Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святой мученик Сави́н Ермопольский был правителем египетского города Гермополя. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане, которые продолжались с 284 по 305 год, святой Савин вместе с единомышленниками скрылся в отдаленной деревне. Но его местопребывание открыл за две золотые монеты один неблагодарный нищий, которому святой постоянно помогал деньгами и кормил. В 287 году Савина схватили вместе с шестью другими христианами и после истязаний всех утопили в Ниле.
Братья и сестры, каковы наши первые мысли по отношению к этому подлому нищему? Не надо было ему помогать, тогда, может быть, и не случилось бы подлого предательства. Мирская логика говорит, что если мы помогаем кому-то, то либо ждем ответной помощи, либо благодарности, либо хотим смягчить напряженные отношения. В общем, в той или иной форме в обществе декларируется принцип «добро за добро». Эта логика утешительна: по большому счету делать такое добро приятно, потому что это некий задел на будущее, работа впрок. Но Евангелие повествует совсем о другом принципе совершения добрых дел. Господь говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:1–4). А в Евангелии от Луки есть такие слова Господа Иисуса Христа: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. (Лк. 14:12–14).
Вернемся к Евангелию от Матфея. Там мы читаем совсем неудобовместительные слова: Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5:2–48).
Наверное, многие из нас слышали или читали все эти слова из Святого Евангелия... Но они остаются далекими от осознания. Да, вроде читали, ну кто же это может вместить? Насколько же все мы в действительности христиане? Чем христианин качественно отличается от всех прочих людей? Православный христианин характеризуется тем, что носит в себе Самого Бога, является сосудом третей ипостаси Святой Троицы – Духа Святого. Вот что пишет о связи любви к врагам с присутствием Святого Духа в жизни человека преподобный Силуан Афонский: «Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого. Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей. Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир».
Чуть дальше преподобный прямо говорит: «Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией». В чем же причина того, что мы не можем вместить Евангельское учение любви к врагам? А причина одна – гордыня. Когда мы не имеем смирения, то не вмещаем и Слова Божия. Старец Силуан так писал об этом: «Душа, теряя смирение, теряет вместе с нею благодать и любовь к Богу, и тогда угасает пламенная молитва; но когда душа успокоится от страстей и стяжает смирение, тогда Господь дает ей Свою благодать, и молится тогда она за врагов, как за самого себя, и за весь мир молится с горячими слезами». И еще: «Нет лучше, как жить в смирении и любви, тогда в душе будет великий мир и не будет превозношения над братом. Если будем любить врагов, то в душе не будет места для гордости, ибо в любви Христовой нет превозношения. Гордость, как огонь, поедает все доброе, а смирение Христово неописуемо и сладостно. И если бы знали это люди, то вся земля училась бы этой науке».
Из всего сказанного становится ясно, что святой мученик Савин, преданный за свои благодеяния неблагодарным нищим, сподобился особенной благодати. А нищий, хоть и был орудием дьявола, но со стороны святого мученика получал то, что в полной мере соответствовало святому Евангелию Христову. Святой Савин любил своих врагов, он поступал по Христовым заповедям.
Святый мучениче Савине, моли Бога о нас!
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.