Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, началось важное событие, которое организует ваш отдел, − крестный ход с главой святителя Иннокентия, митрополита Московского, известного миссионера Русской Православной Церкви, который в XIX веке просветил весь Дальний Восток, включая Аляску. Это уникальный проект, потому что он продлится пять лет. Расскажите, пожалуйста, о том, какова идея этого проекта.
− Святитель Иннокентий Московский – не просто миссионер, это выдающийся миссионер Русской Православной Церкви. И для нас очень важно в год 200-летия начала его миссионерского служения, то есть именно в 2024 году, напомнить нашим верующим и духовенству о его миссионерском подвиге, его апостольских трудах, потому что они действительно уникальны.
Мы знаем, что он родился в семье простого священнослужителя в небольшом селе Анга, на значительном расстоянии от города Иркутска. Поначалу, как все дети из семей духовного сословия, получал духовное образование, окончил Иркутскую духовную семинарию, вступил в брак, был рукоположен в священный сан… То есть изначально, скажем так, ничто не предвещало его славного будущего как миссионера. Но Господь положил ему на сердце стремление проповедовать слово Божие народам, которые населяли на тот момент самые окраинные земли Российской империи. И, будучи рукоположен в сан священника, в 1824 году он отправился в свое первое миссионерское путешествие на Алеутские острова, прибыл на остров Уналашка, где и положил начало своим миссионерским трудам.
Мы знаем, что достаточно долгое время он там подвизался, переводил на алеутский язык Священное Писание, богослужебные книги и стал своим для этого народа. И до сих пор алеуты – единственный православный народ Дальнего Востока, а в современных понятиях это уже Америка. Если мы возьмем другие народы (допустим, якутов, чукчей, камчадалов), то среди них, конечно, есть православные христиане, но эти народы в целом все-таки не православные, а вот алеуты стали православным народом благодаря миссионерским усилиям сначала преподобного Германа Аляскинского, а потом и святителя Иннокентия (Вениаминова).
После того как он овдовел, он был призван к епископскому служению и трудился в течение многих лет как архипастырь огромного региона. Наверное, в истории Вселенской Церкви его епархия была самой большой по площади. Она включала в себя огромные пространства нынешней Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки. И везде в этих регионах святитель Иннокентий трудился, поэтому мы назвали наш миссионерский проект так: второе миссионерское путешествие святителя Иннокентия Московского.
И не случайно мы начинаем этот проект на его родине, в селе Анга Иркутской области, откуда честная глава святителя будет принесена в город Иркутск, и как раз 15 октября, с Божией помощью, в Иркутске будет положено торжественное начало этому крестному ходу.
Если Вы называете проект вторым миссионерским путешествием, значит он в чем-то подобен первому миссионерскому путешествию, в котором тогда еще отец Иннокентий, а затем Владыка просвещал население. У второго миссионерского путешествия какая задача?
– Как я уже сказал, мы хотим привлечь внимание и духовенства, и верующих, и вообще жителей Сибири и Дальнего Востока к фигуре святителя Иннокентия. О нем, знают, это понятно, но знают все-таки главным образом люди церковные. А значение его трудов выходит за границы церковной миссии, потому что святитель Иннокентий внес огромный вклад и в развитие российской государственности на Дальнем Востоке.
Он был одним из ближайших сподвижников графа Муравьева-Амурского, который почитал его как духовного отца, советовался с ним по важнейшим вопросам. Мы знаем, что при непосредственном участии святителя Иннокентия был основан город Благовещенск, и само название этого города предложил именно святитель Иннокентий. И, может быть, не все знают, что этот город назван не в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а в ознаменование того, что город должен был стать опорой христианского благовестия для народов Дальнего Востока и Китая, Кореи и так далее. Ибо этот город находится на самой границе России и Китая, на реке Амур. Сейчас очень важно, чтобы жители этих регионов осознали в том числе духовное значение этих мест как тех, где может свободно распространяться слово Божие, потому что мы знаем, что, например, в Китае с этим есть большие сложности.
С другой стороны, мы понимаем, что у народов всей Юго-Восточной Азии присутствует большой интерес к Православию. Поэтому очень важно усилить фактор церковного присутствия, церковного свидетельства на Дальнем Востоке, поскольку этому региону сейчас уделяется повышенное внимание. Как раз в эти дни во Владивостоке проходит Международный экономический форум, Президент Владимир Путин там присутствует. Важно, чтобы Церковь также принимала участие в этих процессах, свидетельствуя о том, что никакие экономические достижения не помогут нам успешно развивать эти регионы, если не будет прочной духовной основы для этого развития.
Я отмечу также, что святитель Иннокентий был удостоен звания почетного члена Московского университета, и как раз не столько за свою церковную деятельность, хотя это в принципе в то время не особо разделялось, но во многом за свою научную деятельность, образовательную. Будет ли крестный ход сопровождаться миссионерскими мероприятиями?
– Безусловно. Мы планируем в рамках крестного хода посетить 38 епархий. И в каждой епархии будет своя отдельная программа. Конечно, мы будем ориентироваться в первую очередь на запросы епархиальных преосвященных, потому что кому-то важнее провести встречу с сектоведами, кто-то хотел бы услышать выступление профессора Московской духовной академии или кого-то из столичных знаменитостей. Поэтому будем уже отталкиваться от пожеланий с мест, что называется, и в силу своих возможностей будем стараться поддержать эти просьбы.
Недавно Синодальный миссионерский отдел запустил образовательный проект «Ортодоксия», он призван готовить миссионеров. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
– Вы совершенно правы. С этого учебного года на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета мы запускаем программу по подготовке миссионеров, которая называется «Церковная миссия и просвещение». В чем же особенность и отличия этой программы от иных миссионерских образовательных проектов?
Внимательно изучив ситуацию в этой области, мы пришли к выводу, что давать специальные миссионерские знания, необходимые в практическом миссионерском служении, следует только тем людям, которые имеют базовое богословское образование. И не только нецелесообразно, но и опасно давать миссионерское образование тем, кто, выражаясь современным языком, вообще не в теме, потому что здесь очень часто случаются разные перекосы, перегибы.
В корне неправильно, что люди, не имеющие базовых знаний, сразу погружаются в среду, где множество дискуссий, где ведется полемика, зачастую бывает конфронтация. Мы предлагаем более взвешенный подход – на базе того же ПСТГУ получать базовое богословское образование, и далее дипломированные теологи или богословы, имеющие желание поучаствовать в миссионерском служении, могут пройти этот обучающий курс, рассчитанный на два года, в рамках которого они смогут получить специальные знания, необходимые для миссионерского служения.
Чему будут учить тех, кто будет получать это дополнительное образование?
– Они будут изучать специальные миссионерские предметы, в том числе сектоведение, апологетику – предмет, в рамках которого будут даваться знания и навыки, необходимые для того, чтобы вести так называемый мировоззренческий диалог, то есть вступать в дискуссию с представителями иных взглядов, иных религиозных убеждений.
Здесь уже люди должны опираться на серьезный фундамент знаний догматики, богословских знаний – основного богословия, нравственного богословия и так далее. У нас будет и курс по деструктологии – дисциплине, которую развивает наш известный религиовед и сектовед Роман Анатольевич Силантьев. Это его уникальный авторский курс.
В рамках этого курса будут даваться знания о параправославных сектах, группах, о псевдо− и лжеправославных учениях, взглядах, потому что сейчас мы вынуждены противостоять не только представителям иных конфессий или сектантских группировок, но и тем группам, которые выдают себя за православных, но таковыми не являются. Это тоже очень важное направление нашей работы.
Как Вы думаете, на кого из святых можно ориентироваться человеку, который подготовился и выходит на свою миссию? Кто мог бы стать для него примером в этой работе?
– В первую очередь это святые апостолы, равноапостольные мужи и жены, прославленные Церковью именно за их проповеднический подвиг. Христианское свидетельство во все времена было сопряжено с опасностями, угрозами, и мы знаем, что значительная часть апостолов окончила свои дни мученически. Эти люди жизнью своей заплатили за свои убеждения, за проповедь Евангелия и веры Христовой.
И не нужно думать, что в XXI веке что-то принципиально изменилось. Я бы сказал, что угроз и рисков стало только больше с распространением всевозможных не только лжехристианских, но и, по сути, антихристианских учений и взглядов, поэтому сейчас апологетическая миссия тоже выходит на первый план.
Вообще, здесь сложно сказать, что должно быть в приоритете. Вне всякого сомнения, все направления миссионерской работы важны, и слова Спасителя: жатвы много, а делателей мало, – полностью соответствуют современным реалиям. Конечно, людей, готовых трудиться на этом поприще, не так уж и много. Не секрет, что даже среди священнослужителей немного желающих подвизаться в миссионерском делании.
Все мы люди, и нам проще служить на приходе и жить размеренной жизнью: отслужили седмицу – утро, вечер, исповедовали, причастили людей и использовали свой законный выходной, законный отпуск. То есть и нам хочется жить так, как живут все нормальные люди. А миссионер – это человек, которого, конечно, не назовешь не вполне нормальным, но он, скажем так, обеспокоен происходящим вокруг, усиливающимися всевозможными угрозами и так далее.
Миссионеры должны представлять собой передовой отряд Церкви, в первую очередь реагирующий на вызовы, направленные современным обществом по отношению к Церкви. Именно они должны дать ответы, которых ждут сегодня от Церкви многие люди, в том числе и далекие от Церкви.
Действительно, миссионер – это тот, кто в буквальном смысле должен оставить все и последовать за Христом. Получается, что миссионером может стать только человек одинокий, не обремененный семьей. Наверное, именно это и смущает многих. Что же можно предложить ему, чтобы он, став миссионером, не боялся за свое будущее, за завтрашний день?
– Пример святителя Иннокентия как раз это мнение и опровергает. Конечно, во многом его пример уникален. К сожалению, мы очень мало знаем о супруге святителя Иннокентия, на тот момент священника Иоанна. Но одно можно сказать с полной уверенностью – это была глубоко верующая женщина, она поддержала своего супруга в его миссионерском служении.
Очевидно, что миссионерский успех будущего святителя Иннокентия во многом был обусловлен поддержкой со стороны его супруги, и она являет собой прекрасный пример для жен наших миссионеров, священников или мирян, выходящих на это поприще.
Вообще, слово «миссионер» − латинский аналог слова «апостол», и на русский язык оно переводится как «посланник» или «посланный». И здесь очень важно понимать богословие миссионерства, что миссия есть не что иное, как реализация того Божественного послания, в результате которого Сын Божий Господь наш Иисус Христос воплотился и стал Сыном Человеческим.
То есть в Своем служении Христос реализовал послание Бога Отца, апостолы в своем служении реализовали послание Бога Сына, и епископы, как преемники апостолов, продолжают совершать свое служение для распространения Божественного послания.
Любой, чувствующий призвание к миссионерскому служению, должен понимать, что он обязан совершать свое служение именно как помощник того или иного епископа на канонической территории. Это очень важно, потому что подход, который предполагает некое автономное миссионерство, то есть миссионерство само по себе, иерархию саму по себе, – это, по сути, протестантский подход, может быть, даже отчасти сектантский.
Не все это понимают, особенно не понимают миряне, потому что им кажется, что миссионерство настолько высокое служение, что оно как бы оправдывает все средства, но это не так. Миссионеру очень важно сохранять каноническую связь со своим архиереем и не просто от ветра главы своея что-то проповедовать, а выполнять конкретные миссионерские задачи, которые ставит Правящий архиерей, чтобы на данной конкретной территории, в данном конкретном месте в данное конкретное время проповедь слова Божия была наиболее успешной.
Церковь несет свое служение в разных местах. И одно дело, когда мы проповедуем в Рязанской области, а другое – проповедовать, например, в Иране или Китае. То есть мы обязаны учитывать специфику страны пребывания, проживания и принимать во внимание местные законы, обычаи, традиции и так далее.
Миссионерам важно учитывать много факторов, которые очень часто не видят миряне, но которые гораздо лучше понимает епископ, потому что к нему стекается много информации, он перед своими глазами имеет общую объемную картину того, что происходит в том или ином месте. И я хотел бы попросить тех наших прихожан и прихожанок, которые чувствуют призвание к миссионерскому служению, помнить об этом и готовиться не просто быть миссионерами и совершать некое абстрактное миссионерское служение, а совершать его в тесном контакте с Правящим архиереем, выполняя его конкретные миссионерские поручения.
Владыка, в завершение нашей программы я хотел бы попросить Вас подвести ее итоги и кратко призвать всех нас по возможности присоединиться к этому проекту, поучаствовать в нем и внести свою лепту и в этот проект и в целом в миссионерское служение. Хотя мы понимаем, что далеко не каждый из нас может стать настоящим миссионером и, подобно святителю Иннокентию, оставить все и последовать хотя бы на Дальний Восток. Чем же каждый из нас мог бы на своем месте поучаствовать в миссионерском деле Русской Церкви?
– Опять же, возвращаясь к тому, о чем мы уже говорили, хочу сказать: если кто-то всерьез задумывается о миссионерском служении, ему нужно обязательно получить добротное богословское образование в серьезном учебном заведении. Сейчас у нас есть возможность получить богословское образование не только будущим священнослужителям, но и мирянам. Это может быть заочное образование, может быть образование, полученное дистанционно. Какое угодно.
В деле миссионерского служения я бы на первое место поставил два фактора – хорошее богословское образование и опыт духовной жизни. Потому что нет ничего хуже, если миссионерством пытается заняться человек, который, по сути, без году неделя в Церкви либо присоединился к Церкви, придя из какого-то иного сообщества, иной конфессии – протестантской, католической, может быть, из какой-то секты. В любом случае ему потребуется время, духовные усилия, опыт духовной жизни, чтобы усвоить православные принципы жизни, православный взгляд на мир и на жизнь.
Когда в начале 90-х годов я поступал в Московские духовные школы, и в семинарии, и в академии нужно было учиться 4 года. В общей сложности учеба занимала 8 лет. Тогда мне казалось, что 8 лет – это долго, и я считал, что время обучения можно было бы сократить хотя бы до четырех лет. А потом понял, что это как раз оптимальный срок для того, чтобы человек приобрел не только определенные знания, но и необходимый опыт духовной жизни, а ведь для православного миссионерства очень важен баланс между знаниями и опытом.
Апостол говорит: знание надмевает, а любовь назидает. Так вот, чтобы стяжать любовь, необходим духовный опыт. Поэтому к миссионерству нужно подходить очень осмотрительно. Не торопиться, не своевольничать, уделять самое пристальное внимание своему богословскому образованию и духовной жизни, регулярно участвовать в богослужениях, церковных таинствах, окормляться у духовника и не делать никаких резких шагов, резких движений, как пишет апостол, возрастая от силы в силу, пока человек не придет в меру полного возраста Христова.
Конечно, эти процессы будут длиться всю жизнь, но особенно это касается молодых людей – горячих, ревностных, стремящихся быстрее выйти на миссию и просветить весь мир светом Христовым. Но не торопитесь, получите образование, помолитесь. Тысячи раз переспросите, уточните, что и как правильно делать, какие существуют миссионерские практики, ведь все это нуждается в осмыслении и анализе. Конечно, достойные делатели, имеющие и образование, и духовный опыт, в высшей степени востребованы, и они могут не сомневаться в том, что им будет найдено верное применение на том или ином поприще церковного служения.
Записали:
Полина Митрофанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит! Сердечно благодарю Вас за добрые слова и за Ваше, знаю, доброе ко мне отношение и всяческую поддержку, которую Вы оказываете как архиерей Северной столицы. И Патриарх, при всех больших возможностях, которые открываются человеку, вступающему на Московский Патриарший престол, тем не менее во многом нуждается. Он не нуждается в каких-то материальных благах, он даже не нуждается в какой-то политической поддержке, но он очень нуждается в молитвах всего народа. И это не слова по случаю, не для того чтобы сказать нечто красивое и запоминающееся, но говорю вам от своего собственного опыта: чувствую молитву за меня народа Божия. Потому что иногда проходишь через такие неожиданные испытания, о которых публично и рассказать невозможно, настолько они сокровенные, но эти испытания бывают очень тяжелыми. И речь не о моей личности, они не связаны с моей жизнью как просто человека, но связаны с несением того креста, который Господь на меня возложил. И нести этот крест, как я сказал в день своей интронизации, невозможно, если вместе с Патриархом не несет этот крест вся Русская Православная Церковь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.