Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Братья и сестры, поговорим о преподобном старце Оптинском, батюшке Амвросии (Гренкове). Мы не будем подробно останавливаться на его житии, приведем лишь основные вехи его жизни, чтобы у нас осталось время прочесть несколько наставлений отца Амвросия.
Родился будущий святой 21 или 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье. Дед его был священником, отец Михаил Федорович – пономарем. Александр (так в миру звали будущего старца) был шестым из восьмерых детей.
В 1825 году двенадцатилетний Саша Гренков поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил. В 1830–1836 годах обучался в Тамбовской семинарии. В последнем классе семинарии перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. 8 октября 1839 года прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом (Наголкиным), у которого стал келейником. Вскоре, в 1842 году, он принял постриг и был наречен Амвросием в память святителя Амвросия Медиоланского.
В 1843 году батюшка был рукоположен во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело захворал. 9 декабря 1845 года он был рукоположен во иеромонаха; из-за болезни почти не мог служить. Впоследствии батюшка был пострижен в великую схиму без изменения имени. Многие годы преподобный Амвроский Оптинский нес духовническое, старческое служение. Преставился святой подвижник 10 октября 1891 года в Шамординской обители.
Батюшка оставил после себя множество писем и других записей. Ныне можно найти систематизированные высказывания старца в виде «Симфонии по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского» или под названием «Алфавит духовный».
Мы почитаем «Симфонию». На букву «П» мы находим раздел «Покаяние»: «Бывает, […] что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести». Или еще в том же разделе: «Грехи – как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
У отца Амвросия еще много написано о покаянии, но перейдем в другой раздел – «Причастие»: «Ежели мы с верой неосужденно причащаемся таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердой решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас».
Вот как пишет батюшка Амвросий о скорби: «Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь по благости Своей и милосердию Своему хочет даровать нам вечное блаженство на Небе, в Царствии Небесном, а мы по слепоте своей более желаем, ищем счастия и благополучия временного на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями...»
О Царстве Божием: «Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним, во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святаго Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3–5); что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас в жизни будущей (Рим. 8:18), что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22)».
Ну и напоследок о любви: «Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36), и еще сказано в Евангелии: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 12:7). [...] Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и, прежде всего, требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам».
И еще много-много полезного для нашей духовной жизни мы можем найти в письмах и записях преподобного старца Амвросия Оптинского.
Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас!
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.