Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (785) → Нам должно смиренно познавать истину

Нам должно смиренно познавать истину

№32 (785) / 29 августа ‘14

Уроки Православия

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Нравится нам или нет, но это духовная истина. Поэтому мы должны ориентироваться не на современные модные идеи о самодостаточности человека, а учиться опыту Церкви и святых отцов. Да, истина находится вне нас, мы ее должны услышать, познать. У нас внутри нет такого инструмента, который бы рождал истину. Но узнав основы веры человек может согласиться с ними, принять их или не принять, но в этом случае он отпадает от Христа.

«Глубоко страшно наше падение, наше омрачение», – сокрушается святитель Игнатий. Кажется, достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтобы познать говорящего в нем Бога и уразуметь истину, и истина освободит вас. Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная святая истина. Эти пожелания непременно бы исполнились, если бы мы не полагались только на себя, не думали, что внутри нас самих есть некий компас, который приведет нас в Царство Божие в любом духовном состоянии и по дороге в это Царство, то есть на пути спасения, этот самый компас поможет человеку без труда определиться: как ему жить по-христиански, что делать в Церкви.

Протоиерей Андрей Канев: – Поэтому мы с вами и предупреждаем наших зрителей: если мы хотим жить правильно, по-христиански, то должны начинать с изучения основ веры.

«Узнавать истину из Евангелия, из святых отцов, посредством чтения приобщаться к живущему в Евангелии и святых отцах Святому Духу, вот великое счастье, – пишет святитель Игнатий. – А высшего счастья, счастья слышать истину от Самого Пресвятого Духа я недостоин! я не способен к Нему! не способен выдержать Его, сохранить Его, сосуд мой не готов, не окончен, не укреплен. Вино Духа если бы было влито в него, расторгло бы его и само бы пролилось, а потому Всеблагий Господь, щадя немощь мою, долготерпит о мне и не представляет мне снять сильного духовного брашна. Так, и сотник признал себя недостойным принять Господа в доме своем, а просил лишь, чтобы пришло в этот дом всемогущее слово Господа и исцелило бы отрока. И оно пришло, совершилось знамение, совершилось исцеление отрока, а Господь похвалил веру и смирение сотника». Так и нам должно смиренно познавать истину, не от Самого Господа, а из творений святых отцов, из Евангелия.

Протоиерей Андрей Канев: – Если христианин искренне примет веру, не равнодушно будет относиться к Евангелию, к творениям святых отцов, к опыту Церкви, и будет делать попытки менять свою жизнь, то в ближайшее время в нем начнутся перемены. Что-то в духовной жизни он сначала не поймет, что-то ему будет недоступно, но постепенно ему все будет открываться.

Ну, иногда даже от людей церковных доводилось слышать и такие слова: «Да что толку читать! Я пробовал – бесполезно. Что мне это может дать? Лично в моей жизни от чужих размышлений о вере ничего не меняется, беды не отступают, страсти не ослабевают». Однако, оставив это занятие, человек сам себя лишает великого блага: не читая святых отцов, он никогда не поймет, что в их творениях мы встречаем не просто чьи-то слова, наставления, размышления, мы реально погружаемся в опыт, в практику христианской жизни.

Протоиерей Андрей Канев: – Вообще, было бы замечательно, если бы мы к творениям святых отцов относились бы ни как к чтению художественной литературы: прочитал для времяпрепровождения и забыл. Нужно читать их как инструкцию. Например, мы купили нужный инструмент – или лекарство, и для его использования мы обязательно должны прочитать инструкцию. Это будет совсем другое чтение, чем беллетристика. Именно так и нужно относиться к чтению творений святых отцов.

Святых отцов нужно читать с точки зрения опыта и научения. Возьмем, к примеру, те же творения святителя Игнатия. У него что ни тезис, то четкое понятие, или предложение к действию. Этим особенно замечателен святитель Игнатий: он пишет не сплошной текст, а, разбивая на тезисы, формулирует понятия, выводит следствия. Объясняет, как их применять в жизни. Если так относиться к творениям, то их можно сравнить с назначением врача.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс