Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (656) → В Риме, обагренном кровью первых христианских мучеников

В Риме, обагренном кровью первых христианских мучеников

№47 (656) / 12 декабря ‘11

Андрей ПолушинКрещеный мир

Программа «Крест над Европой» телеканала «Союз» побывала в Риме – на месте проповеди апостолов Петра и Павла.


В беседе с автором программы Андреем Полушиным архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, сказал:

«Многие в настоящее время забывают, что Рим не просто город, это столица католического мира. Для нас, православных верующих, Рим – это центр христианства на протяжении уже двух тысяч лет, Рим – город многих святых, место, политое кровью христианских мучеников. Рим – это место, где Церковь укрепилась и усилилась, и для православных именно это в христианском Риме является определяющим.

В Риме проповедовали два самых великих апостола – Петр и Павел. Этих апостолов мы называем первоверховными, то есть апостолами, которые внесли наиболее весомый вклад в проповедь христианской веры. И Петр, и Павел проповедовали в Риме, и в Риме они завершили свою жизнь мученическим подвигом. В Риме была самая большая христианская община, и не случайно в Древней Церкви Рим стоял первым по чести среди других христианских общин».

Рассказывает Михаил Талалай, историк, представитель Института всеобщей истории Российской академии наук в Италии:

«Это одно из самых святых мест всего христианства – Латеранский холм, Латеранский дворец, бывший резиденцией епископов Рима; она получила название Святая святых. Снаружи Святая святых украшена прекрасной мозаикой византийской эпохи, это рубеж I и II тысячелетий, и мы видим вполне восточные, византийские мотивы – Спаситель в окружении двенадцати апостолов. Именно сюда епископы привезли самые главные реликвии, в том числе честные главы апостолов Петра и Павла. Потом их перенесли в кафедральный собор, но здесь осталась другая важнейшая святыня – лестница, которую привезла сюда со Святой Земли царица Елена. По ней поднимался Иисус Христос на суд к Пилату. Паломники могут подниматься по этой лестнице только на коленях.

Во внутреннем дворике Латеранского дворца собрано множество замечательных общехристианских святынь. Пожалуй, первыми упомяну вот эти: доска из красного камня, которая прежде находилась во дворце наместника Римской империи Понтия Пилата. На этой плите, по Преданию, римские воины метали жребий, когда делили хитон Христов. А окаймляют эту плиту четыре колонны, которые тоже были перенесены из Иерусалима. Их называют Мерило Христово. Откуда такое интересное название? Когда наш Спаситель проповедовал Евангелие в Иерусалиме, в основном это происходило в Иерусалимском храме, и люди, Его первые ученики и слушатели, приметили, что некоторые колонны в храме по высоте были точь в точь в рост Иисуса Христа; после Его смерти и Воскресения их стали называть Мерило Христово.

Для чего нужны были эти внутренние дворики? Дело в том, что сюда простые смертные не имели доступа, а только духовенство. Священники здесь отдыхали, созерцали реликвии. Такие же, как и та, что стоит в самом центре дворика. Это колодезный обруч. По Преданию, наш Спаситель встречался у этого колодца с самаритянкой, и в Евангелии эта встреча подробно описана. Эту реликвию очень любят наши паломники, они вспоминают Евангельскую историю и имя этой Самаритянки. В Евангелии оно не написано, но есть Предание. Это очень любимое на Руси имя – Светлана, Фотиния.

Одновременно с Латеранской базиликой святой Константин построил и крестильню – баптистерий, и с той поры поколения римлян веками принимают святое таинство Крещения именно здесь. Предполагают, что и сам святой Константин крестился в этом месте. Баптистерий – восьмигранное строение, восьмерка – символ бесконечности, вечности. Очень часто и наши православные купели оформляют именно так – восемью гранями.

Когда Великий Рим захватывал новые пространства, римские цезари привозили сюда, в свою столицу, понравившиеся им вещи. И, конечно, такие замечательные строения, как египетские обелиски, они не могли пропустить. Так на берегах Тибра появилось около тридцати произведений древнеегипетского искусства, в том числе и обелиск, который называют Латеранским, с прекрасно сохранившимися иероглифами. Но обратите внимание: христианский мир смущался от присутствия, так скажем, языческого артефакта, и поэтому на его вершине водрузили крест – символ победы, символ торжества христианства над язычеством».

С историей нас продолжает знакомить архиепископ Марк: «В Риме жило огромное количество христианских святых, мучеников. Это и святой архидиакон Лаврентий, мученица Татиана, столь почитаемая у нас в России, многие другие святые, которые жили в Риме и в Риме пострадали».

Продолжает историк Михаил Талалай: «В Риме родился Алексий, человек Божий. Он жил здесь в родительском доме и накануне бракосочетания, желая стать монахом, покинул тайком отчий дом и ушел скитаться на Восток. Скитался семнадцать лет. Затем ему был голос от иконы Божией Матери вернуться обратно в Рим. Он пришел сюда уже постаревшим, нашел родительский дом и попросился жить. Родители его не признали, подумали, что это какой-то бездомный странник, и отвели ему место под лестницей. Он безропотно, смиренно принял это место и прожил там еще семнадцать лет. А когда он умер, по Риму разнесся слух, что скончался Алексий, человек Божий. Горожане пришли к дому и стали спрашивать: «Где человек Божий?». Родители Алексия сказали: «Мы не знаем, вот умер какой-то бродяга». И когда нашли его тело, то обрели записку, где он описывал свою жизнь и признавался, что был сыном владельцев этого дома. Лестницу, под которой жил и спасал свою душу Алексий, человек Божий, сберегли в Риме и поместили в приделе храма, воздвигнутого во имя его, в особом киоте, под которым мы видим скульптуру, изображающую преставление Алексия, человека Божия.

Храм появился, когда Алексия стали почитать как святого. Он вобрал в себя жилые постройки, где жили Алексий и его родители. Таким образом появилась удивительная вещь: прямо внутри храма находится колодец дома, где жил Алексий, человек Божий, глубиной пять метров. Мощи святого Алексия почивают здесь, в главном алтаре, рядом с мощами другого святого мученика – Вонифатия.

Это другая история, которая случилась в Риме. Еще до Алексия в одном доме проживал Вонифатий, слуга богатой римлянки. И она поручила своему слуге уйти на Восток и там добыть какие-то реликвии, какие-то мощи. Он, уходя выполнять поручение, спросил: «А если меня замучают и я сам стану мощами?». Но госпожа его сурово отдернула, говоря: «Не кощунствуй, иди и выполняй мою просьбу». Но так и случилось – он попал на Восток, там исповедовал веру Христову, был замучен, и в Рим привезли его мощи. И в итоге здесь, в этой церкви, они почивают вместе, эти двое великих святых – мученик Вонифатий и Алексий, человек Божий.

Одна из замечательных святынь Рима – это Эдесская икона Божией Матери, как иначе ее называют, икона Алексия. От этой иконы Алексий услышал глас Божией Матери, когда он жил в Эдессе, в византийском городе на территории Малой Азии, в нынешней Турции, – она через семнадцать лет странствий Алексия сказала ему: «Вернись домой, вернись в Рим». И он забрал ее с собой, а после его кончины икону Божией Матери нашли рядом с Алексием и поместили в этом храме.


Смотрите программу «Крест над Европой» на телеканале «Союз»: среда 14.45, четверг 02.30, суббота 11.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№19 (724) / 20 мая ‘13

Крещеный мир

Православие – главное для русского человека

Андрей Полушин

№23 (728) / 17 июня ‘13

Крещеный мир

Хранят веру православную

Андрей Полушин

№21 (726) / 3 июня ‘13

Крещеный мир

Их объединило Православие

Андрей Полушин

 
У книжной полки

Всем, кто ищет Бога

«Другая земля». Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск В нашем мире есть люди, которые «не нужны обществу, но нужны Богу». Как правило, они живут обособленно – в домах-интернатах, где их редко навещают гости из относительно здорового и относительно благополучного мира, где мало найдется людей, готовых соприкасаться с болью и проблемами душевнобольных.

 
По святым местам

Не стоит село без праведника и храма

Елена Рысева

Башкирия – край привольный: бескрайние степи дышат свободой, реки текут широко, радуют глаз заливные луга. Жалко, что приходится ехать, а не идти пешком по этим упоительным землям. На крутом взгорье посреди степей высится одинокий храм. Ныне села Васильевка, что находилось в Стерлибашевском районе, уже нет на карте Башкирии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс