Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1301) → Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: Старайтесь идти путем христовой жизни

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: Старайтесь идти путем христовой жизни

№20 (1301) / 19 мая ‘25

Архипастырь

Программа «Архипастырь» гостит в Казани. И я передаю Пасхальное приветствие митрополиту Казанскому и Татарстанскому Кириллу. Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе!

Владыка, Светлое Христово Воскресение для Вас осознанный праздник. Вы родились в церковной семье. Но именно понимание, что Христос Воскрес, когда появилось?

– Если на Рождество мама всегда старалась нас куда-нибудь вывезти, потому что были каникулы и можно было уехать, то на Пасху были определенные сложности. Во-первых, храм был через речку, то есть нужно было до него добираться. И в зависимости от времени года и погоды были свои трудности. Помню, однажды в Великую Субботу я шел в храм по льду, а обратно мы возвращались ночью уже на катере. Поэтому пасхальные дни всегда были сопряжены с определенными испытаниями. Но Пасха есть Пасха, она всегда радостная. Люди всегда были очень веселыми, радостными. Паромщики, которые нас перевозили, всегда были радостными, относились к нам с любовью. Помню, идешь после службы, уже рассвет, но вся усталость пасхальной ночи сходит на нет, и ты можешь весь предстоящий день быть в каком-то действии. Пасха всегда радостная и всегда в движении.

А сейчас?

– Сейчас, когда поешь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…», понимаешь, что в той жизни у тебя гораздо больше людей и близких душ, чем в этой, и глубинно больше общаешься, наверное, с тем миром, чем с этим. Когда в первый раз звучит этот пасхальный запев, приходит, с одной стороны, Пасхальное торжество, а с другой – светлая грусть, даже слезы накатывают, потому что уже все там, а ты еще здесь.

Но будет встреча.

– Встреча будет, этого никто не избежит. Поэтому сейчас больше соединение с тем временем и с теми людьми, без которых не мыслишь своей жизни... Для них ты все равно ребенок, отрок, хотя ты уже старше тех, кто ушел в вечность. Неразрывная связь всегда присутствует между двумя мирами. У меня лично вот такое ощущение, особенно в первые мгновения пасхальной ночи.

Я знаю, Вы очень любите Святую Землю. Из новостей Русской духовной миссии я узнала, что Господь в этом году снова благословил Вас там побывать. Поделитесь, пожалуйста...

– У нас есть Родина. Мы живем в своей стране, и она для нас самая любимая, самая родная, без нее невозможно. Здесь глубинные корни, связи, ты не можешь без русского языка, без русской национальной культуры и той жизни, которой живешь. Да, она сложная, противоречивая и не всегда тебя радует, но, с другой стороны, это твоя земля, твоя Родина. Есть малая родина, где ты родился, твой маленький уголок, где все очень родное. Для меня Святая Земля, по ощущениям, – какая-то общая родина, потому что это исток христианства. Иерусалимская Церковь – матерь Церквей, жилище Божие. И ты приезжаешь туда не в гости, а будто возвращаешься домой. Идешь по этим улочкам, этим камням, этим святым местам – и они тебе не чужие, ты идешь не как турист. Тебе все это с давних пор известно, потому что ты когда-то читал об этом, это все родное.

Особенно я люблю приезжать в Галилею, посещать места земной жизни Спасителя, где Он ходил, проповедовал, исцелял, являлся после Воскресения Своим ученикам. Когда там находишься, ощущение, что попадаешь в то время. Подходишь ко Гробу Господню и понимаешь, что это центр мира. При всех заморочках, связанных с особыми условиями жизни (и многолюдность, и многонациональность, у всех своя культура, у евреев – своя культура, у арабов – своя), все как-то пересекается. Там и азан поют, и колокола звонят, и все это не противоречит, не мешает друг другу. Прямо как в Казани.

В Казани в этом году юбилей, пусть небольшой, но очень важный: 20-летие со дня возвращения чтимого списка Казанской иконы Божией Матери.

– Памятная дата. До юбилея дожить надо.

Какие-то особые события будут происходить?

– В этом году 470 лет со дня основания епархии и прихода сюда первого епископа, апостола этой земли святителя Гурия, вместе с его святыми учениками – будущими святителями Германом и Варсонофием. Они поминаются как три святителя Казанских, но они и для Чувашии, Мордовии, Марий Эл родные. Думаю, что в Марий Эл и Чувашии, может быть, даже больше действующих храмов в честь святителя Гурия, чем у нас.

То есть у нас две даты: 470 лет епархии и 20 лет со дня возвращения на родину образа, который стал главной святыней нашего Казанского края. В 2005 году, в праздник 1000-летия города Казани, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери и явления ее во граде Казани, Патриарх Алексий II вернул сюда этот образ. В честь возвращения был срочно восстановлен один из корпусов Казанского монастыря, и икона была перенесена в Крестовоздвиженский храм. Сейчас икона находится там, где и была раньше, то есть в восстановленном Казанском соборе. Святейший Патриарх Кирилл с Владыкой Феофаном закладывал этот собор, и через пять лет, в 2021 году, Святейший Патриарх освящал Казанский собор. Собор стал центром притяжения, к Божией Матери идут.

Знаете, у нас интересно было. В прошлом году по благословению Святейшего Патриарха было перенесение Казанской иконы из Москвы по всем городам и митрополиям. У нас принесенная московская икона Казанской Божией Матери стояла в центре собора, наша Казанская икона – на своем месте. И стояли две очереди: одна очередь – к нашему образу, другая очередь – к московскому…

Для нас это удивительный образ Божией Матери. Мы видим, как люди приходят к нему, молятся и часто получают просимое. Мы всегда молимся Божией Матери. В конце всенощной, после воскресной службы, мы всегда подходим к образу Казанской Божией Матери и поем. Такое ощущение, что мы приходим к Ней домой, это Ее дом, Ее территория. Есть такое выражение: как у Христа за пазухой. Вот мы живем как у Богородицы за пазухой. Мы физически чувствуем Ее покровительство, Ее заботу обо всех, кто здесь живет, вне зависимости от вероисповедания. Потому что это место Ее явления, и Она покровительствует всем, кто здесь находится, кто чтит Всевышнего на этой земле.

Поэтому для нас это, конечно, очень важное событие. Глава города Камиль Исхаков, который был в ту пору, проявил очень много усердия и твердости, чтобы вернуть этот образ. Если помните, образ путешествовал по Северной и Южной Америке. Когда-то его хотела выкупить Зарубежная Церковь и автокефальная Американская Церковь. Приезжал один епископ из автокефальной Американской Церкви, подходил к этому образу, вспоминал, что 40 лет назад, когда он путешествовал по городам и весям, его пытались продать за три миллиона долларов. Наши общины не нашли таких денег, тогда образ выкупила католическая община, потом подарила его папе Римскому Иоанну Павлу II, и он находился у него в келье. Он считал, что это подлинный образ…

Слава Богу, образ вернулся в свои края. Потому что написан он примерно в этих поволжских краях. Сегодня этот образ – центральная святыня нашего края.

Владыка, спасибо Вам за приглашение, благодаря которому мы смогли быть участниками крестного хода (и летнего, и осеннего) в праздник Казанской иконы Божией Матери. Это очень трогательно. Нам удалось заснять, как икону рано утром увозят в Благовещенский собор, потом несут крестным ходом, а потом она возвращается, ее вставляют в киот. Это что-то сакральное, других слов нет, что-то теплое и возвышенное одновременно.

– Раньше довольно много лет была традиция служить в Благовещенском соборе, открытом к 1000-летию города Казани. Пока собора не было, ходили с иконой на место ее обретения. И совершали этот крестный ход после Литургии. А сейчас мы совершаем крестный ход в память о том событии. Когда весть о явлении иконы дошла до власть имущих, воевода и архиепископ Иеремия побежали к этому месту, увидели этот чудесный образ. Люди стали получать исцеления. В память об этом мы совершаем крестный ход.

Это душевный праздник. Люди ездят по святым местам, такая возможность есть, особенно сейчас. И летний праздник Казанской – это наш праздник, именно здесь было явление Божией Матери. Потом списки с иконы разошлись по всей стране, даже по всему миру. Но исток, начало здесь. Это как бы дом Божией Матери, куда люди приходят, берут благословение, утешаются и возвращаются в свои дома, в свои приходы, облагодатствованные покровительством Пресвятой Богородицы.

Осенний праздник Казанской тоже. Ведь Патриарх Гермоген, будучи тогда священником, переносил икону…

– Это связано с конкретным историческим событием – освобождением Москвы, столицы нашей Родины, от иноземцев, иноверцев и окончанием Смутного времени.

Еще раз хотелось бы напомнить о том, что люди XVII века отличаются от людей XX или XXI века. Никаких памятников Минину и Пожарскому, Патриарху Гермогену. Только благодарение Богу и Пресвятой Богородице. Покровский собор на Красной площади – это сердечная благодарность Господу за то, что Он сменил гнев на милость. А потом уже человек становится менее духовным, более душевным и создает памятники героям. Поэтому сегодня мы видим памятники и нашим святым. Распространяется все то, что не могло прийти в голову людям XVII века, например.

Самое главное, что было у людей в прежние времена, – они напрямую благодарили Господа, Пресвятую Богородицу или святых угодников Божиих и ставили в их честь храмы. Например, у нас сейчас восстанавливается храм в честь Святителя Николая Тульского. Это связано именно с теми людьми, которые присутствовали при чудесном избавлении города-героя Тулы от захвата неприятелем. В 1552 году на протяжении трех дней шла неравная схватка: 30-тысячное войско Девлета Гирея против 800 непригодных для воинской службы бывших военных, оружейников, женщин с детьми, которые сохранили город. Даже пробив стену в кремле, неприятель все равно не смог туда войти. Почему так произошло? Потому, что защитники обходили кремль с иконой… Для людей XVI века она была образом защиты. Потом здесь поставили храм в память об этом чудесном событии, потому что это непосредственно связано с помощью свыше верующим людям.

И этот храм первым принял обретенный от земли Казанский образ Божией Матери.

– Так точно. Более того, этот храм уцелел во время очень страшного пожара.

Он тоже был деревянным?

– Все храмы были деревянными. Тогда только начиналось строительство каменных храмов: в кремле Благовещенский собор был построен, Преображенский собор начинали строить. А все кругом было деревянное. Поэтому все сгорело. Но этот храм чудесным образом сохранился. И после обретения Казанская икона Божией Матери была принесена туда будущим Патриархом Гермогеном. Он попросил архиепископа Иеремию, чтобы ему позволили взять этот образ в руки и перенести в этот храм. Хотя служил он совсем в другом храме. Этот храм сохранился, он пока не восстановлен, ведутся подготовительные работы к восстановлению. Но храм, где служил Патриарх Гермоген, будучи священником, в Казани есть.

В казанских храмах есть очень трогательная традиция хорового пения всем народом перед образом Пресвятой Богородицы.

– Я думаю, эта традиция есть во всех наших храмах.

Но мы у вас это увидели, когда все поют: «Царице моя Преблагая...».

– Это вообще певческий край. Один из самых выдающихся певцов нашей страны Федор Иванович Шаляпин – наш уроженец. Здесь храм, где его крестили. Здесь он начинал свою певческую жизнь (трудно назвать это певческой карьерой), в храмах нашего города. У нас каждый год в феврале проходит фестиваль, посвященный Федору Ивановичу Шаляпину. И у нас много всяких хоровых мероприятий. В частности, мы встречаемся перед началом фестиваля хорового пения духовных учебных заведений. Приехали 14 коллективов.

Очень интересно, что первый фестиваль такого уровня прошел в 2019 году в Екатеринбурге, когда Вы были там архиереем. И Вы были председателем жюри фестиваля.

– Надеемся, что этот фестиваль не последний.

Первый фестиваль был посвящен памяти священника Василия Зиновьева. Этот человек по благословению Патриарха Тихона издал труд по гармонизации церковных песнопений всенощного бдения, воскресных служб.

