Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (736) → В молитве важно постоянство

В молитве важно постоянство

№31 (736) / 19 августа ‘13

Ольга БаталоваУроки Православия

Если хотим хранить мир в душе

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» – учит нас Христос, и в этих словах раскрывается одно из основных положений Его Учения о спасении. Вот и святитель Игнатий в своих «Аскетических опытах» обращает внимание на то, что и молитва требует от человека постоянного самопонуждения, в каком бы духовном устроении он не находился. Ведь даже святые себя на молитву понуждали. Этот труд ценен перед Богом, и в нем особенно важно постоянство. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук:

– Святитель Игнатий знакомит нас с еще одним духовным законом: молитвенное дело должно идти с понуждением, а не по вдохновению или горячечному энтузиазму. Эти состояния очень часто бывают от горячки. Горячка прошла, и человек уже не молится.

Если мы хотим, чтобы молитва действительно стала делом ума, важным, святым делом, нужно, чтобы окреп наш ум, привыкший рассеиваться, блуждать где попало, быть проводником страстей.

А для этого нужно время. И с этим мы должны согласиться. Мы с вами говорили уже о ступенчатости добродетелей – это тоже одна из ступенек, которую человек должен освоить, научиться вспоминать о Боге в течение дня: как вспомнил – с молитвой обращаться к Богу, и постепенно ум человека начинает крепнуть. Это не дело 2–3 дней или месяцев; может быть, годы нужны на это. Но потихонечку меняется внимание человека… Это не означает, что он целый день акафисты читает, но молитва уже переходит в качество внутренней, и тогда человеку вообще ничего не нужно – ни книг, ни специальной обстановки, он всегда может молиться. Но для этого навыка нужны время и терпение.

Да, добродетель многосупенчата. И святые отцы говорили об этом всегда. Мы же в подтверждение этих слов, обратимся к душеполезной истории из древнего патерика. Однажды в монастырь преподобного Пимена Великого пришел за наставлениями один простолюдин. Но преподобный Пимен благословил самого благочестивого паломника сказать поучительное слово братии. И тот рассказал следующую притчу: «Один человек пожелал видеть царя и попросил одного из друзей проводить его к царю. Друг согласился проводить его до половины пути. Тогда человек обратился ко второму другу с той же просьбой, и тот согласился проводить его, уже до дворца. Наконец, человек этот стал просить третьего друга и от него получил согласие, что тот не только его проводит, но и введет к самому царю». Что значит сия притча? – спросили рассказчика братия, и человек тот объяснил: первый друг – пост, он доводит нас до средины спасительного пути. Второй друг – целомудрие: доводит нас до Небес; а третий друг – это послушание, оно вводит нас к Богу. «А чем же эта притча поучительна?» – «Да тем, – пояснил рассказчик, – что она показывает: все добродетели имеют между собою неразрывную связь. Все они как бы ступени той лестницы, что ведет к Небу, и стяжав одну добродетель, мы обязательно должны заботиться и о том, чтобы обрести другую! И как пропущенные на лестнице ступени не позволят нам продолжать восхождение, так и пропущенные (то есть не обретенные нами) добродетели не дадут нам возможности пройти путь спасения». Далее святитель Игнатий пишет: «Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человек на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная человекам в Евангельских заповедях». Этими словами завершается рассказ об утренних духовных делах, которые полагаются в основание дня христианина. Но в своей статье святитель Игнатий описывает весь день, правда, для нас его советы и пожелания во многом пока невыполнимы. Однако они рисуют нам картину того идеального дня, к которому мы должны стремиться, чтобы постоянно внимать себе – если хотим сохранять мир в душе, помнить о Боге, беречься от греха, то есть если хотим жить полноценной духовной жизнью. А ведь мы, повторимся, нередко о ней тоскуем, как о чем-то недосягаемом.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник-вторник 19.30, среда-четверг 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Беседы с батюшкой

Протоиерей Александр Дягилев: Единство в главном, во всем – любовь

Беседовала Марина Ланская

Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Святого Благоверного Александра Невского в Красном Cеле, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

 
По святым местам

Здесь пребывает Бог…

Этого дня обитель ждала почти 20 лет. Сердце Екатеринбургского Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, его святыню – главный монастырский храм во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского – 19 мая 2013 года, в день святых жен-мироносиц торжественно освятил Святейший Патриарх

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс