Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1271) → Епископ Каскеленский Геннадий: Силуан Афонский

Епископ Каскеленский Геннадий: Силуан Афонский

№38 (1271) / 7 октября ‘24

Архипастырь

В конце XX столетия старец Силуан Антонов был причислен к лику святых как в Русской, так и в Греческой церквях. Личность старца Силуана близка православным жителям Алма-Аты, потому что в горах, недалеко от городка Иссык, расположен небольшой монашеский скит, носящий его имя. Скупые строки биографии старца Силуана позволяют сделать вывод о том, что он был человеком неученым, простецом, в сельскую школу ходил только две зимы, едва научился читать и кое-как писал с многочисленными ошибками. Силуан не имел церковного сана. Обладая большой физической силой, до самой старости он проработал на тяжелых монастырских послушаниях. В частности, на мельнице ему приходилось целыми днями переносить огромные мешки с мукой. А между тем, личность старца Силуана, опыт его духовной жизни, на протяжении последних десятилетий привлекают внимание исследователей всего мира.

В 2015 году о преподобном Силуане в русском переводе вышла очередная богословская работа известного современного французского философа и теолога Жана-Клода Ларше. Чем же заслужил преподобный Силуан такое пристальное внимание? Ларше отвечает на этот вопрос, указывая, что опыт и сочинения преподобного Силуана – свидетельство необычайной духовной мощи, такой мощи, которая сразу захватывает своей убедительностью, ярко показывает его близость с Богом.

Старец Силуан – практически святой нашего времени. Еще в 90-х годах прошлого века были живы свидетели его подвигов. В частности, архимандрит Софроний (Сахаров), автор другой замечательной книжки о преподобном, которая так и называется – «Старец Силуан». Святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет новообращенным христианам: «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5).

На примере писаний старца Силуана становится очевидной глубина этого апостольского изречения. В самом деле, речи витиеватые, обильно украшенные риторическими фигурами, зачастую не так действуют на слушателя, как простые безыскусные свидетельства. К последним больше доверия. Когда читаешь простые, часто стилистически беспомощные рассуждения, письма старца, доверяешь им бесконечно. Именно благодаря простоте изложения свидетельства о сверхъестественных явлениях в жизни старца Силуана приобретают невероятную силу. Вот цитата одного из предсмертных писем старца, адресованных в Париж молодому банковскому служащему Кириллу Шевичу, будущему священнику: «Радуйся, раб Господень Кирилл… Любит нас Господь грешных, зовет к Себе... Дай, Господи, нам и всему народу на земле разуметь Духом Святым любовь Господню... Я возрадовался, что Господь вам дал покаяние и бороться с собой, эта борьба, хотя и трудная, будет до тех пор, пока душа не научится смирению и жить по воле Господней… Не могу я оторваться от Него, Он мил мне, Он душу мою веселит и так всякого человека, когда узнает Духом Святым, как нас Господь любит, то будет забывать от любви Божией все земное».

Многие записи старца Силуана опубликованы его учеником, отцом Софронием, и о чем бы ни писал преподобный Силуан, в конечном итоге все его записи сводятся к одному – к молитве о том, чтобы люди узнали любовь Божию так, как он сам, старец, узнал ее. Причем очевидно, что речь идет не о поверхностных эмоциях, не о кратковременном настроении, скоропроходящем душевном состоянии. Силуан свидетельствует о своем постоянном пребывании в общении с Божественной благодатью, о своей причастности Богу. Это состояние далось ему не вдруг, не сразу, а большими трудами.

В жизни старца Силуана было по крайней мере два удивительных Божественных явления, которые определили его судьбу. В молодости он жил, как и большинство сверстников. Играл на гармошке, гулял на деревенских праздниках, без удержу веселился, совершал грехи против целомудрия. Но однажды в тонком сновидении ему предстала Сама Божия Матерь и произнесла: «Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь». На протяжении многих десятилетий Силуан не мог забыть эти приятные, тихие, кроткие слова Пресвятой Богородицы. «Если бы не это видение, я бы погиб», – часто говорил святой стариц. Это видение коренным образом переменило его жизнь. Ему открылось острое чувство греха. Семен Антонов обратился к покаянию, принял твердое решение стать монахом.

А второе чудесное видение произошло уже на Афоне. Работая на мельнице, тогда еще молодой послушник Симеон столкнулся с тяжелейшими духовными проблемами. Он впал в страшное уныние, в отчаяние. Тяжесть этих духовных переживаний невозможно объяснить с помощью естественных психологических категорий. Здесь было прямое действие бесов, темной духовной силы. Чтобы противостоять наваждению, молодой послушник усилил молитву, пост, сократил время сна до полутора часов в сутки. Долгое время ничто не помогало – ни пост, ни молитвы, ни тяжелые до изнеможения физические труды. Силы стали оставлять молодого крепкого человека, а душа погружалась во ад.

Внезапно пришло избавление. Наступил день, когда чувство отчаяния, ожидание погибели стало особенно острым, непереносимым. Симеон молился за вечерним богослужением в небольшой церкви Ильи Пророка, устроенной при мельнице. И вдруг он ясно увидел, как с иконы Христа Спасителя, расположенной справа от Царских врат, сходит Живой Иисус Христос. Будущий великий старец Силуан сразу почувствовал себя исполненным огнем Святого Духа, просвещенным Божественным Светом, испытал необыкновенную сладость Божественной любви, видение было коротким. Симеон очнулся в полном изнеможении физических сил, но понял, что, по сути, заново родился. Страшное искушение прошло, от него не осталось и следа.

В течение многих месяцев Симеон пребывал в состоянии великой духовной радости. И, собственно, вся его дальнейшая жизнь в монастыре будет посвящена одной цели – сохранить в душе вот эту величайшую радость, которую однажды на мельнице в видении даровал ему Иисус Христос. Конечно, скептически настроенный читатель подвергнет сомнению этот доверительный рассказ неграмотного монаха Силуана, мол, всякое может привидеться человеку, лишившему себя покоя и сна. Но ведь случившееся видение прошло испытание временем – ни год, ни два, ни одно десятилетие, а сорок лет сохранял старец в своей душе то особое состояние мира, духовной радости, которые получил тогда в откровении на мельнице. Он делился этой радостью в личном общении, а еще больше в своих письмах, в своих записях, изданных уже после его смерти.

На наш взгляд, истинность этого откровения Божия бесспорна. Как завет монахам, всем христианам остаются исполненные благодатной силы наставления преподобного Силуана Афонского. «Я старик, и готовлюсь к смерти, и пишу истину ради народа. Дух Христов, которого дал мне Господь, всем хочет спасения, да все познают Бога. Господь разбойнику дал рай; так и всякому грешнику даст рай. Я хуже смердящего пса грехами моими, но стал просить у Бога прощения, и Он дал мне не только прощение, но и Духа Святого, и в Духе Святом я познал Бога. Видишь любовь Божию к нам? И кто опишет сие милосердие? О, братья мои, припадаю я на колени и молю вас: веруйте в Бога, веруйте, что есть Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех церквах, и в моей душе».

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс