили Бога, то весь ветхозаветный Закон они бы соблюдали правильно и осмысленно. «Возлюби ближнего, как самого себя». Заметьте, Господь привел совершенно понятную любому человеку аналогию: никто из нас не хочет страданий, лишений, скорбей, каждый и питает, и лелеет свою плоть; никто из нас не желает себе ничего плохого. Поэтому Господь приводит некий эталон: возлюби ближнего, как самого себя. Это основание всего ветхозаветного и новозаветного Закона.

А в чем новизна?

– Новизна в том, что Сам Бог пришел на землю ради любви к человеку. Святой апостол Иоанн Богослов в своем Первом Послании говорит, обращаясь ко всей Церкви, к тем, кто будет читать его: «Будем любить Его (Бога), потому что Он первый возлюбил нас». Он обращает внимание на то, что наша любовь к Богу должна быть ответной – как жест благодарности. Свидетельство того, что Бог нас возлюбил, – то, что Он послал в мир Своего Единородного Сына, чтобы Тот воплотился, стал во всем, кроме греха, подобным нам и засвидетельствовал Свою любовь крестной смертью. Он умер за человеческий род. Какое доказательство любви Божией могло быть большим?

Вопрос от телезрительницы: «Сейчас активно обсуждается проект документа «О церковном браке». Меня и моих знакомых смущает, что можно причащать людей, живущих в невенчанном браке, если в проекте написано, что для православных христиан жизнь в браке без Венчания неприемлема. Нет ли здесь противоречия? Что такое церковный брак?»

– Отличный, актуальный вопрос, – сейчас вся церковная общественность действительно обсуждает проект данного документа. Он направлен Межсоборным присутствием на обсуждение на пастырских семинарах во всех епархиях и благочиниях, в том числе в нашем. Обсуждение документа проходит с целью более глубокого осмысления и направления авторам своих замечаний, поправок, вопросов и недоумений, чтобы отшлифовать и усовершенствовать его.

Ваше смущение обоснованно. Я начну отвечать на ваш вопрос со второй его части: что такое церковный брак. Церковный брак, в отличие от светского, имеет четыре неотъемлемые составляющие. Это брак, зарегистрированный в органах государственной власти, венчанный в святом храме, и есть еще две важные составляющие, о которых мы, к сожалению, забываем. Мужчина и женщина, создавшие семью, зарегистрировавшиеся и повенчавшиеся, должны иметь внутреннее глубокое стремление нести немощи друг друга до конца. То есть нести крест супружеской жизни, а не только любоваться друг другом, как это бывает в период так называемого медового месяца. В понятие «нести немощи друг друга» входит и труд по воспитанию детей в Православной вере. Четвертая важная составляющая – это жить полнокровной христианской церковной жизнью: исповедоваться, посещать богослужения, читать дома Священное Писание, молиться утром и вечером, перед едой и после нее, перед началом какого-то дела и по его окончании, соблюдать пост.

Говорить, что брак церковный, без этих четырех важнейших составляющих было бы преждевременно. Слава Богу, такие браки есть. Еще не наступили последние времена, когда не останется таких православных семей. Господь помогает и укрепляет таких людей.

Есть брак, который можно назвать церковным с натяжкой: когда люди зарегистрировались, повенчались, держат у себя где-нибудь на шкафу или в иконном уголке иконочки, которые во время Венчания им вручил батюшка, хранят на память свечи и очень красивое свидетельство о Венчании, но дальше никаких шагов к воцерковлению не предпринимают. То есть они больше не появляются в храме, не молятся, не соблюдают постов, не исповедуются и так далее. Думаю, никто не обидится, если сейчас услышит из моих уст горькую правду: данный брак сложно назвать церковным. В таких браках нередки случаи расставания по самой банальной причине: «не сошлись характерами». А светский брак – просто зарегистрированный гражданский брак.

Можно сколько угодно устно или письменно рассуждать, что Святая Церковь признает гражданский брак или с уважением к нему относится, но вы же сами понимаете: от этого гражданский брак не перестает быть светским. Он не станет церковным автоматически, если мы станем выражать свое уважение и признание. Если хотите, я могу привести более наглядный пример. Ко мне подошли мужчина и женщина и сказали: «Батюшка, мы зарегистрировались. Вы нас признаете?» Что я им скажу? Естественно: «Да, признаю, поздравляю, что вы нашли и полюбили друг друга». Затем они спросят: «Вы как служитель Церкви нас уважаете?» Конечно, уважаю. А что дальше? Я должен сказать: «Раз я уважаю и признаю вас, значит сразу идите причащаться»?

Самое главное, на что хочется обратить ваше внимание, дорогие друзья: пастыри призваны вести душепопечительную работу с людьми. В проекте документа «О церковном браке» написано, что нужно объяснять людям, что для православных христиан практика жизни в невенчанном браке неприемлема. А как это можно объяснить, если допускать их к Причащению без всякой подготовки? Какой у них стимул венчаться, если они будут спокойно приходить и причащаться не в этом храме, так в другом, где батюшка более покладистый и современный?

Пастырская работа – призывать людей к духовному росту: чтобы супружеский союз мужчины и женщины стал церковным христианским браком наподобие союза Христа и Святой Церкви, как пишет в своем Послании апостол Павел, необходимо соработничество, синергия. Соработничество благодати Божией, которая дается в таинстве Брака, и обоюдное стремление людей преумножать этот дар благодати, то есть вести полнокровную церковную жизнь, нести немощи друг друга, воспитывать детей в Православии – тогда этот брак будет действительно церковным.

В советское время среди опытных духовников была следующая практика. Чаще всего женщина воцерковляется быстрее, раньше приходит в Церковь, начинает сознавать необходимость покаяния, чтения слова Божия, претерпевания скорбей и немощей своего мужа с благодарностью Богу. По усмотрению духовника (а намерение духовников состоит в том, чтобы рассмотреть частный случай, чтобы помочь женщине глубже воцерковиться, не лишать ее благодатной помощи, которая подается в таинствах Церкви) женщина допускается к причащению, но с условием, что она будет продолжать работу в семье и своей кротостью, мудростью, тактом, молитвой и своим примером приведет к этому и вторую половину, мужа, который пока еще не воцерковился, чтобы они вместе все осознали и повенчались. Если же муж приходит в церковь и хочет причаститься, священник должен ему объяснить, что если он подлинно верующий человек, то должен сначала покаяться и повенчаться, чтобы брак был церковным.

На сайте Межсоборного присутствия любой желающий может посмотреть отзывы, вопросы, которые задают люди, потому что эта проблема волнует многих. Хочется, чтобы обоюдными усилиями, с Божией помощью, эти церковные документы, которые сейчас, слава Богу, обсуждаются широкой общественностью, были доведены до совершенства, точности формулировок.

Какова суть церковного брака? В чем заключается его отличие от нецерковного помимо соблюдения постов, молитвы, посещения храма и так далее?

– Главное – смотреть на Господа, а не на самих себя. Дорогие друзья, ни в коем случае не хочу никого обидеть или осудить, но любой светский брак зиждется на основе взаимных чувств. А чувства, как нам хорошо известно, могут то угасать, то вновь воспламеняться. Чувства – это стихия, зыбкая опора, на которую тяжело опереться. Муж пришел домой в плохом настроении, потому что устал. И он не хочет видеть свою жену только поэтому или потому, что ему кто-то сказал что-то грубое. Если жить только на чувствах, эмоциях, то это гнилая основа. Христианский брак основан на любви к Богу и к ближнему, как к самому себе. Где взять силы для того, чтобы любить ближнего, как самого себя? Надо обращаться к Богу как к Источнику любви и благодатной помощи. А если мы пренебрегаем Богом, Его таинствами и тем, что Святая Церковь сохранила для нас как мудрая любящая Мать, думаем, что мы умнее и сами можем построить свое счастье, то мы ошибаемся.

То есть главное для церковного брака – возрастание в любви?

– Возрастание в любви и взаимном терпении.

Вопрос от телезрительницы из Алтайского края: «В далекие 90-е годы я ходила лечиться к экстрасенсам, пока в семье не произошла трагедия. У меня возник страх перед этими людьми. Придя в храм, я приняла святое Крещение без веры, оглашения и Исповеди. И по неведению я без подготовки подходила к таинству святого Причащения. Меня это очень тревожит. Как мне сейчас быть? И второй вопрос: расскажите, пожалуйста, о человеческих немощах, средствах борьбы с ними. Могут ли грехи маскироваться под немощи?»

– Видно, вы очень глубокий человек, раз задаете такие вопросы. Желаю Вам помощи Божией, чтобы сейчас вы преумножали дар благодати Божией, который приняли в таинстве Крещения. Ваша ситуация симптоматична – в 90-е годы было немало людей (я не обладаю точной статистикой), которые пришли к вере из-за страха перед чем-то и приняли таинство Крещения без воцерковления, оглашения, которое сейчас, слава Богу, возродилось, без предварительных бесед и глубокого осознания. Тем не менее, как сказано в Символе веры, мы «исповедуем едино Крещение во оставление грехов», поэтому нет оснований креститься во второй раз, этого даже нельзя делать. Можно преумножать дар благодати Божией, полученный в таинствах Крещения и Миропомазания.

Мы помним, что таинство Покаяния – это второе Крещение (так оно именуется многими святыми отцами Церкви). Когда мы впадаем в грехи после таинства Крещения, мы омываемся в таинстве Покаяния. Почаще исповедуйтесь. Для более грамотного и успешного духовного роста неплохо иметь духовного отца, какого-нибудь опытного священника, лучше в возрасте, который имеет и жизненный, и духовный опыт. Нужно присмотреться, попросить у Бога вразумления. Если к кому-то будет расположено сердце (в духовном смысле), можете избрать этого батюшку своим духовником, ходить к нему, обращаться за советом и применять его советы в жизни. Читайте Священное Писание. Читая его и труды святых отцов Церкви (для начала – жития святых), вы начнете понимать, в чем разница между немощами и страстями, потому что иной раз наши страсти маскируются под немощи. Например, в воскресный день надо пойти в храм, а лень (есть такая страсть) не дает нам этого сделать. Но чем мы себя оправдываем? «Я же немощный, – я устал: шесть дней работал. Что же мне сегодня идти в храм?» Мне надо соблюдать пост – чревоугодие этому противится. А мы, прикрываясь немощью, говорим себе: «Я же больной. У меня болит и то, и то – поэтому и не могу поститься». Распознать страсти, скрытые под обличьем немощей, поможет ваш духовный отец, который, я надеюсь, у вас обязательно будет, и собственная внутренняя работа.

Маленький совет насчет литературы: людям, которые приняли таинство Крещения в сознательном возрасте без должной веры и оглашения, читать те материалы, которые сеют сомнения в вере, преждевременно. Есть газеты, журналы, специальные ресурсы в интернете «для сомневающихся» или «слишком грамотных». Если вам кто-то дарит книгу, посвященную «нетрадиционному взгляду на традиционные вопросы» или «чему-то новому, эксклюзивному», вежливо поблагодарите и скажите: «Мне пока рано такое читать». Читайте для начала Евангелие, жития святых, труды преподобного аввы Дорофея – и все.

Наша телезрительница сказала, что по незнанию подходила к Причастию без должной подготовки и что это ее очень волнует. Как ей поступить?

– Дело в том, что это тоже было массовым явлением. К сожалению, данная тенденция продолжается и до сих пор, особенно в крупных городах: люди живут в таком ритме, что им некогда задумываться о себе. Может, кто-то из их ближних или дальних посоветует им: «Пойди, тебе надо причаститься». А о том, что к Причастию надо готовиться – быть на вечернем богослужении, прочитать молитвенное правило, попоститься, подумать и примириться с тем, кого обидел, – не скажут. Человек идет в храм, спрашивает: «Теть Оль, а где тут Причастие? – Да вот сейчас батюшка с Чашей выйдет – и пойдешь».

И все. Он идет причащаться без всякой подготовки. Ему подскажут, как сложить руки. Сейчас такое, слава Богу, происходит реже. Надо отдать должное: уровень церковной грамотности повышается. Надо каяться и работать над собой. Если тебе посоветовали причаститься, хотя бы поинтересуйся, что это такое и как к этому готовиться. (Окончание следует)

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс