Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (803) → Действие благодати Божией в человеке

Действие благодати Божией в человеке

№2 (803) / 12 января ‘15

Уроки Православия

Мы с протоиереем Андреем Каневым говорили об Исповеди, покаянии, о том, что регулярное и внимательное наблюдение за собой позволяет нам увидеть и свое равнодушие, и холодность в делах духовных, и свою чувственность в проявлениях душевных. Правда, далеко не всегда мы можем верно оценить свои переживания. Кто-то склонен воспринимать свои эмоции, особенно положительные, как некий индикатор духовного состояния, правильного и правильного устроения души. Подтверждение тому можно услышать и в чужих разговорах, и общаясь с кем-то. О каких только переживаниях люди не говорят, например, в связи с паломнической поездкой или встречей с каким-нибудь батюшкой, а тем более старцем… «Ах, я такое чувствовала! Ах, не передать словами! Ах, такая благодать!»

И человеку кажется, что в подобных переживаниях как раз и проявляется его вера. Проявляется остро, ярко, убедительно. У одного во время или после Причастия дух захватит, у другого на Исповеди душа трепетом исполнится, а после нее ликованием. И им кажется, что если таинство совершилось без подобных эмоциональных всплесков, то значит у них уже что-то не так. Конечно, никто не станет оспаривать то, что человек способен переживать некие особые, благодатные чувства. Но при этом полезно помнить и о том, что они есть редкие дары. И ощущать их постоянно (и тем более уметь приходить к ним своими силами) – дело небезопасное. Благодать Божию эмоциями заменить нельзя, а вот навредить себе подобными неуклюжими попытками несложно. Сегодня мы поговорим о том, как же действует благодать Божия в человеке.

Казалось бы, какое отношение эта тема имеет к нашему предыдущему разговору об Исповеди и покаянии и почему нам важно знать, как действует благодать Божия? Протоиерей Андрей Канев убежден – знать об этом необходимо! И чтобы избежать ненужных ошибок и заблуждений, и чтобы выверить свои представления о благодати с тем, что о ней говорят святые отцы.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Проблема состоит в том, что, приходя в Церковь, не получая, может быть, должного необходимого церковного воспитания, оглашения, воцерковления, мы можем очень легко получать в руки книги, в которых, может быть, опытными отцами, а может быть, и неопытными авторами пишется о благодати, как о каком-то высоком очень опыте наслаждения, например, или опыте каких-то возвышенных созерцаний, совершенно нам еще непонятных.

И мы начинаем о таких высоких вещах, которые, может быть, в жизни никогда и не получим (и не нужно к ним и стремиться, как мы на прошлом уроке говорили), рассуждать и, более того, сравнивать свой опыт, опыт жизни, опыт душевных своих каких-то чувств, начинаем сравнивать с тем, что пишут отцы или, может быть, авторы. И такое настроение – очень часто, по опыту встреч с такими людьми – показывает, что не все так гладко и хорошо и правильно у этих людей.

Почему? Какие-то свои ощущения от церковной службы (от себя самого, безусловно), от своих дел, от своих результатов... У человека рождается или тщеславие, или просто душевность: когда мы слушаем какую-то гармоничную, красивую музыку, естественно наша душевность откликается, наше сердце откликается. Но не всегда мы вспоминаем, что это душевный уровень – как мы знаем, есть телесный уровень – телесных ощущений, есть душевный уровень, когда чувства более возвышенные, чем просто телесные (к этому же разряду относится и эстетическое в том числе чувство от созерцания гармонии, от слушания гармоничной музыки, от каких– то событий, которые могут на нас влиять душевным образом), а есть еще духовный уровень, который мы не знаем. Приходя плотскими и душевными, мы начинаем судить о духовном через сито своего опыта – и это приносит очень горькие плоды.

А каков может быть такой опыт у того, кто провел значительную часть своей жизни вне Церкви? Причем ту ее часть, когда формируется мировоззрение, усваиваются основные понятия, когда жизненный багаж большей частью пополняется грузом грехов… И приходя в Церковь, такой человек все свое приносит с собой… А что происходит потом? Только то, что и может происходить с тем, кто еще духовно не исцелен! Он обо всем имеет свое личное мнение! Вот только можно ли ему доверять?

Об этом протоирей Андрей Ткачев пишет так: «С болезнью своей души, с гнилью своего нутра своего знакомы не все. И этих, незнакомых с собой людей, вечно тянет найти зло мира за пределами себя самого. Этим Незнайкам, то есть тем, кто не знает, что зло мира в них самих живет, когда-то пел молодой Петр Мамонов: «Не убивайте мух! Источник заразы – ты!» Однако имея в душе подобную заразу, и глядя на мир сквозь стеклышки и линзы своего греховного опыта, мы смело беремся говорить о вещах таких высоких, до которых нам еще расти и расти»!

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Очень интересно, когда такой человек начинает рассуждать о покаянии или о трудах святых отцов о покаянии...

Казалось бы, если ты уже обрел благодать, значит то, что пишут люди, сердца которых тоже благодатны уже, освящены благодатью, значит должен образоваться аккорд, одинаковое звучание: ты должен понимать. А почему-то у людей у современных – вот у моих, может быть, знакомых, отторжение, отторжение от писаний, говорящих о покаянии. И здесь мы должны поразбираться, в чем проблема, почему мы вроде бы говорим, что да, благодатью Божией все совершается и это совершенно так, что благодать Божия – это сила Божия, которая дается нам и без нее человек не спасется ни в коем разе, ни в коем случае. Оказывается, на этом пути тоже могут быть подделки. И почему современное наше человеческое рассуждение о действиях благодати, когда мы говорим о том, что «цветочки, птички, хор хорошо спел, нам комфортно. Какая благодать!» Так радуемся, так все замечательно, хорошо и такой человек начинает читать о покаянии и говорит: «Фу, здесь одно уныние, здесь никакой жизни нет, одна мертвечина!». Значит, тут подделка, вот об этом нам и нужно порассуждать.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс