Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (730) → Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Просите Господа, и Он все управит

Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Просите Господа, и Он все управит

№25 (730) / 1 июля ‘13

Беседовала Валентина ЕфремоваМедицинский городок

Из цикла «Если болит душа»

На вопросы отвечает православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских.

– Начнем с вопросов, которые поступили в последнее время на сайт. Первый корреспондент: «У моего друга проблема – бессонница, ему 45 лет, образование высшее, никогда не был женат, православный, год назад соборовался и исповедовался, но до Причастия не допустили. Батюшка потребовал с него обещания жениться. Тот не смог его дать. С тех пор на Исповеди не был. Около трех лет мучается бессонницей, пробовал разные препараты, пока не открыл для себя феназепам. Принимает его около двух лет. Человек в отчаянии, никому и ни во что не верит…» Как можно помочь?

– Непонятно, проблема в бессоннице или в том, что человек не может жениться? Дал батюшке обещание, но не может его выполнить – или даже обещать не стал? А при этом говорится, что он православный и год назад соборовался. Конечно, 45-летний мужчина, молодой – и один. Я слабо себе представляю человека без страстей. Апостол Павел говорит: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться», так что батюшка прав. Спать-то не дают страсти, это они мучают человека. И человек не решается, малодушничает, может быть, долго и придирчиво выбирает себе невесту, чего-то стесняется. И еще одна проблема – за два года употребления феназепама он стал токсикоманом. Ему нужно медикаментозную помощь оказывать, чтобы он отвык от феназепама. Этот препарат, на мой взгляд, вызывает очень быстро зависимость, а наши доктора не стесняются назначать феназепам, как будто нет других препаратов, чтобы помочь человеку уснуть. Такое медикаментозное «выключение света». Порочный круг: духовной жизнью человек полноценно жить не может, его не допускают до Причастия потому, что он не женат. А жениться не может сейчас потому, что у него накопились проблемы с лекарственной зависимостью.

– Что делать этому человеку? Отвыкать от препарата?

– Самому не отвыкнуть. Два года – все-таки не шутка. Я бы рекомендовал приехать к нам на реабилитацию. Сначала «спрыгнуть» с феназепама и научиться здоровой, духовной жизни. В условиях реабилитационного центра наш духовник отец Сергий допустит его до Причастия, учитывая все его немощи, и можно будет наладить духовную жизнь. А после реабилитации уже можно будет вести речь о создании семьи.

– Следующий вопрос, также поступивший на сайт, – от Ольги. Ей 42 года, живет в Омской области. Была крещена в 30 лет. Произошло это не совсем осознанно, после Крещения было положено исповедоваться. Далее, как она пишет, «переписала грехи, прочитала их, и батюшка ничего не спрашивал, до Причастия допустил. Теперь я понимаю, – пишет она, – что это Причастие было совершено в осуждение. После этого моя жизнь была полностью подчинена дьяволу. С мужем развелась, встречалась с молодым человеком – моложе меня на 11 лет, у которого была семья, ребенок. Стала с ним выпивать. В итоге квартиру, нажитую с мужем, продала, деньги с ним не поделила, а молодой человек все эти деньги растратил и ушел. По-женски две операции по удалению всех детородных органов. Осталась с пустой душой, алкоголичкой, блудницей. Пошла по всяким бабкам, гадалкам, и все обещали жизнь наладить. Моя бедная мама-гипертоник сама кое-как пережила эту трагедию, приехала из деревни, закодировала меня, привела в Церковь. Я начала посещать очень редко службы, два раза исповедовалась, причастилась, и Господь сподобил: усыновила мальчика и, находясь в декретном отпуске, начала все больше узнавать о Боге и Церкви. И чем больше я узнаю, тем острее понимаю, что спасение для моей души невозможно, так как была подвержена кодированию по методу Довженко. Сама с этой страстью не справилась. Вот уже два года прошло, и теперь меня мучает вопрос: как быть с этим, раскодироваться? Как перед Богом отвечать буду? И так во всех грехах смертных виновата. Ни о чем больше думать не могу. Что мне делать?»

– Вероятно, все началось с той самой Исповеди, про которую мы все знаем, что не следует ничего скрывать и ни в чем себя не оправдывать. Священник перед таинством Исповеди читает особую молитву, где говорится: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою. Не устыдись и не побойся, да не скроешь что от меня. Но не смущаясь скажи, что сделал, да получишь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его пред нами, я же всего лишь свидетель, да свидетельствую пред Ним обо всем, что скажешь мне. Если же что скроешь от меня, то двойной грех иметь будешь. Осознай, что ты пришел в лечебницу, – да не уйдешь отсюда неисцеленным». Таинства Исповеди и Причастия становятся врачующими, когда человек действительно открыт и чист перед Богом, когда он Богу доверяет целиком. А вот из текста письма я усмотрел, что женщина эта отнюдь не смиренный человек, а такие люди не склонны доверять Богу; она склонна доверять своему уму. Вот она сама решила, что «Причастие было в суд и осуждение» – ну кто бы угодно мог об этом говорить, только не она сама. И все ее выводы, что «нет такого греха, который она не совершила», что «нет спасения душе ее» говорят о ее самонадеянности, о горделивом строении ума. Все проблемы от этого. Вот это и нужно в Церкви преодолевать. Нужно дать своей душе раскаиваться именно в том, что мы живем самонадеянно, самоуверенно, и просить у Бога, чтобы Он управил и наш ум, и нашу волю, и тогда Господь Сам все управит. Тогда не будет этого отчаяния дьявольского. Ведь дьявол аккуратно подготовил эту женщину к принятию мысли о самоубийстве.

Если сейчас не выправить свою духовную жизнь, не придать ей здоровую направленность, то мысли о самоубийстве будут этого человека преследовать. Не надо отчаиваться, самое плохое, что может с нами произойти, – это отчаяние. Да мало ли что в нашей жизни бывает! Каждый человек проживает свою жизнь не без приключений и не без грехов. Христос и пришел на землю, чтобы таких призвать к покаянию. Обрети здоровое устроение души – покаянное и не расставайся с ним никогда, и тогда не будешь знать, что такое отчаяние.


Слушайте программу «Если болит душа...» на радиоканале «Воскресение»: понедельник 17.20. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Алексий Кульберг: Крещение – это дар, который нельзя разбрасывать понапрасну

Лев Бохолдин

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» (Екатеринбург), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.

 
Молитва

Радуйся, смирением возвышенная

Образ, исцеление всем приходящим дающий Тихвинская икона Божией Матери считается покровительницей младенцев, ее называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс