Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1266) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Отвращайтесь зла!

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Отвращайтесь зла!

№33 (1266) / 2 сентября ‘24

Архипастырь

Продолжение. Начало в №32, 2024 г.

Владыка, я понимаю, что наверняка уже и сейчас раздаются такие комментарии: вот вы сидите в светлой, прекрасной студии. Владыка пороха не нюхал, под бомбежкой не бывал и тут теоретически нам рассказывает, как должно быть. А попробовал бы он сам! Так вот, я хочу сказать, что у Владыки есть опыт проживания и под бомбежкой, и под обстрелом, и в условиях войны. И эти его слова имеют огромный вес. Это слова человека, который имеет такой опыт.

− Да, в своей жизни я прошел испытания, когда и бомбили со всех сторон, и стреляли в мою машину. Это чудо Божие, что все обошлось. Но я думаю, что все обошлось потому, что в машине я молился, читал правила. Господь меня охранял. И когда была война в Приднестровье, то мы усугубили свою молитву. Мы стали очень усердно молиться Богу. И я думаю, что благодаря такой сугубой молитве Господь быстро остановил эту братоубийственную войну. Она недолго шла, несколько месяцев. И она остановилась, потому что люди все в храмы шли, молились. И притом молились лежа, а если поднимешь голову, то пули летят, свистят со всех сторон. Мы не могли стоять и спокойно молиться, а молились лежа, или полулежа, или на коленках, сгибаясь, чтобы не было попаданий, когда простреливали храм, собор. И хотя война шла и весь город был в огне, люди собирались в храм Божий, молились. Это удивительно, как это было, в том числе в монастыре, где я находился, где тоже со всех сторон бомбы летели.

Одна бомба попала в купол собора, с которого только леса сняли. То есть сделали ремонт, все было красиво, а как дали огонь, так образовалась дыра. Бомба попала в храм, и хорошо, что там было много книг, он служил тогда складом для книг, духовной литературы. И снаряд попал в эти книги и не взорвался. Это тоже чудо Божие!

Чудес было много, потому что была слезная, очень сильная молитва перед Богом, перед святынями Церкви нашей, перед иконами Божией Матери, святых угодников Божиих. Молились со слезами. И несмотря на все трудности, храмы были заполнены людьми, люди приходили под обстрелами и бомбежками, приходили и молились, потому что единственный, Кто мог их спасти, это Бог. Больше никто.

Вот и сейчас мы видим ситуацию на Украине, и если бы вся Россия, все люди, находящиеся вне поля боя, вне обстрелов, приходили в церковь в воскресные, праздничные дни, то я уверен, что война быстро бы закончилась. Я призываю сейчас к тому, что надо жить церковной жизнью, жить по воле Божией, потому что только это может привести к миру, к победе, к тому, чтобы закончилась эта война. Только если мы будем приходить в церковь.

Храмов сейчас очень много, слава Богу, но, может быть, даже они не вместили бы всех, если бы все пришли. Но если хотя бы большая часть людей приходила, то это было бы наше покаяние. Оставить все свои дела и прийти, пару часов посвятить Богу с молитвой: Господи, помоги нашим воинам, чтобы остались живы, чтобы был успех в их воинских делах, чтобы те операции, которые они проводят, были успешными, без потерь! Вот и все, о чем надо молиться. И каяться перед Богом в том, что если до сих пор что-то делали не то, что надо, в том числе нецензурно выражались, то надо попросить Господа о прощении, чтобы Он помог нам исправиться, а мы будем стараться более этого не делать.

Это очень действенное средство для того, чтобы остановить войну. И еще раз повторяю: важно, чтобы в эти серьезные для нашей страны дни, а они очень серьезные, это нужно понимать, единственный выход из положения – обратиться к Богу с молитвой, с покаянием, с желанием исправиться. И если человек не знает, в чем надо исправляться, а такое тоже бывает, то пусть приходит, мы подскажем, в чем нужно исправляться. Приходите на Исповедь, и опытные батюшки скажут, чем вы страдаете, какими грехами.

И, конечно, самый тяжкий грех, который сейчас есть, – это незарегистрированные браки. То есть сейчас поголовно такая ситуация, когда люди живут вместе, не расписываясь в загсе, считая, что эта бумажка не имеет никакого значения. А «бумажка» имеет большое значение, потому что это есть благословение Божие. Надо все же узаконить свои отношения. Бог это благословил. Иначе вы живете в блуде, а блуд есть самый тяжкий, смертный грех. Люди живут в таком грехе и хотят, чтобы у нас был мир. Как будет мир, когда у нас столько грехов совершается?

И потом у нас очень серьезная ситуация с демографией, нация вымирает из-за того, что у нас нет понятия о нормальной семейной жизни. Сейчас у нас в России идет Год семьи, но не акцентируют внимание на тех болячках, которые нужно исправлять, чтобы ситуацию с демографией нормализовать. Нужно, чтобы люди понимали, что они ответственны за свою семейную жизнь. И эта ответственность заключается в том, что нужно зарегистрировать брак и принять решение жить честно, добросовестно, порядочно, серьезно, понимая, что это очень важный путь жизни. Это не какие-то наслаждения, удовольствия или только блага. Семейная жизнь – это труд, в котором есть и радость, и утешение, и всякое благо.

Но надо трудиться. Люди говорят: я не хочу, потому что хочу жить для себя. Но это называется «эгоизм», он не принесет тебе никакой пользы. Мы же не вечные здесь, на земле, мы стареем, и в старости нуждаемся в помощи и поддержке. И мы молимся о том, чтобы Господь поддерживал нас в старости. Хорошо, когда есть дети, которые нас могли бы поддержать. А если их нет, то кто будет это делать?

У нас есть очень много людей в тяжелом состоянии, нуждающихся в помощи, хорошо бы, чтобы был человек, который мог бы за ними ухаживать или помочь в чем-то, лекарство подать, просто сказать доброе слово. И это уже приятно. А если даже этого нет?

Ко мне очень много приходит таких людей, которые говорят: «У меня все есть: и хорошая зарплата, и деньги. Но я один. У меня никого нет. Мне скучно. Я места себе не нахожу. Некому даже открыть дверь и просто сказать „доброе утро”». Даже когда я здесь был в свое время, ко мне приходили и говорили: «Дайте мне человека, чтобы я с ним мог общаться хотя бы один раз в день. Я один, у меня двухэтажный дом. Все есть, а счастья нет».

Потому что жил для себя в свое время, а не для того, чтобы помогать ближнему. А в старости и в болезнях эти ближние как раз нам помогают. Каким ты был в свое время, так и с тобой будут поступать. В Священном Писании есть такие слова: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31). Вот к этому и призывает нас Господь, чтобы мы не только о себе думали, а о ближнем своем.

И поэтому нужно вступать в брак, жить в браке честно, целомудренно, чтобы не изменять друг другу, рождать детей и воспитывать их. Это труд, за него Господь награждает вечными благами. И когда человек нуждается в помощи, то дети как раз являются первыми помощниками и приносят ему радость в старости, оказывают поддержку.

Жизнь так устроена, что ребенок рождается немощный, он ничего не может делать сам. Мама и папа вокруг него крутятся, все делают для него. Потом ребенок вырастает, а мы стареем, слабеем и становимся как дети. И уже наши дети нам помогают так, как мы им помогали, когда они были маленькими. Такова наша действительность. И мы должны к этому относиться серьезно, ведь так и должно быть. Мы так созданы, чтобы друг другу помогать. Чтобы Господь, видя такое добродушие и взаимопомощь, наградил и тех, и других вечными благами Царства Небесного. Это доброта, добродушие, милосердие, любовь. А если мы лишаем себя этого, говорим, что хотим пожить для себя, то лишаем себя и любви, и доброты, и доброделания. Если все только для себя, от этого нет пользы ни здесь, ни в будущем веке. Поэтому надо думать очень серьезно о своей жизни, она очень непростая. Она дана нам для труда, подвига. Находясь в подвиге, мы получаем Божие благословение и Божию помощь для блага земного и Небесного.

Ведь в этом подвиге Господь нас не бросает, а поддерживает, помогает, направляет. Хотя иногда кажется: Господи, где Ты? А потом выясняется, что Он в это время нес тебя на руках.

– Мы удивляемся, как было в послевоенные годы, например. Была разруха, голод, а люди рожали по пять-шесть, а то и по десять детей. Не смотрели на то, что нечем их кормить. Не об этом речь была, а о том, что Господь их дает. И несмотря на всю нищету, люди росли, воспитывались, достигали очень хороших успехов в жизни. Да, они прошли через трудности. Но этим человек укрепляется в жизненном опыте, и это тоже на благо ему, чтобы он знал, как жить в бедности и богатстве. Как апостол Павел говорит, что умеет жить и в достатке, и в нищете.

Здесь есть возможность все это испытать. А когда человек испытывает эти ситуации, он больше ценит те богатства, которые ему Господь дает. Он трудится, старается и смотрит, что Господь ему помогает и во всем содействует. И мы удивляемся, как в те тяжелые годы люди выходили из этой ситуации. А сейчас, когда мы намного лучше живем, нас заразили нехорошей мыслью, что мы не должны плодить нищету. От этой мысли надо отказаться, потому что некрасиво так говорить, если Господь дает детей. Это не по-человечески.

Сколько у нас есть семей, которые не могут иметь детей... Они плачут, молятся, лечатся, что только не делают, чтобы хотя бы один ребенок был. А тут, когда человеку даются дети, он говорит: я не хочу, потому что хочу пожить для себя. Вот такая наша сегодняшняя действительность. Поэтому нужно принимать то, что дает Господь, не отказываться от этого.

Бывает и так, что человек поначалу отказывается, а потом, когда хочет детей, их уже нет. Когда Господь дает – бери и не управляй Богом. Это Бог должен управлять нами. Когда Он дает детей, тогда и надо брать. Поэтому к семейной жизни нужно относиться очень серьезно.

Я помню из детства, какая у нас была молодежь. До армии молодой человек гуляет, с кем-то встречается, а после армии он становится другим: «Все, хватит мне дурачиться, я должен начать серьезную жизнь. Надо мне жениться, детей завести, их кормить, воспитывать». Вот так человек мыслил. А у него ничего нет: ни дома, ни каких-то особых средств. Просто он обязан завести свою семью, а дальше Господь все устроит. И все нормально устраивается.

Мне рассказывали сегодняшние люди в бизнесе, в министерствах, как они начинали свою жизнь. Тоже вот так: поженились, делились последним куском хлеба, все учились в институтах. И потихонечку, смотришь, уже что-то получалось у них. Но они ценят жизнь в лишениях и знают теперь, как жить в достатке.

А мы сейчас это потеряли. У нас какое-то западное мышление: надо сначала заработать деньги, устроиться, а потом уже жениться или замуж выходить. А когда так делаешь, тебе уже 40–50 лет, и там уже другая ситуация складывается. Уже детей сложно иметь, природа не совсем подходит к деторождению.

Даже притерпеться друг к другу гораздо сложнее в зрелом возрасте.

– Да, детородный возраст у нас – 18–20 лет. Посмотрите на Александра Невского. У него было десять детей.

Или даже двенадцать (я сейчас точно не скажу).

– И притом он прожил не так долго, где-то около сорока лет. И у Дмитрия Донского то же самое. Они и воевали, и имели трудности, а деторождение было на первом плане. А сейчас оно на последнем плане. Сначала пожить, наслаждаясь жизнью, а потом уже детей заводить. Но дети после этого уже не появляются.

Я говорю: все надо делать вовремя, когда Господь дает. Есть детородный возраст, вот тогда и пожалуйста. Может быть, Господь так и устраивает, чтобы действительно человек не думал о богатстве, о каких-то земных благах, а мог вот так, с нуля, взять и создать свою семью и довести ее до высокого уровня и земного богатства, и Небесного. Когда у человека есть такие лишения и трудности, он более нравственный, в нем больше духовности. Он и молится, и просит Бога, и трудится, и прилагает усилия. А когда все есть, этому нет большой цены.

Когда есть возможность родить детей, то надо и потрудиться, и позаботиться о них, проявить к ним любовь через трудности, лишения, какие-то скорби. Мы созданы Богом для труда, не для отдыха. Отдых будет там, в Царстве Небесном. Здесь надо трудиться, чтобы заработать там отдых вечный. А здесь кратковременный отдых может быть.

И семья, которая вместе проживает какие-то проблемы, ими только укрепляется, если в центре этой семьи Господь. У людей приобретается совместный опыт преодоления трудностей, обретения радости. Это тоже скрепляет отношения, как мне кажется.

Владыка, когда Вы говорили о чистоте речи, я вспоминала святого человека, который воевал и тоже много внимания уделял тому, чтобы и в речи было благородство, или, как он говорил, любочестие. Это преподобный Паисий Святогорец. Он приводит в пример какие-то ситуации, когда он служил в армии во время войны, и говорит в том числе и о чистоте речи, и о благородстве намерений, и о любочестии. То же самое говорит и о воспитании детей, и о деторождении.

– В нашей Церкви есть еще такой святой – флотоводец Феодор Ушаков, который тоже был воином, вел очень много сражений. Во всех этих сражениях он побеждал. И побеждал потому, что Господь ему помогал. А Бог помогал ему потому, что тот молился и учил своих солдат и матросов благочестию, чистоте речи. В речах этих матросов скверные слова нельзя было услышать, потому что они перед каждым сражением приходили в церковь, молились, исповедовались и причащались и с Богом шли на служение Отечеству, защищая его интересы своей кровью и даже жизнью.

Они понимали, что идут в бой и кто-то из них останется на поле боя, но у них были добрые намерения – защита Отечества от неприятеля, который хотел поработить страну неверием или другой верой, или уничтожить Православную веру. Они понимали, что они защищают, и шли в бой. И Господь им помогал, даже мало было потерь. За то время, что они сражались (было около 39 сражений), ни один солдат в плен не попал.

Бог помогал Феодору во всем, но эти победы он не приписал себе, он был очень скромным, смиренным, кротким человеком, а приписывал их Богу. Конечно, человеческие труды тоже там есть: усердие, талант, воинская доблесть, благородство, чистота и святость. Интересно, что, когда святой праведный Феодор Ушаков взял крепость Корфу и в городе был переполох, не знали, что будет, он всех успокоил. Он сказал: «Вы все православные люди, мы будем с вами жить по-православному, создадим атмосферу добра, мира. Не бойтесь, мы вас трогать не будем, будем считать вас нашими братьями и сестрами». Вот так он успокоил людей и сам создал такую конституцию, которой они, по-моему, даже до сегодняшнего дня пользуются.

То есть он был благостным человеком, сеял добро, а не зло и ненависть к людям, даже с теми, с кем воевал, кого надо было побеждать. То есть он подходил к этому не со злобой, а с пониманием своего воинского долга. Это очень тонкий момент в жизни и деятельности военнослужащего, который мы видим в лице таких военных, как Александр Невский, Дмитрий Донской, праведный адмирал Ушаков. Они были верующими, и Господь им помогал во всем. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Верить в помощь Божию и просить Его укрепить наши физические и духовные силы

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой Владыка наместник!С особым чувством я всегда вступаю на землю, отмеченную подвигами соловецких монахов, старцев, духовным подвигом многих людей. Здесь чувствуется Божие присутствие, да оно и не может не чувствоваться, ведь именно в ответ на Божию благодать и расцветали здесь таким ярким спасительным цветом жизни иноков, которые пренебрегли всеми благами земными и устремились сюда, на холодный Север, чтобы, отрешившись от всего, предать свою жизнь Господу в молитве и посте. Этот подвиг не очень понятен для современных светских людей, особенно если они ограничивают употребление пищи лишь когда врачи или мода это предписывают. Но если человек живет по заповедям Божиим, он ограничивает себя, в том числе, в излишествах пития и пищи и устрояет жизнь свою по Божиему Закону. А такая жизнь ограждает человека, в том числе, и от разного рода физических заболеваний.

 
Беседы с батюшкой

Священник Александр Зайцев: Препятствия на пути к Церкви

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс