Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1328) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Времена такие как мы: или светлые, или мутные

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Времена такие как мы: или светлые, или мутные

№47 (1328) / 9 декабря ‘25

Архипастырь

Окончание. Начало в №46, 2025 г.

Владыка, есть выражение: «Как живем, так и молимся; как молимся, так и живем». Сосредоточенная, внимательная, постоянная молитва, по апостолу, – это дело всей жизни. Как правило, когда встаешь на молитву, все неотложные дела, все разговоры этого дня, разговоры следующего дня, которые, может быть, будут, а может быть, нет, все планы, беды и радости всплывают в сознании. Будь ты дома перед домашним иконостасом или на богослужении – все это вихрем начинает крутиться в голове. Есть какие-то практические приемы от этой напасти? Вы как архиерей обременены множеством забот. Что Вы делаете, когда такое налетает?

– Иногда бывает так, что просто останавливаешься, когда добираешься до самой глубины, и тогда говоришь себе: «Слушай, а вдруг это твоя последняя служба? Вдруг именно сейчас начался твой диалог, который продолжится в вечности?» Нет, не пугаешь себя какими-то смертными обстоятельствами… Просто вдруг это последний момент, когда ты что-то скажешь Богу, а ведь там продолжится то, что было начато здесь. Вот это помогает сосредоточиться.

Еще помогает сосредоточиться, если молишься о другом человеке. Ты не просто представляешь его в сознании, рисуешь, а знаешь, насколько любишь этого человека и как тебе хочется, чтобы он был счастлив. Даже если он тебе сделал очень больно. Но все равно ты продолжаешь вспоминать этого человека, ведь в жизни было очень много хорошего. Вспоминаешь это хорошее и просишь: «Господи, если милость Твоя будет, то пусть она будет над этим человеком. Если будет хорошо этому человеку, его сердце успокоится, и тогда очень многие другие сердца успокоятся рядом с ним, в том числе и мое, и мне будет легче».

Боль о других людях всегда рождает очень сильную внутреннюю надежду: «Господи, кроме Тебя, никто не сможет помочь этому человеку, теперь только Ты, Господи, но я очень хочу, Господи, чтобы эта боль хоть немножко через мою молитву пережилась и во мне и чтобы ее стало во мне через эту молитву меньше, и тогда у этого человека ее станет меньше».

Это всегда не какие-то представления и рисунки, как бы это выглядело, а то житейское, которое сейчас так нужно… Вот размышляет кто-то о том, что нужно, например, с ребенком побыть, позаниматься уроками, еще чем-то… Вот о ком сейчас тебе нужно начать молиться. Вспомнил о работе – помолись о начальнике. Вспомнил о доме и начал думать – помолись о домашних. Соседка пришла на память – значит, пришел час молитвы и о ней. И тогда, через это творческое переживание души (а именно это и есть молитва, как мне представляется), можно многие вещи, мысли, которые приходят, сделать полезными. Поводом помолиться об этих людях, об этой ситуации, поблагодарить Бога: «Слава Тебе, Господи!» У этого человека новый дом, он женился, она вышла замуж – «Слава Тебе, Господи! Пусть их счастье продлится долго; и пусть у этого счастья не будет никаких препятствий, которые бы они не смогли преодолеть».

Уже упоминали святителя Иоанна Златоуста и его знаменитое: «Слава Богу за все!» И ладно бы он просто так учил, находясь в каком-то благоденствии, изобилии и восхвалении. Но много претерпел этот святой человек. И в каких условиях звучит его последнее: «Слава Богу за все!»? Когда его гнали в ссылку в Команы – заброшенное селение. И вот после последнего Причастия «Слава Богу за все!» произносит уже престарелый праведник, оклеветанный, невинно гонимый. Это, конечно, очень сильно – вот в таком положении сказать Богу спасибо и прославить Его. Дивный пример, но насколько он достижим в нашей реальной жизни?

– Когда любишь, он достижим. Я приведу пример из недавнего времени. Я посещал СИЗО, где совершал богослужения, и на входе всегда толпятся люди. Мамы приходят передать передачки своим детям, которые там находятся. Разговаривая с надзирателями, понимаешь, какие это статьи и по какой причине, но ведь мать продолжает любить, несмотря ни на что. Ведь это такая страшная боль, как будто бы ее посадили в темницу, а не того, кто там иногда вполне заслуженно находится. Среди всего этого ужаса она не теряет своей любви. И она понимает, что благополучие – это вновь его увидеть, опять с ним встретиться, рассказать о том, как она страдала, как ей было непросто. Она все равно любит. Вот «Слава Богу за все!» – это из своей темницы однажды встретиться со своим Создателем и сказать: «Господи, я благодарю Тебя за все, потому что в этих обстоятельствах, когда было очень больно, я понял, как было больно тогда тому человеку, а мне было недосуг посетить его в больнице или просто взять телефон и поговорить с этим человеком. Слава Богу за все! Теперь я понимаю, как непросто, когда о тебе говорят неправду, а как же было непросто тому человеку, когда ты поверил в эту неправду о ком-то и даже кому-то другому рассказал... А ведь это была неправда. Теперь-то я понимаю, как было больно тому человеку».

«Слава Богу за все!» – это не из состояния, когда у тебя все благополучно, хорошо, замечательно, тихо и мирно. Как у господ Головлевых: «Мирком да ладком». И чем все закончилось? Нет, это не тогда, когда ты ставишь свечку, потому что тебе страшно или чтобы задобрить кого-то. Нет. Это потому, что тебе нужно видеть, куда идти. И эта зажженная свеча на подсвечнике – всего лишь лампа, которая горит в твоих собственных руках. И перед этим огоньком ты смотришь на нее и понимаешь, что ты вот этой своей жертвой освещаешь себе дорогу. Это не чтобы ему было светло, а чтобы тебе было светло. Благодарность в особых переживаниях рождается из честности. «Спасибо Тебе, Господи, теперь я знаю, что происходит».

Я лежал в больнице, и старшая медсестра мне рассказала интересную историю: «Везем после операции человека на каталке, а он ругается – страшное дело. Мы ему говорим: «Миленький, потерпи, пожалуйста». В больнице был ремонт, и каталка, как по старой фронтовой дороге, подпрыгивает на всяких неровностях. Он говорит: «Да это же я ремонт делал». Мы его утешаем, как можем…». Вот видите, как Господь возвращает тебя к тому, что ты однажды сделал. Нужно уметь это исправить. Надо сказать, этот человек, когда вышел из больницы, все исправил. Он сделал пол заново.

Можно предположить, что, когда он делал ремонт в больнице, он не планировал там лежать. То есть это, видимо, была какая-то экстренная ситуация, которую Господь допустил, чтобы он все исправил.

– Это как с людьми. Мы же иногда, когда на кого-то обидимся или о ком-то незнакомом что-то скажем, думаем, что никогда больше не встретимся. А это не так. За каждое слово дается ответ. Мы обязательно встретимся. Если не с этим человеком, то с таким же, как ты.

Вы нередко цитируете святителя Николая Сербского. О ком из святых ни скажи, это все люди потрясающие, но вот именно он совершенно особенный. Почему он так люб, мил и дорог?

– Близок по времени, по духу. У святителя Игнатия есть очень четкое определение: «Ищи святого человека, близкого тебе по времени, и тогда многое тебе станет понятнее… даже вся твоя духовная жизнь». Вот он именно такой: смелый, очень решительный, удивительной внутренней силы духа, умеющий прощать и любить. И это всегда потрясало в нем.

А ему было за что прощать. Один только концлагерь Дахау если вспомнить. И то, что до него, и то, что после него. «Война и Библия» святителя Николая Сербского, мне кажется, сейчас настольная книга каждого, кто хочет понять, что происходит и что с этим делать. Как Вы для себя формулируете, чем мы вызвали все эти беды, которые происходят сейчас? И что мы должны исправить в первую очередь, чтобы Господь сказал: «Мир вам»? Если это еще возможно…

– Для меня это уже не первая война. Я застал еще Первую чеченскую войну и был там в это время. Я из Грозного.

Я хотела попросить Вас об этом рассказать, но не знала, как деликатно это сделать.

– Я помню и ту войну. На этот вопрос отвечу, рассказав о своей встрече там с одной женщиной.

Мы собрались в нашем доме, где были какие-то продукты. Сходили в дом для престарелых, поддержать их. Тогда все были так нужны друг другу... И когда ты шел, никто мимо не проходил, говорили: пойдем с нами, мы вот это делаем, вот этим поможем... Я помню, возвращался оттуда, уже все разошлись по своим домам, идет женщина, тащит на санях электрический фен, как колпак (сейчас уже таких нет). Она увидела меня, остановилась и говорит: «И что? Бог есть?» И смотрит на меня. Я опешил, отвечаю ей: «Ну, раз Вы живы, и я жив (и мы с вами увиделись), должно быть, есть». Она опустила обреченно голову, посмотрела на этот колпак, говорит: «Нет Его». И пошла дальше.

Война – это не событие только внешнего порядка. Это еще и событие в смелости, героизм внутреннего порядка. Что было для нее ценно всю жизнь в тот момент? Не скажу, что это был человек, лишенный разума. Нет. Она не производила впечатления человека, ума лишенного. Отнюдь. Это был осознанный выбор: Его нет. И есть вот этот ужас, в котором она живет. Мне кажется, она даже не замечала всего ужаса вокруг, потому что он был созвучен с ужасом, с разрухой внутри ее. Война – разруха начинается. Любая война заканчивается тогда, когда она заканчивается в тебе.

Понятно, о том, что происходит внешне, мы можем много говорить, но тогда мы не задавали друг другу вопросы, во время бомбежек и всяких зачисток: когда все это закончится? Мы утром выходили и друг друга обнимали: «Слава Богу, доброе утро, все живы». И так радовались этой жизни. Что-то вместе готовили на костре, о чем-то говорили. И, кстати, никогда не говорили о самой войне. Пожилые люди вспоминали свое детство, интересные истории из жизни. Я так много узнал...

Наша соседка тетя Зина столько всего интересного рассказывала... Я даже и знать не знал, что у нее была потрясающе интересная жизнь. Всегда она казалась старушкой подозрительной. Мы, молодые, с ней мало общались. А оказалось, это просто кладезь потрясающих историй, событий, которые с ней происходили. Очень много интересного.

Мы искали мир внутри. Молиться научились все вместе. Кстати, баба Зина крестилась. Она была убежденной коммунисткой, а все же переживания и прочее ее привели к такой важной встрече с Богом. Таких историй было немало. Этот мир, как и войны, начинается в нас самих. То, что сейчас происходит, пройдет.

Вы мне рассказывали о времени, когда были алтарником в храме Архангела Михаила в Грозном?

– Да. Когда началась первая кампания, я уже был монахом, священником.

Выбор именно монашеского пути как-то связан с тем, что происходило вокруг?

– Нет. Захотелось стать монахом, попытаться стать монахом. Я до сих пор пытаюсь. Я лишь сделал первый шаг. Надеюсь, с Божией помощью, буду продолжать идти по этой дороге.

Владыка, нас смотрят в разных регионах, очень разные люди. Вопрос: что делать во время бомбежки?

– Выполнять предписания, спасать свою жизнь, чтобы этой жизнью послужить другим. Я вспомнил грозненскую историю. Вот именно для этого и выживали, не по принципу «хорошо, что я живу», а потому, что мы живем. Я помню эти рассветы, когда утром все выходим и все живы. Это такая радость была каждый день... Каждый день радоваться жизни. Слава Богу! Значит, что-то еще сможем сделать друг для друга. Что-то еще можем вместе сделать. Слава Богу! Спасать свою жизнь, чтобы помочь другим. Это как инструкция в самолете. Если вдруг что-то происходит, маску сначала надень на себя, а потом на ребенка. Как преподобный Серафим говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Какие советы (как человек, переживший такое) Вы бы дали тем, кто потерял близких?

– Не потерять их. Да, это слово понятное, когда мы теряем родного человека. Но как потеряли? Я не могу сказать, что я потерял человека, которого очень люблю и по сей день. Да, он сейчас не зайдет в эту уютную комнату, в студию, но я не потерял этого человека. Я молюсь о нем, люблю его. И хотя я его не вижу, не могу обнять и поцеловать, теперь я живу для этого человека больше, чем, может быть, раньше жил. При жизни не успел столько сделать, сколько бы надо было, зато теперь могу сделать еще больше в память об этом человеке для других людей, в молитве об этом человеке. Я не потерял его, потому что у Бога живы все, потерять просто невозможно, если любишь. Как же я могу потерять?

Как в «Трех мушкетерах»: «Мы встретимся, мы обязательно встретимся».

– Мы обязательно встретимся, так и будет в вечности.

У святителя Николая Сербского в его проповедях есть такие слова: «Бог сотворил первого человека из превеликой любви и существо его основал на двух принципах: свободе и смиренном послушании». Далее следует объяснение, почему Господь не навязал добро людям силой, почему не пришел их спасать с легионами ангелов и почему Он так терпеливо от падения к падению взращивает в нас способность по доброй воле выбирать добро. На этом пути главное препятствие – мы сами, потому что наши души оккупированы страстями, и эти страсти хитро притворяются частью души.

В «Расторжении брака» Клайва Льюиса ангел спрашивает человека: «Убить ее?» (имея в виду страсть). Тот отвечает: «Как же я буду без нее?» Он настолько с ней сросся и сроднился… Но он все-таки говорит после долгих мучений: «Господи, помоги мне». И все преображается, и он становится тем, каким его задумал Господь, каким ему надлежало быть.

Какова борьба со страстями? Я понимаю, что это целая наука – аскетика. И все-таки как-то надо начинать за нее браться. С чего начать?

– Откажись от самого легкого – с этого надо начинать. Это как, например, ремонт в квартире. Сначала уносят легкие вещи, а потом уже берут подмогу и вытаскивают тяжелые диваны и шкафы. Надо уметь отказываться от самого легкого, от простого. А потом уже дойдет дело и до таких серьезных схваток, когда надо поднапрячь все силы, чтобы вытащить эти старые, изломанные комоды, уже никому не нужные, которые только загромождают пространство жизни.

Владыка, про Льюиса поговорим? Что Вы у него любите?

– Мне трудно привести пример.

«Хроники Нарнии»?

– Может быть, да. Я впечатлен этим. Мы сейчас восстанавливаем монастырь, начали делать там фонари, и почему-то мне захотелось сделать тот самый фонарный столб, с которого все начиналось. Я его представил себе, каким он был, и вот такие фонарные столбы мы сделали в монастыре, чтобы напоминать нам о той реальности духовного мира, в котором мы присутствуем одновременно.

Ему удалось, мне кажется, не просто переложить Библейскую историю для детей или взрослых, а оживить ее и актуализировать очень важные понятия, такие, как верность и предательство, покаяние, отвага, подлость, благородство и широта души.

– Мы говорили о том, что значит научить кого-то быть честным. Вот он очень честно рассказал историю своей веры… Это, собственно говоря, разные периоды его собственной жизни, когда он был и этим героем, и тем.

Вы мне своей историей про фонарь в монастыре напомнили его фразу о том, что когда-то ты станешь взрослым, чтобы снова начать читать сказки. Видимо, это подходит к Вам.

Какой Ваш самый любимый фрагмент в Евангелии? Какие слова Спасителя, какое событие, какая притча Вам помогают, Вас вдохновляют и поддерживают в трудную минуту?

– Когда апостолы Христа разбудили на лодке со словами: «Вставай, мы гибнем». По-человечески становится понятно, что, может быть, они его будили еще и потому, что видели: воды уже слишком много.

Они рыбаки.

– Да, рыбаки понимали, что лодка вот-вот пойдет ко дну. Может, они Его будили, чтобы Он просто не утонул. А, может быть, будили Его, чтобы самим не утонуть. Наверное, у каждого из них было какое-то свое переживание. Вне всякого сомнения, человеческое. «Господи, проснись во мне! Не потому, что Ты спишь, не потому что Тебе все равно, а потому, что Ты сейчас нужен. Я гибну! Проснись!»

Вот так будишь свою совесть в себе, голос Божий в себе. Когда тебе его не слышно, открываешь Священное Евангелие и по-особенному слушаешь его за богослужением, вслушиваешься. Потом еще обязательно после Литургии вспомни то Евангелие, которое читалось. Первое, что вспомни, когда перешагнешь порог храма, выходя из храма, – Евангелие, только что прочитанное за Литургией, оно было для тебя прочитано. Что ты унесешь? Вот ты разбудил Его, что Он тебе сказал? То и делай.

Аминь. Владыка, спасибо большое за то, что Вы пришли к нам сегодня. Надеюсь, что паломничество на Урал оставит у Вас доброе впечатление и Вы еще не раз захотите к нам приехать. Мы к вам тоже будем приезжать.

– Милости просим на наш благословенный Кавказ. Мы всегда очень рады гостям, потому что знаем: Бог всегда приходит ногами гостей. Общение и с паломниками, и с теми, кто посещает эти замечательные, удивительные места, для нас благословение Божие. Потому и Кавказ благословен.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Первая наша обязанность – это воскресная Литургия, причащение Святых Христовых Таин

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 10:25–37) повествуется о милосердном самарянине. Хорошо известное повествование о том, как человек путешествовал из Иерусалима в Иерихон, и вот на него напали разбойники, отобрали все, что он имел, нанесли также и физические травмы. И вот лежит этот несчастный на дороге, и мимо проходит священник иерусалимского храма. Посмотрел и пошел дальше. Потом левит, по-нашему диакон, тоже прошел – посмотрел, но ничего не сделал. А потом шел человек, который не принадлежал даже к народу избранному, – это был самарянин. Но этот как бы инородец, иноверец увидел человека, находящегося в несчастье, и сделал все, чтобы ему помочь: омыл его раны, помог подняться с места, где бы тот непременно погиб, посадил на своего осла, отвез в гостиницу и заплатил за его проживание. Другими словами, он спас этого человека, а иначе бы не выжил тот, на кого напали разбойники.

 
Беседы с батюшкой

Священник Олег Герасимов: Религия и нравственность

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс