Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1247) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Исполняя пост, мы можем возвратиться в рай

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Исполняя пост, мы можем возвратиться в рай

№14 (1247) / 1 апреля ‘24

Архипастырь

Поговорим о насущном. Великий пост. Что главное? На что обратить внимание в первую очередь?

– Чтобы понять, что такое пост, надо вспомнить, что пост дан Богом еще в раю нашим прародителям Адаму и Еве. Господь дал им пост для того, чтобы через воздержание от запрещенного плода воспитать в них послушание воле Божией, преданность и любовь к Богу. Господь хотел видеть это в первых людях, чтобы они укрепились в близкой связи с Ним. Господь часто с ними беседовал, имел с ними добрые взаимоотношения Лицом к лицу. Они пользовались очень большим благоволением Божиим. Господь хотел, чтобы через воздержание и пост они еще больше укрепились в близости к Богу и ценили, что им дано такое благо – быть с Богом и наслаждаться теми дарами, которыми Господь их наделил.

Но, к сожалению, они нарушили пост. И Господь за нарушение поста изгнал их из рая. Сейчас мы, живущие на земле, являемся изгнанниками из рая. И потому Господь наш Иисус Христос сошел с Небес, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился, чтобы нас вновь возвратить в рай, дать нам вечную жизнь. Мы ее потеряли в результате нарушения заповеди Божией, а теперь Господь готов нас вновь принять. Господь показал нам, каким путем мы можем это сделать. Сам воплотившийся Господь Иисус Христос стал истинным Человеком и показал, каким образом нужно опять возвратиться в рай.

Если посмотреть на Рождество Христово, то мы видим, что Он родился в яслях для скота, проявив очень большое смирение. Он не пришел на землю в славе, в чести или великолепии, а пришел очень просто. Этим Он показал, что люди были изгнаны из рая из-за гордости, непослушания, невоздержания. А возвратиться в рай можно только через смирение, послушание воле Божией, воздержание и терпение.

Он показал в течение всей Своей земной жизни особенности любви к Богу, ближнему и всему роду человеческому. И кульминацией Его добродетели смирения, любви и милосердия к человеческому роду явился Крест. Он взял грехи всего человечества, омыл их Своей кровью, умер на Кресте и Воскрес. И этим самым Он дал нам вечную жизнь, призывая всех к ней.

Пост имеет очень большое значение для человечества, потому что дан нам Богом еще в раю. Сам Христос, когда пришел на землю, тоже сорок дней и сорок ночей постился и молился. Причем Он показал, что это очень важно. Мы должны четко запомнить, что нарушение поста – это изгнание из рая. Исполняя пост, мы можем возвратиться в рай. Мы постимся не для того, чтобы похудеть, но с той целью, чтобы получить от Бога благоволение Божие, чтобы Он видел, что мы жертвуем собой в течение поста и хотим исполнить Его святую волю.

В раю люди не были грешными, они были чистыми, святыми. И Господь дал им эту заповедь о посте, чтобы они утвердились в любви к Богу и преданности Ему, в послушании воле Божией. Мы должны поститься для того, чтобы показать свою любовь к Богу, послушание и преданность Ему.

Но есть и другая сторона вопроса. Наша природа испорчена грехом из-за грехопадения наших прародителей, и ее надо исправить. Христос Спаситель так и говорил: это возможно совершить постом и молитвой. Поститься нужно не только потому, что человек должен исполнить волю Божию, а для того, чтобы Господь очистил через пост и молитву его душу от греховности и дал ему вечную радость в загробной жизни.

Очищение нашей души означает, что мы становимся лучше. Грех – зло. А когда греховное зло очищается, мы становимся добрее, милосерднее, любвеобильнее. У нас появляются кротость, старательность, трудолюбие, отзывчивость и доброта. В течение поста нужно искоренять свои страсти, привязанности, греховные навыки. От всего этого надо очищать себя.

Мы их видим и понимаем, что от них нужно избавляться, но в то же время понимаем, что не можем этого сделать. Поэтому Христос и пришел на землю, чтобы помочь нам, зная, что мы не можем очищать свою душу сами. От нас нужны наше произволение, старание, ревность к этому делу. И тогда присоединится всемогущая сила Божия, очищающая, освящающая и просвещающая нашу душу и тело.

Поэтому важен такой подвиг молитвы и воздержания, призывания помощи Божией, чтобы Господь совершил дело нашего очищения, освящения и изменения нашей жизни к лучшему. Он может это сделать. Я могу только желать этого и делать что-либо по мере своих сил, а дальше важно, чтобы Господь сопутствовал моему делу. Тогда пост будет для нас спасительным, очистительным, святым и с хорошими результатами.

Конечно, пост имеет и медицинское значение. Он даже помогает в выздоровлении от болезней. Но если мы постимся с чувством покаяния, сознанием своей греховности, с желанием исправиться, то Господь очищает нашу душу, прощает наши грехи. Поскольку Господь сказал, что причина наших болезней – наши грехи, то, очищая постом и молитвой душу, мы исцеляем свои телесные и душевные болезни. Все это очень тесно взаимосвязано.

Пост имеет очень большое значение для нас, если мы серьезно и правильно к нему отнесемся. Люди в пост воздерживаются в питании (некоторые даже очень строго), но делают это с той целью, чтобы Господь, видя такое их произволение, помог им очиститься от грехов. Только Он может это сделать, а не сам человек. Господь нам содействует, и мы каемся, просим прощения.

Есть Покаянный канон Андрея Критского, который мы читаем в первую седмицу Великого поста четыре дня, а на пятой седмице будем читать его полностью. Этими словами мы тоже каемся, сознаем, что тоже виноваты в тех или иных грехах, и просим у Бога очищения. «Наложи, Господи, пластырь Твой духовный, чтобы мои раны телесные и душевные омыть, очистить и освятить», – это мы будем просить в Покаянном каноне.

Конечно, Господь по Своему милосердию, видя наше покаяние и сознание грехов, обязательно совершит чудо нашего очищения. Потому что Он сказал, что пришел на землю не праведников спасать, а грешников. Если я грешник, то я говорю: «Господи, есть у меня грехи, помоги мне исправиться». Я чувствую мои болезни от этих грехов и говорю: «Господи, Ты пришел на землю не здоровых исцелять, а помогать больным. Я тоже болен».

Когда у нас есть сознание своей болезни, греховности и немощи, что мы не можем ничего с собой сделать и только Господь может нам помочь, то мы к Нему и обращаемся. И таким образом, через наш пост, молитвы и покаяние Господь совершает тайнодействие, которое осуществляется в храме Божием через церковные молитвы, таинство Исповеди.

Слова богослужебных канонов (не только Канона преподобного Андрея Критского), которые мы каждый раз читаем на службе, тоже исполнены духом покаяния. И мы, слушая их, тоже каемся этими словами, обращаемся к Богу с просьбой об очищении нас от грехов.

Пост имеет очень большое значение для нас, если мы серьезно и правильно к нему отнесемся. Люди воздерживаются, некоторые очень строго, чтобы Господь, видя произволение человека, помог ему очиститься от грехов. Он должен это делать, и только Он может делать. Я сам не могу. Господь нам будет содействовать – мы же каемся, просим прощения. Не случайно у нас есть Покаянный канон Андрея Критского, который читается на первой и пятой седмице Великого поста. Еще и другие каноны есть, которые мы каждый раз читаем на богослужениях. Они исполнены духа покаяния, и мы, слушая, этими словами тоже каемся, тоже обращаемся к Богу с просьбой об очищении и идем на Исповедь, уже зная себя, – Господь нас открывает. В молитве преподобного Ефрема Сирина мы как раз и говорим: «Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего». И если я вижу свои грехи, то иду на Исповедь, чтобы Господь их простил. Это постоянный подвиг молитвы и поста. В этот момент мы просим у Бога: «Господи, дай нам смирения, дай мне терпения». Мы все просим у Бога. И Господь дает.

Когда, где и в каких случаях испытывается наше смирение, что мы получаем от Бога? Смирение – это когда у нас есть трудности, скорби, болезни, когда есть испытания. Например, встреча с гневливым или раздражительным человеком, – мы должны проявить свое смирение. И просим: «Господи, дай мне, чтобы я мог смиренно перенести такие ситуации. Встреча с человеком, еще не достигшим определенного уровня духовной жизни, меня побуждает к тому, чтобы я смирился, потерпел и снисходил к его немощи и помог своим смирением его настроить на духовную жизнь». Вот такая наша постоянная работа над собой: молитва и терпение, смирение и послушание. Все мы должны в эти дни Великого поста проявить себя.

Поскольку мы обращаемся к Богу за милостью, чтобы Он помиловал нас, чтобы простил, то должны делать дела милосердия. В дни Великого поста нужно как можно больше помогать ближним, находящимся в бедах, скорбях, болезнях, трудностях. Сейчас очень много людей есть, прикованных к постели, нуждающихся в нашей помощи. Человек не может ничем себе помочь, а нужно хотя бы наше доброе слово. Если мы не можем чем-то посущественнее помочь, но хотя бы навестить. В этой неделе перед Великим постом мы слышали, как Господь будет судить нас на Страшном Суде. Он говорит: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:35–36). Вот что мы должны делать, особенно сейчас, Великим постом. Мы всегда должны делать так, но Великим постом нужно проявить особое милосердие к ближнему. И это есть наш пост. Практический, не поверхностный. Когда мы делаем добрые дела, там много искушений, испытаний. Вот как раз тут и надо проявить свое смирение, кротость, терпение, снисхождение, все добродетели можно проявить и попросить у Бога помощи, чтобы Господь дал нам больше терпения, смирения, чтобы сделать добрые дела благодушно, добродушно, любвеобильно, без смущения, без недовольства, без ропота, без осуждения.

Страсти наши – недовольство, ропот, осуждение – это наша реальная жизнь. Мы даже не замечаем, что делаем. Великим постом нужно обратить внимание на свой ропот, свое недовольство, осуждение. Мы с пол-оборота включаемся и сразу начинаем человека осуждать, даже не зная, что и как. Очень легко все у нас идет. Все наши диалоги, встречи основаны только на осуждении. А чтобы оправдать, понять, не осудить другого человека, надо потрудиться.

Ропот, недовольство и осуждение разрушают наш душевный покой, разрушают мир в семье, разрушают мир в окружающем обществе и даже, может быть, разрушают целые государства. Вот революция 1917 года в России. Что это было? Недовольство, ропот: плохой царь, плохая царская власть, плохо живем… Но получилось так, что потеряли то, что имели. А сейчас уже прошло больше 100 лет после революции, и мы еще не достигли того уровня жизни, который был до революции в простом народе. Вот что значит недовольство – можно разрушить, а созидать не так легко.

По-Евангельски, если кратко сказать, тот, кто недоволен, кто ропщет, тот теряет то, что он имеет; а тот, кто доволен тем, что имеет, получает больше, чем имеет. Вот простое Евангельское слово, которое можно привести; притчи, в которых Господь указывает: недоволен тем, что есть – потеряешь, что имеешь; будешь доволен тем, что имеешь – получишь больше, чем имеешь. Вот так и получилось у нас.

Ропот и недовольство приносят злобу и ненависть. Ненависть уже приводит к столкновениям – домашним столкновениям, между людьми, в обществе, даже доходит до военных столкновений. Эти грехи очень тяжелые, они имеют очень разрушительную силу. Великим постом нам нужно стараться приобрести мир в душе, избавясь от недовольства, ропота, быть довольными тем, что есть, чтобы не потерять еще. Мы видим, что очень много теряем, и потом локти кусаем – раньше было лучше, сейчас все хуже и хуже. Мы должны удовольствоваться тем, что есть, а Господь даст то, что нам хотелось бы иметь в будущем доброе, хорошее...

Надо созидать добро. Вот чем мы должны заниматься в дни Великого поста: создать в своей душе мир, в семье, а потом уже в обществе, в государстве и распространить этот мир по всему миру. Как преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Есть возможность у нас остановить все эти очаги военные нашим миром душевным, добротой, любовью друг другу. Где есть доброта, там благодать Божия, а где есть благодать, там – Господь, та Сила, Которая укрощает все страсти человеческие, и водворяется мир на земле.

Причина всяких раздоров – наше недовольство, ропот, осуждения, грехи то есть. Вот эти грехи удаляют нас от Бога, а, если мы удаляемся от Бога, мы теряем благодать силы Божией и остаемся без помощи Божией, которая нам очень нужна. Как народ говорит: «Без Бога – ни до порога». Постараться не потерять Бога, а быть рядом с Богом, близко, сродниться с Богом. Для этого все есть: у нас есть Церковь, Богом данная, Богом установленная, там есть все таинства церковные, они способствуют нашему единению со Христом, со всемогущей силой Божией, способной совершить чудо, которого мы даже не предполагаем. Нужно быть близко к Богу. Будем ближе – будем друг другу ближе; будем ближе друг к другу – не будем ссориться, не будет разделения, будет единство. Все очень просто, но надо это все осознать, глубоко понять и делать, конечно.

Я уже говорил, что люди все слышат, видят, но мало делают. Надо не только слушать, надо и соглашаться, что да, вот так надо; надо засучить рукава и делать. Если будем делать, тогда получим от Бога большое милосердие, большую помощь, большую поддержку во всем и победим зло. А мы – то ссоримся, то недовольны…. В общем, желаем зла человеку и делаем какие-то злые дела.

Все это война, духовная война, которая потом превращается в такие страшные войны. Отсюда начинается все. Нужно войну нашу духовную победить, исключить из нашей жизни. Тогда водворятся доброта, добротоделание, добрые поступки, взаимопомощь, нравственная жизнь, духовная жизнь… Конечно, это все приведет нас к миру, к умиротворению всех наших страстей, которые сейчас бушуют и очень много зла приносят всем людям. (Окончание в следующем номере)

Записали:
Елена Кузоро
и Ксения Комарова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/VELIKIY-POST-S-ARHIPASTYREM-1-ch-VERNUTSYa-V-RAY;
https://tv-soyuz.ru/VELIKIY-POST-S-ARHIPASTYREM-2-ch-GREHI-RAZRUShAYuT-MIR

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс