Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (821) → Протоиерей Андрей Канев: От греха избавляет Христос

Протоиерей Андрей Канев: От греха избавляет Христос

№20 (821) / 26 мая ‘15

Уроки Православия

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – В трамвае кто-то нам нахамил, невежливо обслужил кондуктор, кто-то наступил нам на ногу, бомж рядом стоит, кто-то сплетни рядом собирает, кто-то матерится. Можно встать в оборону и расстреливать всех из пулемета своего «праведного» осуждения или можно начать с себя, чтоб не стать проводником зла! Ведь зло, по христианскому представлению, не противоположность добра, а отсутствие добра. Отсутствие! Нет добра – значит, зло уже есть. Когда человек начинает активно бороться со своим грехом, именно со своим грехом, тогда он понимает слова святых отцов, что это огромная деятельность, активнейшая. Человек следит за собой, чтобы это зло не вышло, даже не проявилось. Он должен следить за своими эмоциями, за своей внешней обстановкой, потому что внешняя обстановка по нашей немощи рождает проявление зла. В сокрушении должен заставлять каяться свое сердце, потому что оно не хочет каяться пока Господь не потрясет. А Господь сказал, что кто сокрушится, того Он вознесет. И такое сокрушение себя – очень активная работа, это постоянное внимание к себе. Не за тем, что «тот блудник, тот вор, правительство такое, масоны такие, мировое правительство такое, банки такие». В сердце своем мы должны видеть врагов – там все масоны, там собралось все мировое правительство.

Что есть наше сердце? Сердце – центр нашей жизни, как физической, так душевной и духовной. И Господь говорит, что из него исходят и злые помыслы, и убийства, и прелюбодеяния, и кражи, и лжесвидетельства, и хуления. А это значит, что в сердце человека живут страсти, которые и оскверняют его. И потому тема очищения сердца так часто поднимается в творениях святых отцов. Свт. Тихон Задонский пишет: «Сердце – начало и корень всех наших деяний. Что ни делаем внутри и вне нас, делаем сердцем – или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или не любим; сердцем смиряемся или гордимся; терпим или ропщем, прощаем или озлобляемся, примиряемся или враждуем. Сердцем мы обращаемся к Богу или отвращаемся от Него; сердцем приближаемся, приходим к Нему или отходим и удаляемся от Него»...

Следовательно, пишет святитель Тихон, чего на сердце нет, того нет вообще. Вера – не вера, любовь – не любовь, если их нет в сердце, то там есть одно лицемерие. И смирение – не смирение, но притворство, когда оно не укоренилось в сердце. И дружба – не дружба, но горькая вражда, когда только вовне проявляется, а в сердце не имеет места. Потому Бог и требует нашего сердца, когда говорит в Ветхом Завете: «Сын мой! Отдай Мне сердце твое!». А в Новом Завете Христос дает такую заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Но если сердце человека не очищено, если оно постоянно подогревается страстями, то какие добрые дела может совершать такой человек? Разве что может «причинять добро»…

Протоиерей Андрей Канев: – Невозможно «причинять добро» злыми средствами; и невозможно быть христианином и очиститься от грехов, стоя в пикетах и сшибая головы других людей. Если я являюсь проводником зла в мире, значит, все мои ближние – точно такие же. И борясь со своими ближними, борясь с грехом в их душах и в их жизни, я делаю большую ошибку, даже грех, когда упускаю заботу о своей душе. С помощью греха невозможно пытаться бороться с грехом другого человека. Важно помнить, что от греха избавляет Христос Господь. Человек сам должен активно каяться, а это предполагает постоянное внимание к себе и очень большие трудозатраты: заставить себя внимательно молиться, не унывать, заставить себя читать Священное Писание, когда не хочется, регулярно посещать богослужения, участвовать в таинствах. Когда пытаемся жить церковной жизнью, понимаем, что это огромная работа.

Хотя тому, кто с этой работой не знаком, она не представляется ни серьезной, ни трудной, ни, что самое-то проигрышное для человека, результативной. Тому, кто видит смысл только в делах внешних, труды внутренние кажутся малозначительными и потому необязательными.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс