Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (450) → Прекрасная Италия

Прекрасная Италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

 (Продолжение. Начало в № 31–32)

 Рим.

Ватикан.
 Диаметр громадного купола собора составляет 42 метра, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»). По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Господа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18–19). Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов.
 Перед входом в собор возвышаются статуи святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.
 Собор называют «сердцем Ватикана». А сердце самого собора – гробница святого апостола Петра.
 От центрального входа к гробнице ведет настоящая улица. Вообще величественный храм – настоящий город со множеством «улиц» и «переулков», мраморных скульптур святых, среди которых самой известной является «Пьета» («Оплакивание Христа Пресвятой Богородицей») работы Микеланджело.
 Пол покрыт разноцветной мраморной мозаикой, потолочный свод базилики – позолотой и лепниной.
 Вниз, в гробницу святого Петра ведут розовые мраморные ступени. Вход сюда для туристов и паломников закрыт. Через массивные перила можно рассмотреть лишь иконы и витражи с подсветкой. Над гробницей – сень, которую поддерживают четыре колонны 15-метровой высоты. Одна из них – витая, резная, привезенная из Иерусалима. По преданию, прислонившись к этой колонне, Господь произнес начертанные на фронтоне собора слова, обращенные к апостолу Петру.
 Сень создана архитектором Джан Лоренцо Бернини, которого называют «Микеланджело XVII столетия». Он создал и великолепное внутреннее убранство, и колоннаду, обрамляющую соборную площадь.
 По всему внутреннему периметру собора идет вереница капелл (часовен), где находятся выдающиеся произведения искусства, христианские святыни, многочисленные гробницы римских пап, королей и императоров. Престолы капелл обращены в разные стороны, в отличие от православных храмов, алтарь которых всегда обращен на восток (обращение православного храма алтарем на восток соответствует спасительному значению Церкви, так как если плыть от тьмы к свету, то, конечно, нужно плыть с запада на восток).
 Для православного человека совершенно неприемлемо, что престолы в приделах католического собора обращены в разные стороны – и на север, и на юг – как неприемлемо и то, что к престолу – самому святому месту храма – у католиков открыт свободный доступ всем желающим – и многочисленным туристам, в том числе женщинам.
 Среди туристов и паломников в соборе Святого Петра более всего монахинь, в соответствии со статусом или монашеским орденом одетых в самые разные облачения – черные, белоснежные, с фартуками поверх платья.
 В соборе хранится копье сотника Лонгина – то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится частица мощей Святителя Иоанна Златоуста.

 Рим. Храм во имя Святителя Николая Чудотворца (Русская Православная Церковь)
 Побывав в Ватикане, мы продолжили осмотр римских достопримечательностей. Постояли на знаменитой площади Венеции, спустились по не менее знаменитой лестнице, напоминающей по высоте и протяженности Потемкинскую в Одессе. Затем отправились на виа Палестро, улицу, где в старинном особняке княжны Чернышевой расположен храм во имя Святителя Николая Чудотворца, Московского Патриархата Русской Православной Церкви, – самая старинная из русских церквей в Италии.
 По представлению Коллегии иностранных дел, 6 октября 180З года император Александр I подписал указ об учреждении «греко-российской церкви» при Римской миссии. Был утвержден штат с одним священником и двумя «церковниками» (псаломщиками). Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного проекта: храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа – в 1823 году. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме на Корсо, 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой; лишь с 1932 года храм располагается в нынешнем помещении.
 Как и все другие заграничные церкви, в XIX веке римский храм был включен в состав Санкт-Петербургской епархии, но во многом зависел от российского Министерства иностранных дел и именовался Посольским.
 В 1921 году архимандрит Симеон (Нарбеков) основал римский приход, в который вошло около ста полноправных членов, и организовал Приходской совет, возглавленный бывшим генеральным консулом России в Италии Г. П.Забелло. Таким образом, домовая церковь при российском посольстве, находившаяся в ведении Министерства иностранных дел, стала независимой, приходской. В приход как почетный член вошла королева эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых.
 Следующим важным событием для прихода было вступление во владение особняком княжны М.А. Чернышевой («Палаццо Чернышев»), скончавшейся в 1919 году. Княжна Чернышева завещала Русской Церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897-м, но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1932 году.
 10 апреля 1932 года в особняке была освящена вновь устроенная церковь. Устройству нового храма материально помогли княгиня Барятинская, княжна Гагарина, а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).
 Вторая мировая война привела в Италию множество «перемещенных лиц», которым община всячески помогла. В 1950–60-х годах римский приход опекал лагерь беженцев под Турином.
 Если к началу 1980-х годов русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х, когда Рим стал одним из транзитных пунктов «новоэмигрантов» (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе), численность прихожан стала быстро возрастать.
 Многие вновь прибывшие приняли в Риме святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с Православной Церковью в иных местах жительства. Кроме русских прихожан, Свято-Никольский храм духовно окормляет сербов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви на виа Сарденья, 153, в приходе состояли и греки.
 При устройстве храма во имя Святителя Николая трехэтажный особняк Чернышевой был значительно переделан.  Под храм была отведена правая половина первого этажа. Строительный проект был составлен инженером Поджи и архитектором князем Волконским, который много заботился об этом храмостроительстве. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи), убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму — особенно при дополнительном освящении — нарядный, праздничный вид.
 На парадной лестнице при входе в церковь водружены мраморные памятные доски с выражением молитвенной благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.
 Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х годах, выкрашенный под белый мрамор и местами вызолоченный. Композиция иконостаса принадлежит архитектору Тону; однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге.
 На фризе иконостаса – надпись: «Благословен грядый во Имя Господне». Иконостас увенчан четырехконечным крестом. Образы написаны в академической манере. Наибольшую ценность, конечно, имеют царские врата работы Карла Брюллова. Художник написал для них на меди шесть медальонов диаметром около 35 см.
 К числу достопримечательностей храма также относятся: чтимая Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901 году на Афоне в память императора Александра III, образы святого Николая Чудотворца и святого Александра Невского в киотах, два больших образа Спасителя и Божией Матери. Есть в храме парсуна святителя Иоасафа Белгородского, написанная еще до прославления святого; крест-мощевик, дар греческого королевича Христофора Георгиевича; малая икона святой равноапостольной княгини Ольги (дар автора – королевны Марии, дочери королевы эллинов Ольги Константиновны).
 За полтора века богослужебной жизни в храме утвердилась намоленная, теплая обстановка. Ныне приходская община довольно дружна. На доске объявлений мы увидели расписание богослужений по-русски и по-итальянски, информацию о наборе в детский православный лагерь в Тарквиньи. На балконе, выходящем в уютный дворик, – цветы, у святых икон – свечи. Ныне служение настоятеля прихода, находящегося в ведении Русской Православной Церкви, Московского Патриархата, несет священник Алексий Байков.
 Для протоиерея Николая Малеты было особенно радостно побывать в храме, носящем имя его небесного покровителя. И помолиться у святого образа апостолов Петра и Павла в канун празднования этим святым угодникам Божиим.
 Поездка в Рим завершилась посещением итальянского парламента, где состоялась встреча протоиерея Николая Малеты с Андреа Каласио, пресс-секретарем депутата итальянского парламента Сильвио Берлускони, и с депутатом Элизабеттой Гардини, пресс-секретарем правоцентристской партии «Forza Italia» – «Вперед, Италия».
 В ходе беседы была выражена заинтересованность итальянской стороны в том, чтобы как можно больше русских паломников посещали древние святыни Италии, и, прежде всего, имели возможность приезжать в Бари, в базилику Святителя Николая Чудотворца, молиться у его цельбоносных мощей.
 Элизабетта Гардини проявила большой интерес к рассказу отца Николая о жизни Православной Церкви в России, о строительстве и восстановлении православных храмов на Среднем Урале.
 Последнее, что уральцы увидели в Риме, – знаменитый фонтан Треви. Роскошная «театральная сцена», где переплетаются стили — знаменитое место, благодаря которому небольшая базарная площадь ди Треви стала самой многолюдной. Фонтан строился и перестраивался на протяжении 100 лет. С 1762 года его окончательная «версия», которая принадлежит архитектору Никола Сальви, сохранилась до наших дней. Это место очень популярно среди туристов, которые бросают сюда монеты, чтобы еще раз посетить Рим.

 Рио Маджоре и национальный парк Чинкве Терре
 Если следовать вдоль крутого излома Лигурийского побережья, над морем одна за другой вырастают маленькие старинные поселения-крепости с домиками характерных для Лигурии цветов – голубого, желтого и розового, с вереницей рыбацких барок у кромки воды. Такие непохожие друг на друга, эти городки, как разноцветные камешки в мозаике, составляют единый рисунок извилистой границы земной тверди и морских заливов.
 С мая по октябрь на побережье ярко светит солнце. Дождей и штормов практически не бывает, погода всегда ровная – жаркая. Побережье Лигурии смотрит прямо на юг, лицом встречая теплые африканские ветры, идущие с моря. А оно сверкает бирюзой и синевой, которую особенно подчеркивают белопенные следы многочисленных судов и суденышек.
 Рио Маджоре – одно из пяти селений на пути из Генуи в Рим и одна из составляющих национального парка, который так и назван – «Чинкве терре» («Пять земель»). Национальный парк, раскинувшийся на довольно обширной прибрежной территории, включает пять населенных пунктов, примыкающих к городу Ла Специя, – Порто Венере, Кампилья, Рио Маджоре, Вернацца, Монтероссо аль Маре.
 Глубокий каньон, провал в скалах, образован рекой Маджоре. Многоэтажные дома лепятся рядами над обрывом, построены на террасах, улицы идут одна над другой. Так что, когда идешь, красные черепичные крыши домов, построенных «этажом ниже», в буквальном смысле под ногами. Дома, как и повсюду в Италии, увешаны сохнущим бельем.
 В Рио Маджоре мы побывали в храме Сан Джованни Баттиста (Святого Иоанна Крестителя). Строительство готической церкви было начато в 1340 году, но с того времени сохранилась лишь розетка над входом, все остальное – обновления более поздних веков. В храме – полумрак, повсюду скульптуры Девы Марии из мрамора и из дерева, украшенные живыми цветами. И свечи возле них горят не электрические, а настоящие. Правда, невысокие, устойчивые, в виде бочоночка, напоминающие скорее еврейские субботние свечи.
 Туристская тропа, соединяющая все «пять земель» парка, тянется над морем, вдоль скал, на стометровой высоте. Внизу – прозрачная вода, острые камни и белая пена прибоя… На тропу природного парка из города нужно подниматься на особом платном лифте. Вход в парк Чинкве Терре предваряют карта побережья, панно из нелегкой трудовой жизни итальянских рыбаков и информация о девяти видах морских животных и рыб, взятых под охрану: их нельзя ловить, уничтожать.
 Вдоль тропы – многочисленные заведения «общепита». Столики стоят тут же, над морем.

(Продолжение следует)

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№32 (449) / 15 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Социальное служение

О духовной слепоте

(по «Письму 84. Человеку, которому отвечают на добро злом» святителя Николая Сербского)  Как быстро человек привыкает возлагать ответственность за свои поступки на других людей, и как ловко у него это получается! Возложив же ответственность за свои все прегрешения на других, он со временем всё реже и реже замечает их, становясь словно слепым к своим прегрешениям.

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475