– Это вообще уникальный человек. Он к тому же был и полковой священник, участник Первой мировой войны. Он участвовал в боевых действиях без оружия, только с крестом в руках. И тогда очень сильно подорвал свое здоровье, рано скончался, в 1925 году. Слава Богу, кладбище в Ярославле, где он похоронен, на Туговой горе, сохранилось. Там похоронены многие известные люди, духовные лица. Там похоронен выдающийся схиархиепископ Димитрий (Градусов), в схиме Лазарь, который в свое время «родил» двух светильников, очень ярких личностей нашей Церкви – митрополита Никодима и митрополита Ювеналия (ныне здравствующего). Слава Богу, кладбище сохранилось, не было упразднено, как очень часто бывает. И там на местном уровне до сих пор проходят дни памяти в честь отца Василия Зиновьева.

У нас будет проходить фестиваль памяти Дмитрия Степановича Бортнянского. Бортнянский – очень сложный композитор, но очень интересный. В какой-то мере он открыл многоголосие сегодняшнего церковного пения. Кто-то его не очень любит, считает, что он слишком прозападный, скажем так. Но он дитя своего времени. Он гармонизировал очень многие церковные песнопения, без которых трудно представить себе сегодняшнее торжественное богослужение. Например, это «Тебе Бога хвалим» или Херувимская песнь (она торжественная и часто поется на архиерейских богослужениях).

Мне про эту Херувимскую песнь №7 рассказала моя подруга матушка Мария Ал Алам из Палестины. Она выпускница регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Когда она училась, у них был студент из Китая. Когда он первое время стоял на службах, ничего не понимал, но, услышав эту Херувимскую, сказал: «О, Херувимская». То есть и в Китае ее исполняют.

– Бортнянский – великий композитор, его называли русским Моцартом. Совершенно уникальный человек, незаслуженно забытый. Но я хочу сказать, что даже во времена безбожного лихолетья, когда вроде бы перестали сажать в тюрьмы, арестовывать духовенство и верующих, все равно было очень жесткое давление (особенно в 60–70-е годы), и все же капелла Юрлова и хор Свешникова сумели выпустить пластинки с песнопениями, в том числе и Дмитрия Степановича Бортнянского. И через это людям показали красоту настоящего церковного пения.

Были выпущены три церковные пластинки – капелла Юрлова, хор Свешникова и «Ростовские звоны», которые достать было невозможно. Я уж не помню, какого они года выпуска, но как раз рубеж 60–70-х годов, то есть тогда, когда выпускались совсем другие музыкальные произведения, а они умудрились выпустить эти, и там были произведения Бортнянского.

Это напоминает историю с мощами праведного Симеона Верхотурского, когда их сохранили под предлогом, что это будет экспонат в музее атеизма. А в результате люди просто приходили к ним приложиться, помолиться перед ними.

– Видите ли, добрых, искренних, заботливых людей гораздо больше, чем мы можем себе представить. И я хотел бы сказать слова благодарности музейным работникам, которые очень многие из имеющихся у них икон и святынь смогли сохранить в музеях. Сейчас, конечно, борются за это со страшной силой. Благодаря их самоотверженному труду за очень маленькие деньги, когда люди работали не за страх, а за совесть, и сохранились очень многие наши так называемые черные доски (помните, у Солоухина был такой роман «Черные доски»). Это гигантский труд. В ту пору сохранять что-то национальное русское и религиозно-православное (и даже религиозно-мусульманское, если говорить о Казанской земле) – это был большой подвиг.

(Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Делать все для того, чтобы духовная сила нашего народа никогда не иссякла

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!День памяти святого Георгия Победоносца является фактически Днем Победы, потому что Великая Отечественная война закончилась именно в день памяти святого великомученика. Акт о капитуляции был подписан позднее, почему и День Победы отмечается 9-го, но по факту это день Георгия Победоносца, и так это воспринимал наш благочестивый народ. И ведь маршал Победы Жуков тоже носил имя Георгий – все это народ наш связал воедино. Была одержана победа над самым страшным в истории врагом, который был способен победить весь мир. Если бы не Россия, наша страна, именовавшаяся Советским Союзом, наверняка весь мир был бы повержен. Но именно здесь враг получил сокрушительный удар, который освободил весь мир от зловещей идеологии фашизма, от диктатуры неправды, зла и безбожия.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Вадим Буренин: Как научиться жить по заповедям?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс