Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (736) → Протоиерей Александр Дягилев: Единство в главном, во всем – любовь

Протоиерей Александр Дягилев: Единство в главном, во всем – любовь

№31 (736) / 19 августа ‘13

Беседовала Марина ЛанскаяБеседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Священник Григорий Григорьев: Посеешь поступок – пожнешь привычку
Беседовал Антон ПепеляевБеседы с батюшкой
Иерей Андрей Щукин: Без прошлого нет будущего
Беседовал Тимофей Обухов

Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Святого Благоверного Александра Невского в Красном Cеле, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

– Сегодня у нас непростая, но важная тема – русское Православие для нерусских: говоря «русское Православие», мы подразумеваем территориальное и культурное деление, но, видимо, не национальное. И все-таки существует тенденция в словосочетании «русское Православие» подчеркивать национальный признак. Насколько это правомерно?

– Я давно задумывался на эту тему, и, на самом деле, есть точка зрения, что само название «Русская Православная Церковь», с точки зрения богословия, не очень корректно. Православие – нечто большее, чем принадлежность к какой-то национальной культуре или традиции, или истории, Церковь не может быть собственностью русских, русской державы; Церковь выше, чем государство. И поэтому, с этой точки зрения, было бы правильнее назвать «Православная Церковь в России». То есть Православная Церковь, Вселенская, единая Святая, Соборная и Апостольская распространена по всему миру и распространяется через миссонеров, через проповедь слова Божия, и в той или иной стране, культуре она присутствует и может носить название по месту своего присутствия.

Но давайте посмотрим, какие ранее примеры у нас были: Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская – то есть по названию города, в то самое время, когда это была единая Церковь. Потом появились Армянская, Грузинская, Русская, Сербская, Румынская; мы можем говорить, что спустя тысячу лет после основания Церкви сместились акценты. И, мне кажется, это до сих пор составляет определенную проблему. Мы воспринимаем Православие как часть нашей национальной культуры и не готовы даже принять саму мысль, что Православие может быть иным, не таким, как мы привыкли.

– Батюшка, у нас звонок от юного телезрителя – мальчик Ваня, ему всего 9 лет.

– Здравствуйте, я хочу задать вопрос. Помогите мне, пожалуйста, у меня изо рта плохие слова вылезают, я даже сам этого не замечаю.

– Ох, Ванечка, я могу сказать так: «плохие слова вылезают изо рта», когда ты позволяешь себе думать этими словами. Если ты позволяешь себе иногда думать, то рано или поздно, в какой-то сложной ситуации, у тебя они выскакивают, и ты их произносишь, а потом тебе самому стыдно. Это очень важная часть духовной жизни: контролировать свои мысли, помыслы, так что старайся хранить чистоту мысли, и у тебя не будет таких проблем.

– Вопрос важный; но вернемся к нашей теме и поговорим о различиях в Православных Церквах Поместных – мы не можем обойти различия традиций... Например, в греческой Церкви без платка женщины присутствуют при богослужении. В Болгарской Православной Церкви только некоторые женщины надевают платки, чаще всего перед Чашей во время Причастия. Как нам, русским, относиться к этим различиям, принимать ли их или настаивать на своем?

– Интересный вопрос. Действительно, традиций много. Причем традиций много не только в разных Поместных Православных Церквах, но и внутри Русской Православной Церкви есть свои традиции в каждой епархии – неизбежно приходится сталкиваться с тем, что приезжаешь куда-то в другое место, а там другой распев, по-другому ходит алтарник со свечой на вход, еще какие-то тонкости. Чем дальше то место, куда ты едешь, от того, где ты обычно служишь, тем больше и больше каких-то непривычных моментов попадается. И для многих людей начинается некая ломка. Вот священник откуда-то издалека приезжает в Петербург и начинает говорить: «А у вас здесь неправильно…» Начинаешь расспрашивать: «А что неправильно?», «Вы неправильно поете величание, у вас так, а у нас так, а правильно-то эдак». А «правильно» мы часто воспринимаем так, как мы привыкли. И здесь очень важно помнить: блаженный Августин учил, что «должно быть в Церкви единство в главном, разнообразие во второстепенном и во всем любовь».

А проблема наша в том, что мы не всегда готовы действительно подумать, что есть в Церкви вещи важные, а есть второстепенные, и, может, не стоит в них так упираться и давить: «Только так и не иначе». Хотя есть вещи в Церкви, по поводу которых мы всегда должны быть тверды, но это вещи, которые признаются всеми и всегда, – догматы веры, Священное Писание. А каким распевом величание петь, тропарь, кондак – так ли это важно?

Вообще тему «Русская Православная Церковь и нерусские люди», я бы разделил на две составляющие, это: нерусские люди здесь, в России (это, кстати, даже в нашем регионе возле Петербурга, это карелы, финны) – среди них есть православные. С другой стороны, это нерусские за границей. Опять-таки среди них есть исторически православные: греки, сербы, румыны, со своими веками выработанными традициями. Есть англичане, французы, немцы, которые принимают Православие. Говорить, что сформировалась какая-то германская или английская церковная традиция, мы не можем, но Господь сподобил меня в жизни послужить в Сурожской епархии, и я могу сказать, что там тоже есть свои какие-то традиции…

– Это в Великобритании?

– Да, это Великобритания, совершенно верно, – Великобритания и Ирландия. Там тоже есть свои традиции, свои даже распевы, даже текст богослужения на английском языке, который там используется, отличается от того, который используется в приходах Русской Зарубежной Церкви и от того, что используется в Америке, хотя, казалось бы, тот же английский язык. И сам факт, что есть как бы разные традиции, призван нас взаимно обогащать и раскрывать, что Православие бывает не только таким, как мы привыкли, но может быть и таким, и таким, и таким. Мне кажется, это нужно нормально принимать.

Полная версия программы


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз»: ежедневно 22-00 прямой эфир (кроме субботы), на следующий день 13-00 повтор (кроме воскресенья). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефоны прямого эфира: Москва (495) 781-49-54, Санкт-Петербург (812) 677-62-44, Екатеринбург (343) 379-65-70

 
Мысли о прекрасном

Главная тема жизни

Олег Молчанов, заслуженный художник России: – Сегодня мы беседуем в стенах Международного фонда славянской письменности и культуры. Это место для всех русских людей знаковое, отсюда идут все самые лучшие начинания в области нашей великой русской культуры, и мне отрадно присутствовать здесь с моим другом Владимиром Ильичом Большаковым

 
Уроки Православия

В молитве важно постоянство

Ольга Баталова

Если хотим хранить мир в душе«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» – учит нас Христос, и в этих словах раскрывается одно из основных положений Его Учения о спасении. Вот и святитель Игнатий в своих «Аскетических опытах»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс