Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1303) → Протоиерей Андрей Канев: Тщеславие – сладкий яд. Не ищи славы!

Протоиерей Андрей Канев: Тщеславие – сладкий яд. Не ищи славы!

№22 (1303) / 2 июня ‘25

Аскетика

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.), 4–16 (2024 г.), 21 (2025)

Мы с вами подошли к очень важной и очень сложной теме – будем разбираться, как бороться со страстью тщеславия. Это наша 111-я встреча и часть первая – «Борьба с тщеславием».

Почему эта борьба очень сложная? Давайте разберемся. Мы в начале нашего цикла говорили об особенностях этих страстей. Давайте еще раз это повторим, потому что повторение – мать учения. А те, кто только сейчас присоединился к нашему разговору о борьбе со страстями, все-таки должны начать с первых передач. Я понимаю, что это выглядит очень сурово – смотреть столько передач подряд. Но таков был запрос наших уважаемых теле-

зрителей – не спеша разбираться со страстями.

Прежде чем мы начнем разбираться в таком важном вопросе борьбы со страстями, надо сначала изучить основу веры. Тот факт, что вы ходите в храм уже не один десяток лет, вовсе не гарантия того, что вы точно знаете основу веры.

У меня в приходе каждое Торжество Православия, наш праздник, который мы празднуем в первую неделю Великого Поста, уже много лет мы проводим тестирование, и наши прихожане заполняют тест. Мы берем тест с «Азбуки веры», что-то немножко меняем, дополняем, убавляем и предлагаем нашим прихожанам поучаствовать. И каждый раз получаются не совсем веселые результаты. Когда люди, уже оглашенные, которые несколько раз проверяли себя, и все равно по прошествии времени допускают принципиальные ошибки.

Начинаем с основных принципов веры, потом разбираем жизнь. Если вы начнете с борьбы с гордостью, ничего не будет понятно. Представьте, что это этажи, а лифта нет. Нужно пройти по этим этажам, а не запрыгнуть сразу на 111-й этаж.

Почему эта страсть сложная? Смотрите, как о ней пишут святые отцы. Преподобный Иоанн Кассиан называет ее так: «Разновидная, изменчивая, тонкая, поэтому очень сложная». Есть страсти простые, как, допустим, чревоугодие. Оно очень простое. Я думаю, что вы тоже это заметили. Хочется полакомиться, хочется себя побаловать, хочется вкусненького, хочется себя утешить. Как с этим бороться, тоже понятно. Мы разбирались в борьбе со страстью и чревоугодием. Если системно пойти, то можно привести себя в порядок.

С блудом тоже понятно. Эта страсть быстро восстает, она яркая. Бороться с ней человек начинает, удаляясь, допустим, от предмета своей страсти. Соблюдает определенную безопасность. Так же со сребролюбием, все понятно.

Недавно мне написала моя знакомая. Она говорит, что посмотрела мои передачи про печаль. Спрашивает: а где практика? Чтобы увидеть практику, мы должны понимать, что страсти есть плотские, как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, яркие, а есть страсти душевные. Печаль тоже яркая. Человеку плохо, он запечалился и все. Но борьба с этим уже другая. Это не как с чревоугодием – взять тарелку поменьше или купить продукты подешевле. Тут все сложнее, тут нужен опыт. Я же не свой опыт борьбы показываю, правильно? Какой у меня опыт? Я только пересказываю. Говорящая голова.

Святые отцы пишут нам, как бороться с той или иной душевной страстью. Эту информацию надо воспринимать не как общие слова. Святые отцы передают очень сложный опыт, и если ты в этих словах не увидел методику, то значит ты еще немного не дорос. Со страстью тщеславия точно так же. Очень сложно ее заметить, крайне сложно.

Тщеславие – сладкий яд. А кто от сладости добровольно откажется? Особенно когда мы с детства привыкли к этой страсти и с ней живем. Прежде чем бороться, мы должны понимать, с чем мы боремся. Если у тебя насморк и из носа течет – ты используешь одни лекарства. Если у тебя желудок заболел, ты же не принимаешь те же самые капли от насморка, правильно? Соответственно, другое требуется лечение. Мы должны в себе разобраться.

Давайте запомним: тщеславие есть не только у актеров на сцене, или у меня, допустим. Безусловно, мне тоже надо бороться с тщеславием. Но даже вы, сидя по ту сторону экрана, должны понимать, что у каждого человека есть тщеславие. У каждого, маленького, большого – у всех. Неважно, в каком мы социальном положении находимся, какой у нас достаток. Мы с этим рождаемся. Поэтому нам надо понимать, что страсть сложная, что она проявляется по-разному. Тебя похвалили – ты расплылся, тебя поругали – ты огорчился. Это все страсть тщеславия. Тебе позавидовали – тебе стало приятно. Ты пошутил – тебе похлопали. Дали реакцию, поставили лайки – тебе стало приятно. Это все разные грани одной и той же страсти, разные головы одного и того же Змея Горыныча. Изменчивая страсть не действует прямо в лоб, как блуд, или как сребролюбие, или как гнев, когда бабахнуло и все. Нет, она очень изменчивая, она действует очень тонко. Она побеждала много раз великих подвижников, которые думали, что уже победили все страсти. Она умеет играть в поддавки, умеет затесаться между добродетелями, умеет затесаться между попытками борьбы со страстями. Поэтому мы должны этого врага знать. Он очень изменчивый, тонкий.

Что значит тонкий? Тонкий – значит плохо заметный. Как тонкая леска. Рыбаки знают, что чем тоньше леска, тем больше вариантов поймать осторожную рыбу. Рыба не замечает тонкой лески. А привяжешь канат какой-то, конечно, рыба видит и не будет попадаться. Поэтому слово «тонкая» означает незаметность, многогранность, изменчивость.

Мы должны понимать, что, если ты сейчас в себе не заметил этой страсти, это не значит, что она в тебе не проявляется. Надо себя изучать. Смотреть, оценивать. Страсть тщеславия очень-очень сложная для обнаружения. Те советы, которые я вам буду давать, – это советы святых отцов. Они часто пишут, что эта страсть пропитывает, как говорит преподобный Иоанн Кассиан, обыденную и духовную жизнь. Допустим, я чревоугодник, и в обыденной жизни, когда меня никто не видит, позволяю себе чревоугодничать. А приду в храм, в трапезную сяду – и там веду себя прилично, я же не буду там капризничать. Вроде в храме я веду себя по-другому, а дома позволяю себе больше. А страсть такова, что она и обыденную жизнь пропитывает, и духовную. Она же изменчивая, по-разному действует. И мы должны понимать, что из-за своей сложности она преследует нас везде. Не только, когда нас никто не видит. А тщеславие же требует зрителей.

Мы должны понимать, что эта страсть действует всегда и везде, и в нашей обыденной жизни. А что такое обыденная жизнь? Это дом, это работа, это общение с близкими и духовная жизнь. Это молитва, чтение, пост, попытка исполнять заповеди, добрые дела, как мы обычно называем их. Это все – поле битвы с тщеславием. Поэтому не надо думать, что она нас где-то оставит. Мы должны помнить этот закон.

Если ты шел и внезапно споткнулся, упал в какую-то страсть, думаешь: «А как так? С чего вдруг? Почему на меня напало чревоугодие, я не могу остановиться, ем как не в себя». Ты должен понимать, что корни этого могут расти из тщеславия. Ты превозносился, ты осуждал, ты радовался, что ты не такой. Может быть, ты о себе думал, что ты духовно какой-то особый, ты мечтал о себе, хвастался, получал реакцию от близких. Нарастил эту самую страсть, а она тебя обошла – и как даст тебе кирпичом по голове! И ты недоумеваешь, как так? А страсти между собой связаны. Ты напитал одну, по капельке наполнил некий сосуд, а потом – раз! – сосуд упал и перелился. Вот и все. Вот так действует эта страсть. Борьба с этой страстью не просто некая теория, не связанная с нашей практической жизнью. Наоборот, она очень даже связана. Я напомню, она очень тесно связана с другими страстями, именно со сладострастием. Основа у них одна. Тщеславие же приятное почти во всех проявлениях. Что еще у нас приятное есть? Чревоугодие приятное? Да. Блуд приятен? Да. Сребролюбие приятное? Да. Даже гнев приятен. И вот получается, что эта страсть напиталась и потом ударила по человеку. Поэтому не удивляйтесь, дорогие мои. Если вдруг мы оказались на земле, в нокауте, то ударил нас вот этот враг.

Несмотря на ее сложность, тонкость, многогранность, не нужно сдаваться и опускать руки. Эту страсть нужно изучать в себе, одновременно изучая творение святых отцов об этой страсти. Нужно читать духовную литературу или литературу нравственную, христианского характера, чтобы мы могли на примерах разбирать, как эта страсть проявляется в нас в первую очередь.

Враг этот сложный. Когда враг хитрый, умный, сложный, многогранный, опасный, что нужно? Конечно же, осторожность. Обязательны и некие воинские качества. Одно из важных воинских качеств – это не недооценивать врага, не думать, что враг слабый. В некотором плане относиться к врагу с уважением. Особенно к тщеславию. В каком плане «относиться с уважением»? Нужно понимать, что это не почтение, прошу меня правильно понять. Если солдат думает, что у него слабый противник, глупый, как часто это в комиксах и фильмах смешных показывается, он расслабляется, и враг его побеждает. А если ты относишься к нему с уважением и понимаешь, что этот враг очень хитрый, то, соответственно, ты готовишься, ты осторожен, готов отразить любую атаку и пойти в наступление. Также и в духовной жизни мы понимаем, что страсть сложная, очень сложная, именно из-за своей тонкости, незаметности.

Поэтому должна быть крайняя осторожность. Я хочу правильно вам передать смысл этого слова. Это не осторожность по отношению к людям, когда мы ходим, как «штирлицы» среди фашистов, думаем, что сейчас нас кто-то раскроет. Нет. Мы к людям должны относиться с открытым сердцем. Осторожность должна быть по отношению к движениям своего сердца, к чувствам своим. Мы должны понимать, что надо следить за собой. Не следить за собой в зеркале, как ты выглядишь, или как ты отражаешься в глазах других людей. А следить, что у тебя внутри происходит.

А происходят у нас мысли, которые мы прекрасно увидим, если не будем думать о других. А любое действие, любое событие, любая реакция на то, что мы видим, слышим, вызывает у нас чувства. Надо за ними следить. Любое слово в нас не просто отражается, падает как камешек в вату. Нет, любое слово в нас рождает чувство. Мы по грубости, по невнимательности этого не замечаем. Но если начнем следить, мы увидим, как чувства в нас проявляются. Поэтому нужно относиться к себе осторожно. Нужно следить, что ты делаешь, как работает твой ум, что ты планируешь делать, как ты настроен к тому, что хочешь сделать. Это именно осторожность, а не страх всего.

Я думаю, вы меня поняли. Не страх Божий как добродетель, а именно страх всего. Также иногда человек думает, что он может закрыться от людей, куда-то убежать. Это, конечно, неверный подход. Мы должны жить здесь, где поставил нас Господь, должны общаться с нашими близкими, не должны в них видеть врагов.

Еще одно важное качество – рассудительность. Рассудительность, дорогие братья и сестры, это редчайшее качество. У некоторых святых отцов написано, что рассудительность – это добродетель выше, чем многие-многие другие. Потому что, если у человека есть рассудительность, и он может отличить белое от черного, отличить правильное от неправильного, то это очень высокое состояние ума. Но мы к этому можем стремиться. Мы можем об этом попросить Господа в молитве: «Господи, научи меня различать добро и зло, дай мне рассудительность».

Бывает интересная история, когда мы, допустим, просим: «Дай нам, Господи, смирение». Терпение и смирение – хорошее же качество? Без вопросов, конечно, хорошее. Господь по своему великому милосердию говорит: «Ты хочешь, деточка моя, смирение? Хорошо, я дам тебе опыт смирения». И – бах! – на работе на нас кто-то наехал несправедливо. Или наши родственники, или еще кто-то. И как запузырилось! Ты об этом думаешь, споришь со всеми, внутри буря. Но ты же этого и просил. Чем ты недоволен? Смирение, терпение рождается из опыта. Тебе дается опыт. Поэтому нам нужно, дорогие мои, учиться молиться и просить: «Господи, дай мне различать твои добродетели».

Но это делается практически. Когда мы молимся, когда думаем о своих ошибках, когда анализируем, когда каемся, когда решаемся бороться, тогда и замечаем в нас проявления тщеславия. Их много, да, но что-то нам особенно свойственно. Как правило, с детства у нас есть какая-то склонность духовная по роду. Мы наследники не только физических генов, мы учимся от наших родственников, у нас духовная связь с ними есть. Элементарно можем делать, как наши предки, наследовать их склонность к каким-то грехам. Нужно думать об этом, смотреть, изучать себя, изучать и просить Господа, чтобы сделал видимыми наши духовные особенности.

Какие есть основные принципы в борьбе с тщеславием? Основной принцип – не хвали себя сам. Что это значит? У нас есть пословица: «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Так вот, христианский подход совершенно другой – не хвали себя сам и не хвались. Возьмем духовную сторону. Если тебе удалось хорошо, внимательно помолиться, это не потому, что ты чего-то достиг. Если мы почитаем книгу «Аскетические опыты» святителя Игнатия, то найдем там статью о внимании. Святитель Игнатий говорит, что есть человеческое внимание, когда мы через сухость, через «не хочу», заставляем свой ум молиться. Он убегает – мы его снова туда. Чем тут хвалиться? А иной раз бывает, что получается молиться хорошо. Это почему? Да потому, что Господь тебе дал такую возможность. Знаете, как маленький ребенок, который только учится ходить, идет, падает, встает, ползает, головой постоянно в какие-то острые углы тыкается. Тогда отец его берет за ручку, помогает встать и сделать несколько шагов. А ребенок думает: «Как я здорово пошел!» Хотя отец почти несет его на руках, держит за руку. Также и в молитве. Светлые проблески бывают из-за того, что Господь нам помогает. Он говорит: «Вот так бывает, когда со мной, вот так хорошо получается, потому что я так этого хочу». А человек говорит: «У меня получилось, я сегодня хорошо помолился». Или «я сегодня почитал духовную литературу», особенно «я сегодня стоял на Литургии». И так далее. Помните Евангельского фарисея?

Все, что Бог дает в нашей жизни материальной, физической и духовной, это все потому, что он захотел. Он захотел, чтобы случилась встреча с нуждающимся человеком. Он захотел и сделал так, что у меня в этот момент были возможности помочь. Он захотел, чтобы это вообще привело к какому-то плоду.

Это не потому, что я такой молодец. А тщеславие говорит – ты молодец. Ты молодец, и тебе надо получить от этого колоссальное удовольствие. Еще пойди и всем расскажи. Мы, братья и сестры, должны понимать, что слово «слава» касается не только тех людей, которые первые прибегают на Олимпиаде и стоят потом на пьедестале почета. Это не те, чьи фотографии на Доске почета висят на предприятии. Это не те, кто получает награду «Герой Труда» или «Герой Российской Федерации». Это не артисты, это не какие-то известные блогеры, писатели и так далее. Слава – это реакция, даже в простой компании, даже в семье. Я пришел и хвастаюсь своей семье. Мне говорят: «Какой ты молодец, сколько ты доброго сделал». И мне от этого приятно, и это уже слава. Ведь слово тщеславие означает тщетную, пустую славу. Не важно, сам я себя прославляю внутри, или прославляю себя перед людьми. Поэтому эти два принципа у нас с вами должны быть как база. Не хвали себя сам и не хвастайся.

Но бывают истории, когда добрые дела видят люди. Мы же не в вакууме живем. Даже в Евангелии говорится: «Да видят ваши добрые дела, и прославляют отца нашего Небесного» (Мф. 5:16). Видят и слышат от тебя – это же разные вещи. Человек старается, и люди увидели. Похвалили, не похвалили – не важно. Но одно дело, когда ты стараешься показать, а другое дело, когда просто живешь, и твои добрые дела заметны.

Не ищи славы. Враг многогранен, поэтому мы должны его очень внимательно изучать. Мы уже сказали, что искать славы не обязательно некими подвигами. Можно даже идти и хвастаться грехами. Тщеславие имеет разные грани, поэтому эти грани надо изучать. Святые отцы предлагают образ многослойности. Сравнивают страсть с луком. Или давайте возьмем, допустим, капусту. Как много с нее листочков нужно снять, чтобы добраться до кочерыжки? Особенность этой страсти в том, что у нее бывают грубые проявления, которые ясно видно, а бывают тонкие-тонкие, как листики капусты ближе к середине. Поэтому и нам с вами надо понимать, что мы боремся не только с грубыми проявлениями тщеславия, когда кто-то прибежал и тебя нахвалил, и ты стоишь такой довольный, расплылся. А бывает очень тонкие проявления, когда ты поверил, что сегодня помолился хорошо. Враг у нас очень-очень сложный.

Мы можем сказать: «Да ну этих людей, убегу от них на край света. И пусть они тут хвалят друг друга, а я вот уйду и не будет у меня тщеславия». Так вот, опытные подвижники, которые имели опыт отшельнической жизни, то есть совсем без людей, делятся следующим опытом: не убежать от страсти, убегая от людей. Почему? Потому что эта страсть сидит в нас. Подвижник убегает от людей и живет один, и там тщеславие продолжает его доставать. Он, конечно, уже не ведет блог, не смотрит за количеством подписчиков и лайков, но он эти лайки собирает от самохваления. Тогда страсть очень тонка. Эти листочки проявляются мыслями о том, что ты особенный. Или появляются мысли о высоком предназначении, или о том, что у тебя должна быть особая жизнь. То есть эта страсть залезает в души даже великим подвижникам благочестия. Дорогие мои, мы должны понимать, что не убежишь от этой страсти. Надо учиться с ней бороться.

Бывают истории, когда на приходе просишь человека – сделай, дорогой брат или сестра, помоги. А человек говорит: «я не буду, потому что у меня тщеславие». Ну да, здорово. Ты поберег себя от тщеславия, но отказался сделать для церкви какое-то благо, послужить церкви родной. Это тоже неправильно. Даже если это вызовет у тебя тщеславие, нельзя и от доброго дела отказываться. Но бороться надо. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс