Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
− Мы ожидаем великой победы Христа над смертью, а, с другой стороны, мы же живем ею. Каждый день, каждый час нормальный христианин размышляет об этой победе. Мы живем в пасхальное время, когда Христос уже Воскрес. 2000 лет назад, и сегодня, и сейчас − всегда Он, Воскресший, нас вдохновляет. Мы живем Пасхой и говорим сегодня в том числе и о победе Христа над смертью, о Пасхе.
И мы можем воскликнуть: «Христос Воскресе!»
− Воистину Воскресе!
Владыка, Вы в минувшем году стали участником художественного фильма о войне, о героях, о подвиге, о выборе. Это фильм «Василек». Расскажите об этом, пожалуйста.
− Я так понимаю, что Вы говорите о большом кинопроекте, который называется «Киноуроки в школах России и мира». У меня несколько лет подряд спрашивали: «Владыка, а Вы знакомы с проектом „Киноуроки в школах России и мира?“» − «Не знаю, наверное, какие-то фильмы хорошие снимают».− «Владыка, а Вы еще не смотрели? Вы не рекомендуете это учителям?»
Так получилось, что сначала я познакомился с авторами этого проекта, и общение с ними вдохновило меня. Я просто набрал в поисковике: «Киноуроки в школах России и мира». Нашел сайт, почитал об этом проекте − и у меня расширились глаза, я подумал: ничего себе, какую задачу поставили! А задача не маленькая.
Я сейчас задам вопрос нашим телезрителям, и вы попробуйте быстро на него ответить. Ребеночек приходит в первый класс, а потом выпускается в 11-м классе. Сколько месяцев он учился в школе?
Надо умножить 9 месяцев на 11 лет. Это 99 месяцев. Ну, в принципе, каникулы я бы тоже считала. Ребенок же не ощущает себя не школьником.
− 99 месяцев дети учатся, находятся в классе, работают с учителем. И авторы этого проекта поставили задачу, что они должны снять 99 фильмов о 99 положительных качествах человека. А их много: дружба, любовь, вера, верность, солидарность, жертвенность, честь, честность... Они все перечислены на этом сайте. Нужно снять 99 фильмов, и это должны быть фильмы для младшей школы, для средней школы, для старшеклассников. Короткий фильм, чтобы его можно было посмотреть за время урока и обсудить на этом же уроке.
То есть, чтобы каждый месяц учитель в классе собирал на классном часе своих учеников, мог побеседовать с ними, заранее, конечно, подготовившись, об одном из положительных качеств человека. Потом посмотреть фильм и продолжить дискуссию с детьми. И что существенно важно, на сайте предложено, какие практические дела можно совершить с детьми в течение месяца, чтобы не просто фильм посмотреть, вдохновиться этим качеством − и забыть, а чтобы в своей жизни его реализовать.
И вот они пошли по этому непростому пути. Если я не ошибаюсь, на сегодняшний день снято уже 56 или 57 фильмов из 99, но это много. И эти фильмы о самых разнообразных качествах личности человека.
В этих фильмах снимаются дети, ровесники той возрастной группы, для которой фильмы и снимаются. Если снимается для младшеклассников, то в фильмах играют не артисты, а школьники, младшеклассники. Но сценаристы, режиссеры, операторы, вся команда – профессионалы. Это не любительское кино. И вот такое сочетание: обычные дети и профессионалы. В итоге получается очень интересное кино, его можно с удовольствием смотреть дома с семьей, с детьми. Можно смотреть в классе.
Десятки тысяч учителей этот проект реализуют, и это помогает оторвать детей от гаджетов, сосредоточить их на таких темах, на которые не всякий учитель, не всякий родитель может поговорить в силу своего жизненного опыта. Например, поговорить о целомудрии. А там есть замечательный фильм для старшеклассников о целомудрии, он называется, по-моему, «Письма».
Да, я посмотрел эти фильмы, вдохновился, стал рассказывать об этих фильмах, об этом проекте учителям. И они очень живо реагируют, очень активно включаются, смотрят вместе с детьми, работают. Интересные практики у них получаются. То есть после просмотра дети вдохновляются и вместе с учителями хотят сделать что-то хорошее. А там есть предложенные решения, что можно конкретно сделать. Например, поухаживать за ветераном, найти человека, нуждающегося в помощи. Или почистить берег речки в своем городе. Такие простые вещи.
И наша страна, благодаря этому проекту, его участникам, становится чище. А фильм «Василек» − о мальчике Васе. Даже не о войне, потому что ни одного кадра не снято о войне. Мальчик, наш современник, в жизнь которого вошла утрата: его брат погиб на войне, погиб геройски. И вот как эта потеря на нем отразилась, какую реакцию вызвала, этому фильм и посвящен. Это 25-минутный фильм, и мне довелось в нем сняться в роли священника. Мы беседуем. Короткая сцена, две минуты, но ее снимали пять часов. Пять часов – это огромный труд! И вы представляете, если две минуты снимали пять часов, то сколько же снимались эти 25 минут? А съемки проходили в прекрасном русском городе Твери. Ради этого мы туда поехали, провели там целый день. И особенность фильмов в том, что авторы проекта стараются еще и показать красоту нашей Родины, того места, где снимают фильмы. Так что рекомендую познакомиться нашим телезрителям с этим большим проектом.
Фильм «Василек», я считаю, способен вдохновить детей этого самого непростого возраста, учеников 4–7 классов, вдохновить на то, чтобы потрудиться сейчас, в учебном труде, поучиться в школе для того, чтобы стать способным приносить пользу своей стране. Вот такой главный посыл этого фильма. В этом сегодня твой подвиг. Не надо пытаться искусственно стать героем, надо быть сегодня героем в этой неприглядной, как кому-то кажется, обыденности. Нужно на уроках, в отношениях с друзьями побеждать зло внутри себя − и тогда ты станешь способным к большим подвигам.
Только очень жаль, что озвучиваете себя не Вы. Видимо, процесс озвучивания происходил много позже, и у меня был когнитивный диссонанс, когда я видела Вас, а слышала совсем другой голос. Я не хочу сказать, что это сделано плохо, технически все прекрасно, но для того, кто Вас знает, это было несколько непривычно.
− Это технический момент, он был исправлен, фильм уже переозвучен, но переозвученная версия еще не размещена на основном сайте.
То есть будет Ваш голос?
− Обязательно! Все перезаписали, все сделали.
Я думаю, что для ребят, участвующих и в этом, и в другом проекте, о котором я тоже хочу попросить Вас рассказать («Девочка и робот»), это тоже очень ценный опыт. Я помню театральный класс, совершенно раздолбайский, но ребята в качестве дипломного спектакля ставили спектакль о Великой Отечественной войне. И вот эти раздолбаи, а им говорили, что после школы они получат характеристику, с которой их даже в тюрьму не примут, совершенно преобразились в процессе работы, потому что им объясняли про эту войну, объясняли в стихах, песнях. И потом ребята говорили, что они день Победы уже по-другому воспринимают. Это не праздник для галочки, это что-то свое, родное. А ведь поколение, что родилось в 90-е годы, было выщелкнуто из нормального течения жизни теми событиями, которые мы все проживали, когда просто все сместилось, что-то рухнуло, перевернулось с ног на голову.
Порой мы видим какие-то безнравственные сцены. Ответственность за это несут режиссеры, когда они вовлекают всю съемочную группу в нечто такое, на что смотреть-то неловко. Это к вопросу об ответственности художника за духовно-нравственное воспитание и взрослых тоже, не только детей.
Можно сетовать до бесконечности на недостаточность духовно-нравственного воспитания, на то, что нет хороших фильмов, а можно их делать. Фильм «Девочка и робот»: мне очень нравится, что это сделано высокопрофессионально, и дети играют просто здорово, они живут в кадре. Опять же этого взрослые добились.
− Да, «Девочка и робот» − это чудо, которое нам дал Господь по благословению Святейшего Патриарха, поскольку Святейший Патриарх благословил потрудиться над созданием учебника по «Основам православной культуры» для школьников четвертых классов. Замечательный собрался авторский коллектив. Ольга Юрьевна Васильева, президент Российской академии образования, возглавила этот коллектив. И учебник был написан. И вот на этапе работы над ним сотрудники издательства «Просвещение» предложили нам сделать его посовременнее. Каким образом? Разместить на странице каждого урока QR-код, и по этому QR-коду учитель может перейти и найти материалы, чтобы подготовиться к уроку. А можно и какие-то видеоматериалы там разместить. Какая хорошая идея! Мы стали придумывать этот замечательный видеоматериал, хотели записать просто урок, как талантливый учитель в классе рассказывает детям тему. Мы попробовали, записали несколько уроков с очень талантливыми людьми, посмотрели и сказали − нет, это не сможет зажечь.
Почему?
− Ну, то, как получилось, − не понравилось.
Было очень правильно и неубедительно?
− Да, наверное. Коллектив не вдохновился, и пришла мысль сделать небольшой художественный сюжет по каждому уроку, такой, чтобы он мог включить внимание детей. А тут они оказались в классе, учитель включает что-то на экране − и появляется другой учитель, другой класс. Непонятно, где они вообще оказываются. А надо сделать ряд сюжетов с их ровесниками, то есть четвероклассниками. Сюжетов таких, чтобы они в первую очередь помогли учителю.
Здесь в чем проблема? В том, что наши учителя, хоть младших классов, хоть старших, в большинстве своем не изучали ни в школе, ни в педуниверситете, ни в педколледже «Основы религиозных культур и светской этики», православной культуры они не изучали. И когда учителю выпадает эта доля, то хорошо, если он прихожанин храма, если этот учитель сам ходил в воскресную школу или слушал какие-то катехизаторские курсы. Но большинство педагогов не обладают такими навыками, и они испытывают реальные трудности.
Представьте себе, что современным детям нужно провести урок по темам: Евангелие, 10 заповедей, молитва, храм, монастырь, покаяние, церковнославянский язык... Психологически трудно рассказать о том, что не твое.
Учителя, что полюбили этот предмет, учились ему много лет, поэтому они с удовольствием о нем говорят. Доходчиво, понятно. А когда сам педагог не очень понимает, о чем речь, то как ему донести что-то до школьников? И вот так, собственно, родилась эта идея: у нас появились герои, девочка Кристина, ученица 4-го класса, ее родители, мама и папа. Мама по профессии, по-моему, врач, папа − инженер, изобретатель. И он, как в старом добром фильме «Приключения Электроника», изобрел и создал человекоподобного робота, которого, конечно, играет живой мальчик. Жизнь ставит перед ними определенные вопросы, и они должны на эти вопросы искать ответы. И они их ищут сначала из своего опыта, потом попадают в какие-то курьезные ситуации. В каждой серии, поскольку это фильм к предмету по «Основам православной культуры», мы попадаем в пространство храма, либо встречаемся с батюшкой.
У нас два батюшки. В первых десяти сериях был отец Серафим. А в следующих − отец Трофим. И батюшка как опытный наставник авторитетно, спокойно, с очень добрым сердцем расставляет акценты, помогает им, направляет их в такое русло, чтобы дальше они уже сами находили правильные ответы, разбирались в сути той темы, по которой должен быть урок. Что такое Евангелие? Кто такая Богородица? Что такое десять заповедей? Зачем они нужны? И вдруг ребята за эти семь минут приходят к выводам, что заповеди, оказывается, простые, понятные, что это правила, принципы, которые помогают не делать глупых ошибок.
И дети включаются! И мы ставили задачу, чтобы учитель посмотрел вместе с детьми фильм по теме, а после просмотра спросил: «Дети, вам все понятно?» − «Да!» − «Вы можете теперь сами рассказать тему урока?» − «Да». Если после этого учитель откроет учебник и еще проведет урок по соответствующей методике, то не останется камня на камне от неведения, незнания и сомнения.
Более того, задача такая, чтобы ребятишки пришли домой и еще сами включили фильм, посмотрели, родителям показали, обсудили ситуацию. Чтобы для них этот предмет школьного курса стал интересным, желанным, чтобы они говорили, почему у них другие уроки строятся не так… А потом, когда они будут попадать в непростые жизненные ситуации (соврать или не соврать? слукавить или не слукавить? проявить добро, какие-то человеческие свойства, христианское отношение к окружающим или поступить наоборот?), чтобы эти образы у них срабатывали и помогали им делать правильный нравственный выбор в жизни.
Два года назад мы сняли 10 уроков. А я напомню, что «Основы православной культуры» – это 32 урока в течение одного учебного года (4-го класса). Десять серий мы сняли два года назад, и стоял вопрос, где же еще 22. Зимой ушедшего 2023 года в древнем русском красивом городе Смоленске (кстати, и первые серии тоже были сняты в Смоленске) были осуществлены съемки и сняты до конца 22 серии. И сейчас еженедельно выходит премьера новой серии. Мы их публикуем на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации, поскольку это во многом наш проект. Есть некие условия, что мы обязаны публиковать их в «ВКонтакте», на радио «Вера». И еще есть образовательный центр «Клевер Лаборатория» в соцсети «ВКонтакте» в группе «Клевер Лаборатория».
Если мы откроем учебник по «Основам православной культуры» для 4-го класса, то с QR-кода, который расположен на странице урока, мы можем перейти прямо на фильм и посмотреть его. Но поскольку это сложный путь, я стал еженедельно, по мере появления каждой новой серии, публиковать их в Telegram-канале митрополита Екатеринбургского и Верхотурского. И сейчас, если мне нужно, я захожу в свой канал и нахожу нужную серию. Когда меня спрашивают, где найти новые серии, я говорю: подписывайтесь на канал, там новые серии публикуются. Если новые серии нашли, то старые и подавно будут вам доступны.
Слышал такой упрек, укор: дескать, что это вы снимаете про девочку и робота?..
Мне очень нравится этот проект. Далеко не все серии я видела, но то, что посмотрела, нравится тем, что учат без назидания. Как-то все это вшито очень искусно. И дети очень хорошо играют, с ними очень хорошо работают взрослые. Дети талантливые. Это я сейчас не для тщеславия авторов говорю, а хочу поблагодарить: примите это как поддержку в вашей работе, и спасибо за то, что вы это делаете. Продолжайте, пожалуйста. Но меня покоробила преамбула, которая идет к каждой серии: «Кристине подарили робота Макса вместо братика». Тут я начинаю переживать. Робот Макс, несмотря на все его качества, очень обаятелен, мальчик очень хорошо играет, он такой правильный, но в то же время не занудный. Но как робот может быть заменой братика? Что значит вместо братика?
– Есть драматургия. В драматургии должна быть некая затравка, некая, может быть, несуразность, которая привлекает внимание человека, и он задается вопросом: а что это? а как это? а почему?.. Я думаю, в этой заставке, в которой именно таким образом построена фраза, заложена некая драматургия. У вас появился вопрос. И мы постарались по ходу серий на этот вопрос ответить и расставить все по своим местам.
То есть надо все посмотреть, чтобы дойти до мысли, почему он вместо братика? Хитренькие какие.
– Первые ваши слова были – поблагодарить создателей. Я тоже хотел бы поблагодарить создателей и замечательную Елену Мацан, автора сценария, она помогла создать эти сюжеты. После того что она написала как автор, еще целая группа все вычитывала, регулировала, смотрела, расставлялись акценты. Но это талант и дар Божий. Елена Мацан пишет много программ, много сюжетов для радио «Вера». И я благодарен ей за талант.
Александр Назаров – режиссер. Все снято профессионально. Команда Александра Назарова – это команда профессионалов. Сам он благоговейный, воцерковленный человек. Кстати, робота Макса играет его сын.
А Петя, по-моему, сын Елены Мацан.
– Скоро выйдут финальные серии. И в серии, посвященной Пресвятой Богородице, в семье Кристины появляется братик, у мамы и папы рождается сыночек. Знаете, почти каждая серия пронимает не то что до слез, но комок в горле, сердце замирает. Потому что сердце согревается от того, что видишь; разделяешь недоумения, сложные ситуации, в которые попадают ребята.
В той серии, когда в семье рождается сыночек и у Кристины появляется братик, они встречают их в роддоме. Робот Макс фотографируется около роддома с новорожденным братиком и говорит, обращаясь к Кристине: «Да, теперь тебе будет доставаться вдвое меньше любви и внимания от твоей мамы». Кристина недоумевает, но потом жизнь показывает, что это действительно так. Она говорит: «Мама, почитай со мной. Мама, поиграй со мной. Мама, скажи…». А маме некогда, она целиком включена в то, чтобы накормить, напоить, приласкать, успокоить младшего. И Кристина начинает думать, что и правда, когда родился еще один член семьи, получается, стало меньше любви.
Так вот, по ходу этого короткого, на шесть с половиной минут фильма она опять обращается к батюшке, и перед ней открывается, что, оказывается, в любви действуют совершенно другие законы. В любви действует не закон вычитания, когда появившийся новый объект любви отнимает любовь, а, наоборот, закон умножения: чем больше объектов любви, тем больше этой любви. И в качестве яркого примера батюшка рассказывает о Пресвятой Богородице. У Нее был всего лишь один Сын, Иисус Христос, но Она вместила в Себя, в Свое сердце любовь ко всему человечеству. Более того, Сам Иисус Христос усыновил Ей всех людей.
Кристина воспринимает этот урок, это наставление и совершенно по-другому начинает воспринимать отношения внутри семьи. Я надеюсь, что этот урок вполне ответит на вопрос и скомпенсирует ту интригу, которая была заложена в заставке про робота Макса. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.