Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (670) → О подготовке к таинству Соборования

О подготовке к таинству Соборования

№13 (670) / 26 марта ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

СВЯЩЕННИК Димитрий Беженарь в статье «О покаянии и верности церковной традиции» пишет: Святая Церковь живет благодатью Святого Духа. Все, что установилось и сложилось на протяжении столетий в Русской Церкви, все, что выстрадано и сохранилось до наших дней, – это неоценимое сокровище, данное нам Богом. Представьте себе: некоему человеку досталось от богатых предков бесценное достояние. А он, едва вступив во владение наследством и даже не узнав его подлинной стоимости, начинает открывать сундуки и выбрасывать вон все накопленное богатство, рассуждая, что это ему не пригодится, то устарело, а третье и вовсе ни к чему! Можно ли назвать такого наследника благодарным, благоразумным? Едва ли. Однако многих из нас можно уподобить этому человеку. Мы тоже, становясь членами Церкви, порой не прилагаем никаких усилий, чтобы принять в наследие то неоценимое сокровище, которому по милости Божией стали причастны. И даже не начав полнокровной православной жизни, не узнав таинств Святой Церкви, не умея правильно молиться, соблюдать посты и бороться со своими страстями, мы беремся, подобно тому нерадивому наследнику, рассуждать о том, что нам нужно, а что не очень из сокровищницы Православия. Такое случается даже в отношении таинств Церкви, и сами священники отмечают, что особенно много суеверий и предрассудков у людей связано с Соборованием.

Одни говорят, что после Соборования нужно поступить в монашество или, оставаясь в миру, исполнять различные обеты, например: не вступать в брак, не мыться, не есть мясо. Другие советуют поститься по понедельникам. Многие убеждены, что собороваться можно только умирающим. А еще каждый пост во многих храмах появляются объявления, в которых сообщается, когда будет совершаться Соборование. И прихожане вновь волнуются – кому из них откликнуться на приглашение, а кому нет. В самих же объявлениях бывает даже указано, что приходить могут все желающие…

Как часто это таинство может совершаться над человеком?

Церковные таинства можно условно разделить на те, которые человек принимает единожды в жизни, и те, которые он принимает регулярно. Если Исповедь и Причастие – это регулярные таинства, то Венчание, в идеале, должно совершаться над человеком единственный раз в жизни. Но особо стоит таинство Соборования (Елеосвящения).

Суть одного из семи таинств Церкви состоит в помазании священниками больного человека освященным елеем с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Таинство Елеосвящения (так оно называется в богослужебных книгах) было установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Служит оно благодатным врачеванием недугов телесных и душевных, дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя

Соборованием оно называется потому, что для его совершения соборно собираются семь священников, хотя при необходимости может совершить это таинство и один священник.

Опыт Церкви говорит, что это таинство должно совершаться над больным человеком. Но ведь есть лечение, а есть профилактика. И таинство Соборования очень часто воспринимается многими как профилактика, хотя изначальный его смысл говорит именно о лечении.

Со всей определенностью и ясностью о таинстве Елеосвящения говорит святой апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». И вполне ясно, что говорит апостол о Елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное, и им заповедует пользоваться в случае болезней и людям больным.

Почему человек болеет? Если мы обратимся к словам молитв Соборования, то услышим мольбу: «Прости грехи»! В Церкви есть понимание, что болезнь человека приходит вследствие греха. Грех, развиваясь в человеке, рождает или привлекает болезни. Или Господь дает эти болезни для исцеления духовных заболеваний. И болезни разные бывают: при одних человек может работать, быть полноценным членом общества, а при других находится в состоянии расслабленности, духовной отравленности, когда он не может самостоятельно найти корни своей болезни в своих грехах. И вот как раз это – состояние человека, нуждающегося в Соборовании. То есть таинство Соборования – не просто церковная аптечка. Оно дополняет таинство Покаяния. Больному человеку, полноценно функционирующему в обществе, сохраняющему трезвость ума, достаточно пойти на Исповедь и принять таинство Причастия. Но если человек находится в тяжелом болезненном состоянии, не может сосредоточиться на исследовании своей души, не может вспомнить те духовные обстоятельства, при которых он получил свою болезнь, ему нужно принимать таинство Соборования. При этом по молитвам семи священников, просящих: «Подай силу исцеления этому человеку!», по молитвам Церкви Господь дает исцеление страдающему, прощая тот грех, в котором он не может покаяться из-за болезни – не потому что он забыл, не желает в нем разбираться, а просто по болезни не может понять его гибельности для своего состояния.

В СОВРЕМЕННОЙ Церкви таинство Елеосвящения совершается над больными и на дому, и в храме. А в древние времена больные, которые могли вставать с одра и ходить, приводились в храм, чтобы там, в священном месте, приобрести отраду страждущей душе и возвратить здравие телу посредством этого таинства. Иногда они оставались на несколько дней в церковном притворе и проводили там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания священным елеем. На Руси в древнее время этому таинству придавали большое значение, считая его одним из самых действенных средств против всякой болезни, в особенности против всякого вида одержимости. Но, если в наши дни больной, собирающийся собороваться, не проводит дни и ночи у дверей храма, это не значит, что он не должен подходить к принятию этого таинства без подготовки. И в наши дни у этой подготовки есть свои особенности.

(Окончание в № 14)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

Епархия

Каменская и Алапаевская епархия

Епископ Каменский и Алапаевский СергийЕпископ Сергий родился 29 августа 1957 года в России (Орловская область, Никольский, а ныне Ливенский район, село Троицкое). Родители: отец – Иван Григорьевич Иванников, 1928 года рождения, и мать – Нина Егоровна Иванникова, 1929 года рождения, крестьяне.

 
Наследие

Под благословением святителя Димитрия Ростовского

Алексей Ефанов

Истинно верующий человек четко следует религиозным заповедям, главная из которых есть любовь к Богу и к ближнему. Если в жизни своей он не отступает от них, то, как правило, приносит людям много добра

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс