Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.) 4–11 (2024 г.)
По плану, который составили святые отцы, мы приступили к изучению страсти тщеславия. До этого мы изучили чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, печаль и уныние. Сегодня у нас 105-я встреча и часть вторая, посвященная тщеславию. Очень часто в передачах я напоминаю: прежде чем глубоко изучать любую страсть, нужно обратиться к огласительным беседам, к первым беседам этого большого цикла. Я прекрасно понимаю, что это уже большой материал, его много, но в любом случае тем, кто только присоединился, надо начинать с первых бесед, потому что в них изложены основы веры. Почему я это повторяю? В комментариях на YouTube очень часто задают вопросы: «А что такое страсть?» Снова. Мы уже не один год этим занимаемся, а человек только присоединился, и у него такой закономерный вопрос. Это мы изучали ранее, поэтому, пожалуйста, обратитесь к первым встречам. Их легко можно найти в архиве телеканала «Союз». Забиваете в поиске нашу передачу «Страсти и борьба с ними», и там выложены все передачи, даже есть текстовый вариант. Поэтому можно смотреть кому как удобно.
Итак, сегодня мы изучаем, какие у страсти тщеславия бывают смертные грехи. Напомню, что у каждой страсти есть три проявления: смертные грехи самые тяжкие, требующие особого покаяния, особого труда; тяжкие грехи и условно простительные прегрешения.
Итак, сейчас посмотрим, как тщеславие, этот сладкий яд, проявляется в виде смертных грехов. Если человек рисковал жизнью, чтобы прославиться. Я думаю, что этот грех не требует глубокого раскрытия. Понятно, что жизнь нам дается один раз, мы должны ее беречь. Естественно, в разумных пределах. Когда нужно рисковать жизнью ради спасения близких, защиты Отечества, выполнения своего служебного или какого-либо долга, родительского или сыновьего, и человек жертвует собой, мы называем это подвигом. К тщеславию это не относится. Тут имеется в виду глупый риск, возможность потерять жизнь, чтобы прославиться. В YouTube легко можно посмотреть самые разные варианты видео, когда некто пытается показать всему миру, какой он сильный, замечательный, куда-то лезет, срывается и погибает. Или делает какие-то откровенные глупости именно для того, чтобы снять видео и набрать лайков, получить деньги, но самое главное: получить славу. Люди делают очень много глупостей ради этого.
Господь не прощает такие стремления и поступки. Можно элементарно погибнуть, пытаясь сфотографироваться в каком-то очень красивом месте. И это как раз страсть тщеславия толкает человека делать что-то, чтобы привлечь побольше внимания. И чем больше мы живем в информационном обществе, чем больше развиваются социальные сети, тем больше человек выставляет свою жизнь напоказ. Очень глупо смотрится, когда кто-то фотографирует каждый свой завтрак. Но, по крайней мере, понятно, что это за страсть, и не смертный грех, конечно же. А когда попытка привлечь к себе внимание выходит на такой уровень, то это уже смертный грех. Даже если не закончились эти эксперименты трагически. Все равно нужно переосмыслить: зачем рисковать, ради чего. Тем более христианам вообще непонятно зачем этим заниматься. Поэтому обращаем на это внимание.
Дальше очень сложное проявление этой страсти: отрекались от веры, чтобы не потерять авторитет в обществе. Общество имеется в виду не вообще общество как государство или страна, а тот коллектив, то окружение, что есть. Допустим, вы работаете в коллективе с безбожниками, атеистами, которые создают такую атмосферу, что христианин вынужден реально отрекаться от веры, прямо вслух говорить, что не верит в Бога, или еще что-то. Такие истории, к сожалению, бывают. И мы должны понимать, что этот самый авторитет в обществе – это основа сладкого яда. Человек хочет получить внимание, особое расположение, чтобы его похвалили, чтобы к нему хорошо относились, и ради этого может или жизнью рисковать, или даже своей душой, может отречься от веры, чтобы его никто не осуждал и криво не смотрел, не думал, что он какой-то ненормальный. Хотя из Евангелия мы прекрасно знаем, что так и будут к нам относиться люди, далекие от веры, и не надо на них ориентироваться.
Но бывает, что вроде не сделал ничего предосудительного с точки зрения светского закона, не нарушил Уголовный кодекс или Конституцию, не сделал что-то противоправное. А всего лишь в разговоре, допустим, сказал, что неверующий.
Но это не просто слова. Господь говорит нам: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Это не просто такое настроение или необдуманные слова, это уже очень тяжкое прегрешение. Это смертный грех, который требует особого лечения, особой епитимьи, особого пастырского внимания. Естественно, такие грехи бывают нечасто. Особенно в наше время, когда большинство людей все равно верят. Но периодически это встречается, поэтому давайте будем внимательны и настроимся, что нам должно быть в хорошем смысле все равно, что про нас подумают люди по отношению к нашей вере. Это наша ценность, наше сокровище. Это удивительно, что в наше время хоть кто-то приходит к вере. И, конечно, это нужно беречь, не разменивать свою веру на мнение каких-то людей, по большому счету грешников. Не важно, что они думают, как относятся к Церкви и так далее. Мы должны крепко стоять в своей вере.
Следующий смертный грех тоже связан с реакцией на мнение окружающих. Он бывает чаще. Это когда вы одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение безбожников. Того же самого безбожного коллектива или авторитетов. Что это такое? Давайте посмотрим в бытовой жизни. Я часто слышу такую историю. Допустим, женщина-христианка работает в женском коллективе. А там постоянные разговоры молодых женщин о блуде, о том, кто с кем в выходные гулял, как блудил, с кем развлекался. И они ждут реакции этой самой христианки. И вот она скажет: «Ну да, что такого? Ну, погуляли, вы молодые, веселитесь, бывает». В этом случае, получается, человек не просто посмеялся над глупой шуткой или сказал лишнее слово, как в унынии у нас есть такое проявление, как многословие. Ничего подобного. В этом случае мы грешники, но как пришедшие ко Христу должны свидетельствовать об истине. А это необязательно выйти с крестом на площадь города и сказать: «Покайтесь!» Или: «Все веруйте». Вовсе нет. Это очень часто делается в бытовой жизни, вот в такие моменты.
Часто это бывает по наущению дьявола, он специально ждет твоей реакции, соблазняет тебя, чтобы ты сказал: «Да ничего страшного. Вы воруете? Ну и воруйте, все равно это ничье, просто лежит». Или по отношению к другим смертным грехам. В этом случае что происходит? Не надо думать, что я же этого не делал, ведь эта женщина не пошла блудить сама. Но, во-первых, а кто застрахован? Если человек согласился с этим уже на уровне слов, мысли, то где гарантия, что он не оступится так же, как его сослуживцы? Это очень легко, возможно, потому что среда такая, а мы слабые, очень легко можем заразиться. А во-вторых, на словах уже согласился, то есть отрекся от нравственной христианской жизни, соглашаясь, что тот или иной поступок не так страшен.
Не так давно, в прошлое воскресенье, ко мне подошла прихожанка и говорит, что встретила молодую девушку, еще почти девочку, по возрасту старшая школьница, которая рассказала, что, как она думает, у нее есть какое-то особое влечение к однокласснице. Модная тема, к сожалению, этих извращенцев, содомитов и так далее. Наша знакомая спросила ее: «А как к этому относятся твои родители?» А родители сказали, что в любом случае принимают ее такой, какая есть.
А что в этом случае должны бы сказать родители? Как-то объяснить и так далее. Такое согласие означает, что родители – соучастники в грехе этой девочки. Благо она встретила нормального человека, совершенно чужого, который смог это объяснить ей.
Если христианин участвует в таких разговорах и соглашается с этим, то он является соучастником. Понимаете, в чем суть вопроса? Он соучастник гибели собственной души и душ этих людей. Можно же просто сказать: «Это ваше дело, ваше право, вы свободные люди, но я не согласен с этим». Не надо их переубеждать, биться с ними, устраивать крестовый поход, а просто засвидетельствовать, что это не норма, что вы так делать не будете. «Я не согласен». В этом случае тот человек, может быть, получит какую-то мысль, что действительно, может, не нужно этого делать… Услышит другой взгляд, другое мнение и опомнится.
Если мы в разговорах соглашались со смертными грехами, то тоже в этом согрешили. Смотрите, какая сложная страсть. Помните, мы говорили, что телесные грехи легче замечать. А тут походя сделал, и потом можно даже и не вспомнить об этих разговорах. Дай Бог, чтобы вспомнил. Надо быть очень внимательным. Эта страсть очень цепкая. Она цепляет человека тем, что он хочет сохранить уважение среди людей. Вот это сладкий яд, вот тщеславие.
В этом случае человек просто на словах соглашался, а бывают многочисленные истории, когда кто-то реально впадает в смертные грехи, прямо физически, чтобы не выделяться среди сверстников. Люди начинают принимать наркотики, блудить, потому что все это делают. И, конечно, печально, что и христиане попадаются на эту уловку лукавого: все вокруг делают и мы тоже. «А почему бы и не я? Я хочу быть как все. Как на меня будут смотреть, если я нар- котики не попробую? Скажут, что я слабак или еще что-нибудь такое». Лукавый тут же находит аргументы, и человек легко впадает в грех именно по причине того, что общество ждет от него соучастия. Очень часто даже специально провоцируя это сделать. И если мы подвержены этой страсти, то очень легко можем впасть в любое разнообразие грехов, которыми болеет общество.
К этому нужно быть крайне внимательным. Одно дело, когда человек согрешает потому, что это его путь борьбы (бывает, что с этой усиленной страстью он рождается): он борется, падает, встает. А другая история, когда и не хотел грешить, но делает это ради того, чтобы сохранить псевдохорошее к себе отношение.
В этом большая ответственность родителей. Их обязанность – ненавязчиво говорить ребенку, что если сейчас для него важно мнение других людей, то, когда он станет старше, это не будет казаться таким важным. Многими глупостями люди занимаются как раз в юности. «От юности моея мнози борют мя страсти». Нужна поддержка родителей. Необходимо заранее в детей вкладывать, что такое хорошо и что такое плохо. Иначе откуда наши дети об этом узнают? Только опытным путем. Именно цепляя за тщеславие, ведется подрывная работа в соцсетях среди молодежи. Люди совершают преступления, смертные грехи именно потому, что им говорят, что они не такие, как все, и т.д. Если в семье будет нормальное, доброе общение, реальная оценка поступков, поддержка молодых людей, тогда не будет такого влияния окружающей среды.
Приступали к таинствам напоказ. Святые таинства Господь нам дал, чтобы мы освящались. Во всех церковных таинствах душа таинственным образом соединяется с благодатью Святого Духа. И если кто-то идет к таинствам не для того, чтобы очиститься, получить духовную помощь и освятиться, а из страха, что его осудят другие, или потому, что все так делают и это модно, в таком случае идет реакция на мнение окружающих. Я абсолютно уверен, что никому никакого дела до этого нет. Не идешь на Исповедь – это твое внутреннее дело, значит, ты, наверное, готовишься. У нас нет людей, которые бы отмечали, кто был на Исповеди. Участие в таинствах должно быть добровольным. Нужно правильно подготовиться: с верой, покаянием, желанием исправления. А не просто показать себя, поставить галочку, и чтобы тебя кто-то оценил.
Это тоже один из серьезных проколов, которые могут быть в нашей жизни. Крайне внимательно нужно обращать внимание на то, как мы готовимся к святым таинствам. В чем опасность? Мы не разжигаем костер дома на кухне, потому что случится пожар. Мы делаем это в специально отведенном месте (например, в лесу), в специальной костровой зоне, потому что мы понимаем, что огонь – это опасно. Благодать Святого Духа, Божия благодать тоже действует не всегда так, как нам хочется. Это не бесплатная раздача конфет. Если человек внутренне не готов, не верит, не кается, тогда участие в таинствах обращается не просто в профанацию, это разжигание костра дома и устраивание себе пожара. Благодать Святого Духа может опалить человека. Он может в суд и во осуждение себе повенчаться, причаститься, собороваться. Любое таинство может подействовать и со знаком «минус». Господь – это не бесплатный аппарат для газировки. Это любящий Отец, Который по любви еще и наказывает человека, если тот ведет себя неправильно. Поэтому такое отношение опасно еще и из-за духовных последствий, которые можно получить в виде охлаждения к вере, проблем и скорбей. Это не шутки. Это живая духовная жизнь. Прикасаясь к ней, нужно понимать, что это крайне ответственно. На тебя все будет влиять.
Стыдились отстаивать истину. Это не о том, что нужно в интернете сидеть и с утра до вечера спорить с безбожниками. Я думаю, что это не надо делать, если у вас нет времени, желания и вы не можете сохранить спокойствие и мир. Но в обществе живых людей, где вы находитесь (семья, трудовой коллектив, компания друзей), если начинают хулить Церковь, истину, Христа, а мы постыдились и умолчали, понимая, что происходит, то мы тоже стали соучастниками этого греха. Кто-то богохульничает – я молчу. Не важно, кто это будет: начальник, подчиненный, важный человек или скромный. Когда он несет гадости по отношению к истине, а мы молчим, то согрешаем смертным грехом. Как это исправить? Спорить не надо. В спорах в этом случае ничего не родится. Но мы должны засвидетельствовать, что мы с этим не согласны, для нас это важные и ценные вещи. И попросить при нас эти вещи не говорить. Если люди продолжают так поступать, нужно встать и уйти. В этом случае мы засвидетельствуем свое несогласие делом, и дальше пусть делают, что хотят. Но мы готовы стоять за истину. Я абсолютно уверен, что отношение к вам, если вы так сделаете раз или два, станет более уважительным. Если же, когда все богохульничают, а мы соглашаемся с этим, мы не будем иметь настоящего авторитета. Если человек будет жить по своим принципам, по истине – пускай смеются! Что нам с этого? Ничего страшного. Это частое явление, когда в обществе идут такие разговоры. Отстаивать истину нужно всем. Это духовная война, и мы на эту войну призваны.
Стыдились исповедовать свои грехи на Исповеди. Исповедь дана для того, чтобы очиститься. Механизм этого таинства такой, что человек осознает, что он делает, и в присутствии священника, который выступает как свидетель, называет свои грехи – и Господь ему прощает, если он раскаивается и желает исправиться. Кто-то приходит и думает, что батюшка на него косо посмотрит, если узнает, что ты впал в какой-либо грех. В основном стыдятся каяться в блудных грехах. Не надо рассказывать подробности, но нужно обличить грех, назвать его и раскаяться, получить епитимью, начать духовно работать, исцеляться.
Это все равно что человек приходит к врачу и говорит, что у него вроде что-то болит, но что конкретно болит, он не скажет. Врач не сможет вылечить. А Бог Всемогущий, Он видит, что ты лукавишь. В этом случае по форме будет Исповедь (священник же не знает, что у человека на душе). Это таинство построено на свободе, доброй воле, желании исправляться, когда впал в какие-то грехи. Если человек видит священника и перед ним стыдится, а Всемогущего Бога как бы забыл, Который видел, что он согрешил и дал возможность исправления, то, получается, он сам зачеркнул попытки исправления.
Это касается и тех грехов, которые регулярно появляются в жизни. Необязательно страшные блудные грехи или преступления. Часто в бытовой приходской жизни можно услышать: «Зачем на Исповедь идти? Одно и то же у меня проявляется. Не- удобно перед священником». Как будто священник запоминает, в чем ты грешил. Не запоминает. Честно. Когда приход большой… Я вообще считаю, что все добрые и святые, и ничего не запоминаю. Большинство священников так и делают. Мы идем, чтобы исцелиться самому, а не развлечь священника. Исповедь – это средство очищения. Идем, перебарываем ложный стыд. Тщеславие будет препоны ставить, чтобы его не обличили. Лукавый всячески будет делать так, чтобы человек не каялся. Взять и что-то вырвать – тяжело. Это серьезный и большой труд. Зато какое облегчение потом человек чувствует! И Господь тут же поддерживает его.
Это общераспространенные, нередко встречающиеся проявления смертных грехов страсти тщеславия. Давайте будем к себе внимательны и будем помнить, что Бог о нас думает, а не люди. Помоги нам Господь! (Продолжение в следующем номере)
Записали:
Анна Вострокнутова
и Анна Купцова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.