Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (656) → Не стоит село без праведника и храма

Не стоит село без праведника и храма

№47 (656) / 12 декабря ‘11

Елена РысеваПо святым местам

Башкирия – край привольный: бескрайние степи дышат свободой, реки текут широко, радуют глаз заливные луга. Жалко, что приходится ехать, а не идти пешком по этим упоительным землям.


На крутом взгорье посреди степей высится одинокий храм. Ныне села Васильевка, что находилось в Стерлибашевском районе, уже нет на карте Башкирии. Расположенное в уединенных местах в верховьях реки Демы, вдали от дорог, оно давно покинуто жителями. Много лет, как остановились башенные часы в верхнем ярусе колокольни, безмолвствуют колокола. Лишь одинокий пастух или случайный возница задержат на храме восхищенный взор, да редкий путник войдет под гулкую сень старинных сводов.

«Мы с вами находимся в Николо-Бондаревском скиту – это подворье Покрово-Эннатского мужского монастыря, – рассказывает игумен обители отец Николай (Чернышов). – Этому храму более 150 лет. Помещики Бондаревские, которые приехали из Польши, купили эту землю Оренбургского края и начали строить. И как везде и всегда бывало в Древней Руси, все началось с храма».

Когда-то давным-давно здесь находилось село Бондаревское. Название свое оно получило по имени помещиков, Васильевкой его прозвали уже после революции. Село не было особенно крупным – в 1870 году в нем проживало всего 214 жителей.

Деревянный храм в честь Иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, построенный помещиком Бондаревским в 1855 г. был, видимо, временным. Не случайно в том же году началось строительство нового храма, которое продолжалось 18 лет и завершилось в 1873 году.

Создатель храма – помещик Бондаревский – как рассказывает народная молва, родом был из Польши, а потому в очертаниях храма угадываются средневековые готические мотивы, здание церкви – уникальной архитектуры: оно построено в католическо-византийском стиле, поэтому приезжающие сюда впервые нередко принимают ее за костел. И в этом еще одна загадка: на башкирской земле русский православный храм, построенный в польских традициях.

«Помещик Бондаревский, – рассказывает отец Николай, – много вложил сюда средств, храм стал благолепным и красивым, двух уровней: верхний, летний – Святителя Николая Чудотворца, и нижний, зимний – Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Храм был необычайно красив: червонным золотом сиял высокий иконостас, редкой красоты иконы двунадесятых праздников украшали его стены. О том, что происходит теперь в этом храме, принято говорить: «мерзость запустения». Но ведь по-прежнему у его престола стоит ангел Господень, который вымолил у Христа новую жизнь для этой церкви.

«Как только начали мы восстанавливать храм, – говорит игумен Николай, – стали готовиться документы, чтобы опять восстановилась деревня Васильевка. Уже подано 70 заявлений в администрацию района, чтобы получить земли и начать строить себе жилье. Видите, восстанавливается храм – и сразу начинает восстанавливаться деревня».

Не стоит село без храма, не бывать и городу без церкви. Подворье Покрово-Эннатского мужского монастыря – это и строящийся в городе Салавате храм в честь Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». «Основанный не так давно, в 1948 году, сегодня этот город – один из крупных промышленных центров Республики Башкортостан, здесь находится известный нефтехимический комбинат», – рассказывают о городе Салавате официальные справочные источники. А вот что увидели мы на окраине этого, как показалось нам, небольшого и уютного города, где все очень по-домашнему: по улицам ходят коровы, каждый здоровается со встречным, на домах с низенькими и редкими заборами можно прочитать название улицы на башкирском и русском.

Храм в честь Иконы «Неупиваемая Чаша» двухэтажный. Верхний ярус еще строится, а нижний освящен в честь Иконы Божией Матери «Всецарица». Пресвятая Богородица в акафисте к этой иконе именуется «Губительницей раковой язвы», «Тайной сладостью люте страждущих», Которая Своим перстом указывает всем болящим на Святую чашу жизни, источник бессмертия – Божественную Евхаристию. Как писал Н.В.Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии», во время Причастия «и в малейшей частице сохраняется Тот же всецелый Христос, как в каждом члене нашего тела присутствует та же человеческая душа, не частью себя, но нераздельная и всецелая: как в зеркале, хотя бы оно и сокрушилось на сотни кусков, сохраняется отражение тех же предметов, даже в самом малейшем кусочке».

Увлекают своей красотой аналойные иконы Всецарицынского храма. Привезены они, как рассказывает батюшка, со Святой Земли, а потому наполнены особой благодатью. Редко когда увидишь необычную икону, которую принято называть «Древо религии», где изображены Спаситель и 12 апостолов. Слева, как и положено, икона Божией Матери «Вифлеемская», с которой Царица Небесная с любовью смотрит на всех нас и улыбается.

В храме без труда узнаешь икону преподобной Зосимы Эннатской (Уфимской), история жизни которой крепко засела в памяти. Но вот изображение неизвестной подвижницы – блаженной старицы Варвары, затворницы Скворчихинской. В молодости Варвара Архангельская была учительницей, но как только в школе начали «учить детей, что Бога нет», Варвара Васильевна стала возражать: «А куда же Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?». В тот же день она выкинула столы и табуретки вверх ногами, как бы показывая, что жизнь поставлена с ног на голову. Обернула голову красным платком, мол, красное безумие овладело умами людей, и больше уже не смогла учить детей. Оделась в тряпье, завела козочек и переехала на край села жить в полном затворе. Подвигами своей жизни стяжала блаженная Духа Святого, Который явно почивал на ней и проявлялся в благодатных дарах, особых знамениях и чудесах.

Как три ярких звездочки, горят имена святых Уфимской епархии – преподобный Моисей Уфимский, блаженная старица Варвара Скворчихинская, святая старица Зосима Эннатская, о которой мы расскажем в следующем номере газеты. Молятся святые угодники Божии о земле башкирской, о храмах православных и душах людских.


Смотрите программу «По святым местам» на телеканале «Союз»: вторник 08.00, четверг 16.45, пятница 01.45, суббота 12.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Крещеный мир

В Риме, обагренном кровью первых христианских мучеников

Андрей Полушин

Программа «Крест над Европой» телеканала «Союз» побывала в Риме – на месте проповеди апостолов Петра и Павла. В беседе с автором программы Андреем Полушиным архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс