Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1287) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Без Бога жизни нет

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Без Бога жизни нет

№6 (1287) / 10 февраля ‘25

Архипастырь

Владыка, вопрос от телезрителя: «Библия говорит, что надо помогать даже врагу. А как правильно, чтобы и на себя время оставалось? Вроде стараешься для всех, а никто и спасибо не скажет, и становится обидно. Как быть в этой ситуации?»

– Дело в том, что когда мы делаем кому-то доброе дело, то на самом деле делаем это самим себе. Ведь когда мы делаем что-то ближнему, то делаем это Богу, Христу Спасителю. И Господь нам дает сторицею. Так что неверно думать, что если доброе дело сделал для кого-то, то себе ничего не остается. Наоборот, мы себе набираем очень много таких добрых дел, которые Господь оценивает и вознаграждает вечными благами.

Для чего мы делаем добро ближнему? Для того, чтобы Господь видел наше милосердие, сострадание, помощь, снисхождение, прощение. Все это и есть наша помощь ближнему. Все мы делаем ради Христа, ради Царства Христова, ради своего вечного спасения. Так что здесь никакой обиды не должно быть. Наоборот, радость. А если люди не благодарят, а, напротив, причиняют нам какую-то боль, неблагодарность, то это доброе дело имеет сугубую цену в глазах Бога. И тогда Господь дает еще большую милость этому человеку, если тот терпеливо переносит невзгоды и никогда не обижается.

Вот и Священное Писание говорит, что настоящий православный христиан никогда не должен обижаться. Потому что Господь наш Иисус Христос показал нам пример. Он не обижался и не осуждал даже тех, кто Его оплевал, распял на Кресте. Он терпеливо все переносил. С таким настроем должны быть и мы, православные христиане, последователи и ученики Спасителя. Мы можем очень многому научиться у Христа. И если человек задает такой вопрос, то он просто не понимает, что делает очень большое дело.

Если делать добро усердно, непринужденно, то это все Богу угодно. И Господь за это даст награду в вечной жизни. Это очень ценная награда. И мы живем на земле для того, чтобы ее получить. Но нужно потрудиться. Где-то надо смиряться, где-то терпеть, где-то снисходить к ближнему и покрывать все своей любовью. И это та ценность, которой приобретается вечная жизнь. Ведь Господь наш Иисус Христос пришел на землю, чтобы дать нам Свое Царство, вечность. Он говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Он ничего не сказал о том, что нужно жить в наслаждении и удовольствиях. Он говорит «покайтесь», то есть «меняйтесь, измените свою жизнь к лучшему». И когда мы терпим, смиряемся, молимся за наших обидчиков и благодарим Бога, мы зарабатываем награду в вечности. Вот о чем мы должны думать в течение всей своей жизни.

Уже начало Библии, Книга Бытия, говорит о том, что Господь создал человека для вечной жизни и дал ему все блага, которые только может дать Бог. И поселил в таких условиях, которые нам даже и не снились. Но, к сожалению, человек не устоял. Господь дал ему заповедь о посте, воздержании от вкушения запретного плода, но он не удержался. Враг рода человеческого, дьявол, его искусил, и человек поддался искушению. Нарушив заповедь, он отступил от своего Создателя, рассчитывая получить что-то большее, чем дал ему Бог. Но потерял все, что имел, и был изгнан из рая.

Мы недавно праздновали Рождество Христово. Бог воплотился на земле, чтобы нас вновь возвратить на Небо. Вот такое благодеяние, такое милосердие Божие. Так Господь проявил к нам Свою любовь, несмотря на наши недостатки, на то, что мы очень сильно приникли к земле и забываем о Небе.

Но Царство Божие Господь дал нам очень дорогой ценой, ценой Своего смирения. Смирения в рождении в вифлеемских яслях для скота, смирения в Крещении от раба, хотя этот человек (Иоанн Креститель) и был святой жизни. А самое высшее Его смирение в том, что Он принял за нас величайшие страдания и Крестную смерть. Вот какой ценой Господь дал нам Царство, которое обещал.

Видя благодеяния Бога, и мы должны стремиться делать добро для своих ближних. А делая что-то для ближнего, мы делаем это и для себя – для того, чтобы наследовать Царство Небесное, которое Господь готов нам отдать по Своей милости и любви к нам.

Владыка, нельзя обойти тему Рождественских чтений. В нынешнем году они уже 33-е по счету. Не вспомните, какими они были в первые годы?

– Милостью Божией я бывал на всех Чтениях с самого начала. Огромное спасибо Святейшему Патриарху Кириллу. Я помню его первые выступления, как он от всей души, от всего сердца говорил о том, что эти Чтения очень важны для нашего народа, для всей нашей Русской земли, для всей Русской Православной Церкви. И воодушевлял своими выступлениями на то, чтобы приходило как можно больше людей со всех концов нашей необъятной Родины. Приезжали люди со всех концов мира даже. Это особое мероприятие, уникальное для всего мира, когда собираются архипастыри, пастыри, миряне, вся Полнота Церкви, – это, по словам Патриарха, почти что Собор. И очень приятно, что люди приезжают делиться своим опытом в разных направлениях жизни. У нас сейчас огромное количество секций, около двухсот в этом году. И этот опыт распространяется по всей Русской Церкви, что дает хороший стимул трудиться дальше, делать как можно больше доброго, хорошего для блага нашей Церкви и нашего Отечества, в том числе и для преобразования жизни.

Святейший Патриарх Кирилл часто говорит о том, что покаяние – это изменение, изменение себя к лучшему. Человек должен меняться, совершенствоваться, как и Господь наш Иисус Христос призывает: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Так вот, такие встречи содействуют тому, чтобы мы совершенствовались, делались лучше. Доброе отношение друг к другу, единство, любовь, уважение – вот что можно почерпнуть из этих встреч.

Очень отрадно, что каждый год Рождественские чтения начитаются с торжественной Патриаршей службы. Собираются архипастыри, пастыри, миряне, и возглавляет службу сам Патриарх. Это уникальное явление. Дай Бог Святейшему Патриарху здоровья, чтобы и в будущем он имел возможность нас благословлять, принимать и радовать своими прекрасными поучениями.

Хочу сказать всем нашим телезрителям, что огромную работу делают и наш телеканал «Союз», и другие медиаресурсы. И на 40% точно, а, может, и половину мероприятий мы транслируем и в прямом эфире, и в записи. То есть не просто прошла конференция и осталась в протоколах и итоговых документах, она осталась на видео. Так что, можно сказать, каждый участник Чтений пишет историю Церкви. Когда-нибудь, быть может, через несколько десятилетий, какой-нибудь студент семинарии будет расшифровывать наши записи и писать историю нашего периода. Я уверен, что так и будет. Это очень-очень большое дело. А еще заходишь в зал, а там Алексей Ильич Осипов что-то рассказывает. Это Осипов! Каких людей можно встретить разных! И владык, и службу с Патриархом в начале. Это очень-очень отрадно.

Владыка, хочется, чтобы Вы рассказали, как это было в 90-е годы. Ведь тогда, насколько известно, Чтения организовывались маленьким сообществом людей, педагогов, а сейчас это десятки тысяч. За счет чего это получилось?

– С малого все начинается. Эта идея не заглохла, хотя тогда и говорили: это ни к чему... Но я говорю о том, что Святейший Патриарх сыграл большую роль в этом деле, дал импульс для его развития. И слава Богу, что оно развивается. Конечно, были всякие ситуации, когда поначалу высказывали свои недовольства, свои обиды, что вот это не так, то не так. Да, в то время, может быть, и было что-то, что хотелось бы исправить. Но потом был перелом в развитии Рождественских чтений, и мы уже не стали жаловаться на что-то плохое, а стали уже показывать, что у нас хорошо, что у нас получается. И сейчас мы уже перешли на такой уровень, когда у нас получается. В каждом регионе есть какие-то свои достижения в области образования в этих направлениях. И это очень приятно.

Сейчас проблемы тоже есть, но когда мы говорим о них с точки зрения доброго, хорошего, то мы эту проблему решаем легче. А когда говорим только про негатив, то он так и остается негативом. Вот мы и говорим о том, что нужно сделать для того, чтобы плохого не было или меньше было. И сейчас мы говорим о том, чего достигли, и как можно еще что-то исправить и дальше идти в деле воспитания, образования. И это, конечно, имеет очень большую силу. Это имеет действие по всей нашей стране. И тогда, в 90-е годы, когда Чтения только начинались, и теперь, конечно, есть проблемы. Но больше видны достижения этого форума.

Вслед за Рождественскими чтениями состоятся Парламентские встречи, которые пройдут в Государственной Думе. Насколько, на Ваш взгляд, важно поддерживать диалог Церкви и государства?

– Как раз это показатель развития наших Рождественских чтений. Поначалу мы были «сами по себе», а сейчас вышли на очень высокий уровень. Есть региональный этап Чтений, где на уровне каждой епархии раскрывается тема Рождественских чтений с местной властью. Это тоже имеет большое значение и хорошие результаты. А сейчас с итогами этих региональных встреч мы идем уже в Государственную Думу и Совет Федерации. Это имеет очень большое значение. Там слушают наши предложения и могут на их основе принять законы, которые помогут всем нам. И слава Богу, что Святейший Патриарх имеет возможность от лица всей Церкви сказать слово в Государственной Думе о тех чаяниях, которые питает народ.

В этом году будет отмечаться 80-летие Великой Победы. Существует выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Если бы не было у нас такого – «за други своя», победили ли бы мы в той страшной войне?

– Есть любовь к Богу, а этой фразой мы выражаем свою любовь к ближнему. Как Христос Спаситель пришел на землю, жертвуя Собой ради нас с вами, так и мы жертвуем собой ради ближнего, а в конечном итоге – ради достижения Царства Небесного. Так что с точки зрения вечности это очень простые слова.

Следующий вопрос: «Тяжело читаются молитвы. Как научиться их принимать и понимать?»

– Да, такое бывает. Молитва имеет очень большое значение для христианина. Потому что молитва – это беседа с Богом. А Бог – Источник всякого добра. В деле молитвы мы испытываем очень большие трудности от врага рода человеческого, который не хочет, чтобы мы молились, потому что через молитву мы больше укрепляемся в вере, надежде и любви. Нужно сохранять постоянство при всех трудностях, которые возникают в начале нашей молитвы. Нужно отложить все. Это очень важно, чтобы я поговорил с Богом, и Он, как Источник добра, дал мне все то, что нужно для моей земной жизни. А она, в свою очередь, привела бы меня к жизни вечной, которую Он дал человечеству Своими искупительными страданиями на Кресте. И если так расставить приоритеты, то все остальное будет очень легко.

Апостол Павел говорит, что сейчас Бога мы видим как бы сквозь тусклое стекло, а когда придем к Нему, то увидим лицом к Лицу (1 Кор. 13:12). Нужна наша вера в то, что хоть и через «тусклое стекло», но Бог здесь, Он рядом. И я обращаюсь к Нему словами, которые составили наши святые отцы. И, конечно, нужно стараться читать внимательно, «вперить ум» в слова молитв, понимать их и обращать их к невидимому для нас Богу, Живому Богу. И Он слышит и исполняет то, о чем просишь в молитвах.

Возможно, не всем под силу читать полностью утренние и вечерние молитвы. Можно начать с одной-двух, но читать их внимательно, не рассеянно, и Бог даст знать о Себе. И вот когда мы удостоверимся, что молитва действенна, что она приносит радость, какую-то помощь и избавление от многих неприятностей, нам становится легче и в учебе, и на работе, и в других жизненных ситуациях. Нужно зажечь этот Божественный свет в нашем сердце, чтобы он путеводил нас в течение всей нашей жизни.

Мы живем одним днем. Утром встал, помолился, крещенскую воду выпил, освятил себя, укрепил себя благодатью. Вышел на работу и видишь, что все идет очень хорошо, все прекрасно, все получается. Вечером пришел, поблагодарил Бога за то, что день прошел хорошо. И Господь дает крепкий и здоровый сон, чтобы отдохнуть телесно и душевно, чтобы на следующий день снова начинать свои труды с молитвой и принятием святой крещенской воды – и дальше трудиться. Вот так ежедневно с Божией помощью нужно нести свой труд в течение всей своей жизни, чтобы иметь надежду на то, что мы получим от Бога вечную радость, вечную жизнь.

Но бывает такое искушение, что вроде и молишься, и причащаешься, а все равно чувствуешь какую-то богооставленность. Как с этим бороться?

– Так Господь испытывает нашу веру в Него. Есть такое понятие в святоотеческой литературе – богооставленность. Да, Господь на какое-то время не то чтобы нас оставляет, а просто стоит чуть сбоку. И смотрит на нас: что мы будем делать в том или ином случае? Когда у нас все хорошо, бывает, что мы приписываем себе это: «у меня все получается, все хорошо, все прекрасно». И забываем о том, что что без Бога мы ничего не можем делать. Поэтому Господь чуть-чуть удаляется, чтобы мы почувствовали, что мы очень слабые в своей жизни, что нам без Бога очень тяжело. И когда мы чувствуем вот эту богооставленность, нам нужно усерднее молиться. Молиться не машинально, а с пониманием того, что мы делаем. Нужно применить некое усилие, чтобы опять возвратить себе благодать Божию, чтобы у нас на душе было спокойно, мирно, чтобы мы могли дальше трудиться и совершенствоваться. И тогда мы будем уже больше это ценить, потому что почувствовали, как это непросто. Господь даст такой прилив благодати, такой силы, что мы радуемся и благодарим, но уже не приписываем это себе, не себе, а Богу. Он – Властитель всего мира. Он – Руководитель, Он нас ведет. И мы должны это понимать, благодарить за это и не превозноситься.

Что ответить людям, которые начинают роптать и говорить: «Где был ваш Бог?», когда с ними или их близкими случаются несчастья.

– Да, роптать на Бога мы умеем, но не умеем видеть себя, потому что мы долгое время Бога не признавали, для Бога ничего не делали, не молились, не исполняли Его волю. А где же ты был до этого? И почему к Богу не обращался? Возможно, когда становится плохо, человек и обращается в молитве за помощью, но он не кается в том, что до сих пор ничего не делал.

Есть такое церковное правило: если человек два или три воскресных дня не был в храме, то он отлучается от Церкви. А что это значит? То, что он теряет связь с Богом, теряет помощь Божию, и ему нужно это восстанавливать. Нужно почаще приходить в церковь, потому что это источник Божественной благодати, это врачебница для души и тела. И человек в это время должен сказать Богу: «Господи, прости, что я никогда к Тебе не обращался, а сейчас обращаюсь. Помоги! И я обязуюсь, что после Твоей помощи я буду стараться не быть удаленным от Тебя». И если уж пообещал, то выполнять обещанное. Ведь бывает, что во время беды человек говорит одно, а потом забывает благодеяние Божие.

Господь всегда готов прийти на помощь, но нужно что-то сделать, что-то большее, чем дважды в год прийти в храм на Рождество и Пасху. Само по себе это неплохо, но надо же еще приходить и в течение года – каждый воскресный день. Это есть наша маленькая жертва Богу, потому что каждое воскресенье – это малая Пасха, то есть жертва Бога ради нас, а мы жертвуем ради Бога. Простая формула.

Я хотел всех поздравить с Рождеством Христовым, с Крещением Господним. Мы должны помнить и понимать, что этот праздник напоминает нам о том, что Господь пришел на землю, чтобы нас возвести на Небо. И дал нам это Небо – Царство Небесное – очень дорогой ценой. И мы должны стремиться к этому Царству в течение всей своей жизни. Через покаяние, через добрые дела, молитвы, веру и благочестие. Через нашу Церковь, в которой есть благодатные таинства. И надо пользоваться этими дарами, чтобы очищать свою падшую природу и приближаться к Богу для достижения вечной радости со Христом.

Записал:
Иван Игнатов

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые законодатели, представители государственной власти, участники XIII Парламентских встреч! Дорогие братья и сестры!Всех вас сердечно приветствую и благодарю за возможность в очередной раз выступить в этих стенах, изложить свое видение по некоторым вопросам, которые, думаю, представляют взаимный интерес, обменяться мнениями. Придаю большое значение возможности иметь диалог с представителями законодательной власти.

 
Архипастырь

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Истина – Христос

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс