Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
У нас с вами 110-я встреча и 7-я часть, в которой мы разбираем страсть тщеславия. Я назвал этот цикл «Тщеславие – сладкий яд». Это очень специфическая, сложная страсть, в которой нужно разбираться, и нужно очень много времени и сил, чтобы найти ее в себе.
В прошлых передачах мы разбирали смертные грехи этой страсти. Сейчас разберем ее проявления – условно-простительные грехи. Существует святоотеческое деление грехов на три категории. Смертные грехи – это те грехи, которые при отсутствии покаяния однозначно приводят к духовной гибели уже здесь, и тем более приводят к аду после кончины человека и суда Божия. Тяжкие грехи тоже наносят вред душе, но требуют меньшего усилия для их исправления. А некоторые грехи проявляются в нас очень часто и поэтому легче лечатся. Это условно-простительные грехи, о них мы сегодня поговорим.
Нужно понимать, что никогда не будет такого времени, когда христианин останется совершенно без борьбы с грехами. Эта борьба на всю жизнь, до последнего вздоха. И особенно это относится к страсти тщеславия.
Одно из очень ярких проявлений страсти тщеславия – это мечтание о своих способностях, о каком-то особом предназначении, о своей особой значимости. Мы все рождаемся по Божию замыслу. У каждого своя миссия. У кого-то – быть всю жизнь скромным человеком, трудиться на скромном месте, но духовно богатеть. У кого-то предназначение – быть руководителем. Очень опасное предназначение, так как легко упасть и разбиться. Кто-то будет богатым, кто-то будет бедным – у каждого свои пути к Богу. У нас всех общие правила благочестия, общая вера, общие принципы борьбы, но мы находимся в разном положении.
Возьмем, к примеру, монастырь. Там есть игумен-настоятель, есть эконом. А есть послушник. Он метет монастырский двор (считаю это вполне благородной профессией), а сам про себя мечтает, что у него должно быть какое-то особое предназначение – игумена, например. «Этот игумен плохой, он столько ошибок делает, а у меня такие способности! Я мог бы хорошо говорить проповеди, всех научить...». Это касается не только монахов.
Мы тоже начинаем иногда о себе думать, что представляем что-то из себя, что у нас какие-то способности, что мы должны пойти кого-то спасать, что-то невероятное делать… А на самом деле человек ничего не делает – он об этом только мечтает. Это крутится в голове, в сердце, это наполняет его эмоциями. Он создал воздушный замок (а мы знаем особенность падшей человеческой души – мы можем так себе намечтать, что в это поверим). В реальности все по-другому. Можно обмануться, совершенно заблудиться и прийти не туда. Сколько людей отпадает от Церкви! Нам предназначен терпеливый, кропотливый путь за Христом, а хочется, чтобы все было легко, быстро… Человек мечтает о себе, не получает ожидаемого и отпадает. Бывает? К сожалению, бывает.
У нас внутри должна загораться красная лампочка, как только мы начинаем мечтать: ах, если бы... Почему это попадает в условно-простительные грехи? Эти мечтания, безусловно, могут привести к тяжким грехам, но они всегда начинаются с помыслов, с очень радостных, возбуждающих, теплых, приятных чувств. Страсть – сладкий яд, очень сладко мечтать о своем предназначении, о том, что ты создал бы нечто великое. Хотя поставь нас на то место – мы и дел натворим, и погубим и себя, и других людей.
Надо доверять Богу – жить так, как мы живем сейчас, трудиться на том месте, которое у нас есть сейчас. Если Богу будет угодно, он поставит нас, куда нужно. Надо об этом помнить и спокойно трудиться – честно делать свою сегодняшнюю работу, какая бы она ни была, император ты или дворник.
Следующее искушение, на которое мы попадаемся регулярно, – мечтания и думы о том, что мы смиренны. Как только кто-то сказал, что он смиренный, он во всеуслышание подтвердил, что не смиренный, а тщеславный. Такой человек начинает о себе говорить, что у него есть духовное дарование, что он совершает какие-то важные духовные подвиги, молится, постится… То есть начинает себя хвалить. Тщеславие – это страсть, направленная на себя и на реакцию других людей: чтобы меня похвалили, сделали комплимент, польстили, чтобы мне этим сделали приятно… Яд сладок, он не сразу убивает, а сначала доставляет удовольствие. И если мы как новоначальные христиане (а все мы с вами – новоначальные христиане) начинаем думать, что у нас уже есть добродетели и устоявшийся навык души – смирение, то мы очень сильно ошибаемся. Давайте будем очень-очень внимательны. Не надо этим мыслям доверять, они не наши. Пришел в храм, встал в стороночке, молишься, опустил взгляд, и к тебе пришел такой помысел: а я ведь уже смиренный, как хорошо! Не то что эти: ходят, бродят, свечки ставят, болтают, шепчутся… Как только мы начинаем так думать о себе, мы уже наполовину, если не полностью, залезли в этот капкан. И мало того, что себя хвалим, бывает, начинаем еще выносить это наружу.
Часто бывает в приходской жизни так. Приходит человек и говорит: «Вы знаете, а такая-то рассказывала, что у нее такое молитвенное правило, а у меня другое». И думаешь: а зачем она вообще рассказала тебе об этом? Это же ее личное дело. Открываем Евангелие и читаем: зайди в свою комнату и молись; не делай вид перед другими людьми, что ты постишься (ср. Мф. 6:6; Мф. 6:17). Зачем об этом говорить?! Это твоя тайна, это твое сокровище; это должен знать ты и твой духовник или духовный друг. Очень хорошо, если такой человек есть, но не какие-то другие люди, которым ты рассказал какой ты подвижник, чтобы тебя хвалили и восхищались тобой. Такое хвастовство духовной жизнью – очень опасный путь, с этого начинается путь фарисея. Господь в Евангелии очень часто обличает фарисеев и говорит об их лживой натуре. Это начинается, когда человек поверил, что он смиренный...
Пойдем дальше. Радуемся, когда нам завидуют. Казалось бы, чему тут радоваться? Но лукавый хитер, он выстраивает отношения между нами так, что кажется, будто бы у другого что-то лучше – жизнь лучше, способности лучше, дети лучше, семья лучше, он сам лучше. И человек выражает этот недуг, эту болезнь в душе: «А тебе хорошо…». А тому от этого приятно. Допустим, у него лучше зрение. Но что он сделал, чтобы этого достичь? Это же данное Богом. Допустим, кто-то очень много в жизни работал и достиг какого-то благополучия. Так это плоды работы – чему тут завидовать? Когда человек видит это чувство зависти, очень часто у него рождается радость. Он воспринимает это как комплимент: кто-то считает, что у него что-то лучше, чем у других. Пришла реакция на какие-то его качества. Очень часто она построена на лести, на зависти – все это взаимосвязано.
Когда мы пытаемся общаться с друг с другом только похвалами, это основано на сладком яде. Так легче пробраться к сердцу человека: похвалил – он растопился, отравился этим ядом, а ты достиг каких-то целей. Это совершенно отвратительно. Мы с вами так не должны делать. Если зависть есть, нужно рассматривать ее как беду, каяться и не выпускать наружу. Тут и неприятие своего предназначения, и отрицание воли Божией о тебе, и зависть в чистом виде и увлечение ею. Тут и выражение этой зависти: отравил себя – отравил другого. Посмотрите, целый комплекс! Человек же обманулся, он реально может поверить, что какой-то особенный. Прихожане будут говорить, что батюшка произносит красивые проповеди: «Какой ты проповедник!» А он говорил простые вещи, но потом поверит, что великий проповедник. И что с ним будет? Сколько таких случаев, когда люди (и духовенство в том числе) попадались на подобные льстивые речи. Лесть – это очень опасно.
Еще раз напомню, что страсть тщеславия – это страсть, которая ждет реакции от другого человека, какой-то оценки, даже необоснованной, не объективной. В общении с нашими знакомыми, товарищами, родственниками мы иногда передразниваем других людей. Согласитесь, если нас с вами будут передразнивать, нам будет неприятно. Будет даже обидно, если мы узнаем, что передразнивают наши объективные недостатки. Человек борется со страстями, он еще их не победил, впадает в них, но искренне пытается бороться, – а твой товарищ над этим посмеялся. Не посочувствовал (как положено в реанимации – один лежачий человек посочувствовал другому), а посмеялся, передразнил тебя. Или Господь хочет тебя смирить и поставил в глупую ситуацию – ты споткнулся, над тобой посмеялись. Или батюшку передразнили...
Что произошло? Произошло то, что в том, кто привык так оценивать и реагировать на промахи близкого, очень сильно проявляется тщеславие. Мы должны отслеживать это в себе, чтобы не попадаться на такие уловки лукавого. Это не делает людей ближе друг другу: ты в компании людей передразнил, все посмеялись, а человек обиделся. Конечно, юмор уместен, и мы не должны, придя в гости, нахмурить брови и молча сидеть. По-человечески можем и подшутить друг над другом. Должна быть мера, чтобы это было не обидно, не пошло, не с целью превозношения над другим человеком. Почему, собственно, это и грех – один выступил в центре компании, стал гвоздем программы, что-то поизображал.
А вот другое качество – артистизм. Есть профессии: актеры кино, актеры театра, люди, которые профессионально занимаются тем, что развлекают других людей. Они учатся преображаться, учатся входить в образ того или иного героя, могут показать и негативного, и позитивного персонажа. Создается особая атмосфера театра, кино или какого-то представления. Но когда такой артист живет вместе с нами (или мы и есть этот артист), то совершенно по-другому выглядит, когда он начинает что-то из себя изображать: он обязательно становится центром компании, чтобы получить реакцию в виде смеха, отзывов, лести, в виде восторгов и так далее. Человек начинает себя вести, как артист. Особенно это заметно у маленьких детишек, когда они скажут какую-то глупость, а взрослые начинают смеяться. Ребенку приятно, и он начинает это повторять, чтобы получить реакцию. В нем это все уже есть. Так же получается и во взрослом возрасте – мы общаемся с кем-то, а он неискренен и начинает вести себя как актер на сцене, что-то изображая и ожидая нашей реакции. Дорогие мои, надо быть простыми в отношениях с другими людьми!
Давайте разберем еще одно проявление страсти тщеславия. Оно тоже внутреннее, оно не всегда связано с духовным делом. Вам удалось сделать что-то доброе. Допустим, выполнить заповедь. Выполнение заповедей – это не механическое действие, это очень серьезная наука, потому что человек сам по себе, из-за своего греховного состояния, не может выполнить заповедь, особенно без Христа. Это не просто – любить врагов, благотворить проклинающим нас… Если кто-то даже пытается это делать, лукавый также попытается все испортить, чтобы не было правильных плодов.
Господь говорит в Евангелии: если ты хвалишься перед другими людьми и получаешь свою награду в виде сладкого яда похвалы, восторгов, зависти, реакций близких (положительных и отрицательных, которые одинаково подпитывают эту страсть), потом награду от Бога ты уже не получишь – ни здесь, ни там. Господь говорит нам, что трудящийся достоин своего пропитания, своей награды. Соответственно, если христиан потрудился, если выполнил какую-то заповедь или сделал добро, то должен это сберечь. В Евангелии Господь говорит о ворах, которые могут ограбить, если ты собираешь некое сокровище. Это можно понять буквально: человек копил-копил, а деньги у него исчезли – позвонили мошенники и увели все сбережения. Но можно это понимать и духовно. Ты совершил что-то доброе, сделал что-то для ближних, искренне постарался… Но если тут примешалась радость от совершенного дела, то это уже действие тщеславия, чтобы нейтрализовать пользу твоего дела – и духовную, и реальную. Перевел ты бабушку через дорогу, как настоящий пионер, и радуешься – как здорово у меня это получилось! Эта радость, чтобы вы понимали, – не что-то незаметное. А дальше по плану – похвастаться, выложить у себя на канале, чтобы тебе поставили лайки. Ты будешь их считать, смотреть комментарии и получать большое удовольствие. Радость, которую мы испытываем от совершенного дела, – это проявление страсти тщеславия. Если мы с ним не боремся, оно переходит в более тяжелые формы. Если человек напитывается тщеславием, очень высоко о себе думает, то с ним легко происходят те события, о которых говорит Господь: кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф. 23:12). Получаются ситуации, когда человек просто падает на землю – в буквальном и переносном смысле.
Есть в страсти тщеславия такое проявление, когда человек по своей странной греховной логике думает, что земные радости – это награда за добрые дела. Что такое земные радости? Вкусно покушать, развлечься, пообщаться. Сходил на Литургию, а теперь могу с друзьями пойти пива попить – получить награду. Это совершенное заблуждение. В этом случае грех воспринимается как некая награда за что-то полезное, что человек сделал. Если говорить о наградах, то в Царствие Божие попасть хоть на самый краешек нам не за что – только по милости Божией. А человек думает, что он уже здесь получает деньги и славу только за то, что сделал что-то доброе.
Также к проявлениям тщеславия относятся острословие, шутки, анекдоты, веселые истории. Это все допустимо в братской компании. Но бывает так, что ты хочешь пообщаться с людьми, а в этой компании появляется человек, который с утра до вечера рассказывает анекдоты, – там серьезно не поговоришь. Надо за собой следить. Бывает, шутка так и просится… Остановите ее, просто постойте спокойно, пообщайтесь с людьми. Это очень интересный опыт, попробуйте это сделать. Видите, насколько велика сила этой страсти.
И последнее проявление, которое мы будем сегодня разбирать, но не последнее в страсти тщеславия. Приятно, когда хвалят. Очень сложная ситуация. Тебя похвалили. Не путать с благодарностью – спасибо тебе, благодарю, спаси тебя Господь! А когда похвалили, когда нам приятно, когда растекается тепло, сладость, появляется вдохновение – это все практическое действие страсти тщеславия, условно-простительное, но очень легко переходящее в другие стадии.
На этом мы с вами закончим разбирать проявления этой страсти и приступим к очень сложному этапу разбора: как с ней бороться. Помогай вам Господь, до новых встреч.
(Продолжение в следующем номере)
Записал:
Иван Игнатов
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.