Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (785) → В.В. Боровских: Это Бог дает нам мир душевный

В.В. Боровских: Это Бог дает нам мир душевный

№32 (785) / 29 августа ‘14

Медицинский городок

Мы ничего не можем сделать, если укол поставить против алкоголя, это ничего не дает; мы уже неоднократно это говорили.

Уколы от алкоголя – это не такая опасная вещь, конечно, как кодирование (хотя многие тоже это называют кодированием), но принципиально это не решает проблему, от зависимости не избавляет. Ведь когда развивается зависимость, уровень повреждения настолько высокий, он даже не материальный, это не от химических элементов, на которые может подействовать какое-то лекарство, неважно, как его вводить.

Поэтому все попытки лечить лекарствами – это тоже психотерапия, и доктора, которые этим занимаются, прекрасно знают, что это такое: вариант психотерапии; вот как раз повод отделить православную психотерапию от светской или неправославной психотерапии.

Светская психотерапия не подразумевает наличия у человека духовного уровня, она считает, что все зависимости – в мозгах. Конечно, есть что-то такое надматериальное, но признать существование чего-то нематериального у человека внутри светская психотерапия не может. Поэтому самое виртуозное, что она может исполнить в плане зависимости – это вот как раз медикаментозные варианты психотерапии. Кому-то это бывает полезно на время. Человек может, испугавшись последствий укола, какое-то время воздерживаться.

Но зависимость-то остается?

В том-то и дело. А православная психотерапия говорит, что зависимость – только видимая часть айсберга. И нельзя решать проблему зависимости изолированно, оставляя человека таким, какой он есть. Мы обнаружили, что у человека есть фундаментальное, можно сказать, коренное повреждение по наличию этой зависимости.

В первом вопросе прозвучало – «стать другим человеком хотелось бы». Вы тоже начали говорить, что стать другим человеком очень важно.

Да, да. Мы с этого и начинаем, собственно говоря, работу с пациентами. Мы говорим: чтобы избавить человека от зависимости, недостаточно просто разлучить его с алкоголем или наркотиками – нужно изменить самого человека. Но этого, кроме Бога, никто не может сделать, вот в чем дело-то. И какую бы это ни вызывало тошноту и рвоту у людей неверующих, но это правда, и мы должны с этим считаться.

Звонок, мы слушаем… «Почему зависимые не хотят менять свою жизнь?».

Бывает такая стадия зависимости, достаточно длительная, когда человеку нравится то, как он живет. Ведь если бы это не нравилось, человек не повторял бы это многократно. Сам факт, что человек это сделал, потом повторил, еще раз повторил, говорит, что он что-то приятное для себя от этого получает.

Даже похмелье или абстиненция у наркомана, которые снимаются тем же способом, – человек улучшает свое самочувствие очередной дозой алкоголя или наркотиков, – сами по себе порождает целую культуру наркоманическую и алкогольную. Из этого состоит образ жизни пьяницы или наркомана. Этот образ жизни сам по себе нравится, он же носит коллективный характер, люди вступают в сговор некий, алкогольный или наркотический. Они создают свою субкультуру, которая противопоставляет себя человеческой культуре. Поэтому долгое время человек менять ничего не хочет – до тех пор, пока всего не лишится, тогда он может захотеть что-то менять.

Но должно пройти немало времени...

Не сразу, да.

Есть звонок, давайте послушаем: «Вячеслав Владимирович, мой внук курит кальян, подскажите, вреден ли он?».

Курение вообще штука вредная. А что касается кальяна, то там концентрация веществ, которые становятся потом предметом химической зависимости, более чем достаточна. Поэтому вред от курения кальяна мало чем отличается по степени вреда от курения табака, содержащего никотин и другие наркотические вещества, что бы там ни «зарядили». Тем более, что сейчас именно кальян может использоваться для употребления тех самых синтетических наркотиков, о которых мы говорили.

Неизвестно, что в кальяне еще...

Да. Я считаю, что этот элемент восточной культуры стал дополнительным фактором для формирования зависимости. (Продолжение следует)

Беседовала
Валентина Ефремова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://pravradio.ru/audioarchive/ct19

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс