Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №10, 2024 г.
Владыка, Вы сказали, что нужно искать Бога, и Он даст все необходимое для вашей жизни. «Ищите, и обрящете; стучите, и отверзется вам» (Мф. 7:7). Получается, что надо еще и слушать?
– Да. И это очень большая беда сегодняшнего времени. Вот идет прямой эфир, телезрители задают вопросы. Но они получают ответы, а после этого ничего не делают из того, что услышали. Вся проблема в этом. В апостольские времена не было телевидения, радио, интернета. Апостол приходил в какой-то город или селение, собирал там 10–20 человек и говорил с ними о вере, о Боге, Христе, о Царстве Божием и вечной жизни. И у людей загоралось желание жить так, как он научил. Человек это знание применял к себе, сам так жил, а потом и другим говорил о том, как надо жить, показывая пример. Вот таким образом вера Христова очень быстро распространялась по всему миру.
Сейчас люди всё знают, интересуются, но, к сожалению, не делают того, что знают. Сейчас по телевидению говорят, как нужно жить, что нужно делать, но на деле очень мало тех, кто действительно делает.
Еще одна наша проблема – мы никому не говорим о своей вере, не показываем пример христианской жизни окружающему миру. Среди массы людей не увидишь православного христианина. Святейший Патриарх Кирилл как-то говорил: «Еду в машине, смотрю в окно и не вижу православных. Все идут, суетятся. Как понять, кто православный?»
Нужно, чтобы мы, современные православные люди, жили по православному, одевались по православному, чтобы люди видели православных христиан. Одежда должна быть целомудренной. Одежда – показатель нашей культуры, нашей веры, нашего благочестия. Сейчас на одежду не обращают никакого внимания: как оделся, так и оделся. Я вспоминаю свои молодые годы: перед тем, как выйти в город, думаешь, как одеться, чтобы не опозориться, чтобы не было стыдно. А сейчас никому не стыдно. Нужно восстановить все наши ценности, которые мы потеряли. Должно быть видно, что мы православные. И это есть проповедь.
Сейчас, к сожалению, наоборот, идет проповедь распутства, бесстыдства, бессовестности, еще каких-то слабостей и немощей наших. Все это очень активно проповедуется. А вот проповеди нравственности, высокой культуры, высокой духовности сейчас нет, даже среди православных христиан. Вот и пожинаем плоды.
Мы хотим быть святыми, но ничего не делаем, чтобы быть такими. Нам хочется жить как все. Но, оказывается, нужно жить иначе. Как говорят в народе, быть белой вороной. Идеалы нравственности, духовности должен проповедовать каждый христианин. И первые христиане это делали, потому и было активное обращение людей из язычества в христианство.
В Деяниях апостолов мы читаем, что после проповеди апостола Петра к вере присоединилось около трех тысяч человек (см. Деян. 2:41). Люди приходили к вере, потому что видели результат в жизни верующих. Видели, что они становятся другими – смиренными, кроткими, терпеливыми, культурными. Православный христианин именно таким и должен быть. Если мы будем показывать пример христианства, то и в наше время будут очень сильные изменения. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал закон о возрождении духовно-нравственных ценностей, традиций. Все есть. Церковь всегда трубила о том, что надо жить свято и благочестиво, сейчас и светская власть к этому призывает. Мы – православная страна, и должны это показывать.
Вы отметили, что на православном телеканале нас слушают и смотрят. Но помимо нашего телеканала есть еще несколько десятков каналов на телевидении, множество сайтов, интернет-изданий, печатных СМИ, много блогеров. И все говорят. Кого слушать?
– Христа Бога надо слушать и выполнять Его святую волю. Вот я сейчас говорю из Священного Писания, а не свои какие-то доводы, я привожу цитаты из Евангелия и посланий святых апостолов. Вот что надо слушать. Если то, что я цитировал из Священного Писания, коснулось сердца, то откройте Евангелие, прочитайте, там написано более детально, более подробно – и следуйте этому слову Божию. Следовать за Христом – значит, исполнять Его слова. Он дает нам силы для того, чтобы осуществить в своей жизни эти заповеди.
Даже если мы попытаемся сосредоточиться на голосе Христа, голосе Божием, читать Евангелие и применять эти слова в своей жизни, все равно нас будет окружать огромный информационный шум. Даже если мы попытаемся от него абстрагироваться полностью, он все равно будет влезать в нашу жизнь. Как с этим справиться? Как во всем этом услышать именно голос Божий?
– Если взять отшельников, то они жили в пустынях, далеко от суеты человеческой. Но они были окружены другим, более серьезным искушением – бесовскими силами, отвращавшими их от молитвы. Бесы их даже били, терзали, выгоняли, что только ни делали. Но праведники стояли в твердой вере и благочестии. Они понимали, что в Боге есть сила, которая их укрепляет в несении этого подвига.
В жизни светской у нас много отвлекающих моментов, очень многое нас отвлекает от пути следования заповедям Божиим. Но и мы тоже должны вооружиться силой Божией, стоять в вере и благочестии, что бы ни случилось.
Святейший Патриарх Кирилл часто в своих проповедях говорит, что мотивацией наших поступков, наших дел должна быть вера. Если вера говорит о том, что так себя вести нельзя, если это противоречит Евангельскому учению и совести, которая есть голос Божий, то мы этого не должны делать. Святейший Патриарх очень часто говорит на эту тему. Мотивация нашей деятельности, нашей жизни – это наша вера. Если мы верим в Бога, а Он сказал делать так-то и так-то, мы так и должны поступать. А если мы верим только в то, что Бог есть, но не делаем того, что Он говорит, то это не вера. И бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19). Но от того, что они трепещут, ничего не меняется. Мы должны верить, трепетать перед Богом, чтобы не согрешать, каяться и идти по пути в Царство Божие.
Это применимо как раз к притче о мытаре и фарисее, которую мы будем вспоминать в ближайшее воскресенье. Мытарь был практически изменником по отношению к собственному народу, потому что обирал людей, служил чужой власти, и его воспринимали как предателя. По иудейскому закону это был грешник просто невероятного уровня. Но даже в нем, получается, заговорила совесть, пробудилась вера, заложенная, может быть, еще бабушкой в далеком детстве, и он не нашел ничего другого, кроме как сказать: «Боже, милостив буди мне грешному».
– Важно, чтобы в нас тоже пробудилось осознание своей греховности, и чтобы мы обращались к Богу как к Милосердному Отцу, Который готов нас простить, помиловать и дать нам силы к греховному пути больше не возвращаться, а идти по пути в Царство Божие.
Если говорить о приуготовительных неделях к Великому посту, то после Недели о блудном сыне будет Неделя о Страшном Суде, где нам напоминается о том, что будет Страшный Суд, что Господь придет второй раз на землю, но придет уже во славе. В Первое Пришествие Он был в уничижении смиренном, родился в Вифлеемских яслях для скота. Во Второе Пришествие Он придет во славе Своей и будет судить живых и мертвых. Тогда уже будет новая земля и новое Небо. И Господь определит, кто что заработал в своей земной жизни.
То есть земная жизнь – это время трудов ради достижения Царства Небесного. Что человек заслужил, то и получит. Заслужил вечную радость со Христом – получишь; заслужил своими грехами вечные мучения – сам виноват. Потому что даже по телевидению, по радио, в интернете все было сказано о том, как следует жить, чтобы наследовать Царство Божие. Остается только делать.
Все это должно настраивать нас на то, чтобы мы подготовились и подошли к Великому посту с молитвой, покаянием, осознанием своей греховности, пониманием, что живем здесь, на земле, временно и нас ждет Страшный Суд, на котором мы должны будем ответить. А ответить там очень просто. Мы не будем препираться с Богом: мол, я не грешил, такого не делал. Хартия откроется и покажется, что ты сделал. И не сможешь ничего возразить. Но если ты покаялся, этих грехов в хартии не будет написано.
Очень важно понять, что, пока есть возможность, нужно покаяться. Есть таинство Покаяния, нужно прийти на Исповедь, покаяться перед Богом, получить разрешение грехов и быть чистым, чтобы на Страшном Суде не было таких грехов, за которые нас можно будет осудить на вечные мучения.
После Недели о Страшном Суде будет Прощеное воскресенье, когда можно и покаяться, и у всех попросить прощения...
– И с чистой душой начинать Великий пост, который есть продолжение покаяния и время сугубой молитвы, чтобы через молитву Господь очистил нашу душу от всякой греховной скверны. Потому что только Христос Бог имеет право прощать наши грехи и имеет силу очищать нашу душу. А мы должны показать свое желание, чтобы Господь нас очистил от наших грехов. То, что мы постимся, молимся, ходим в церковь, исповедуемся, причащаемся, – это наше желание, наше произволение. И Господь целует это наше произволение тем, что совершает тайнодействие очищения нашей души.
Все наши действия имеют значение – утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири, канонов, акафистов, посещение храма в воскресные и праздничные дни, где мы благодарим Бога за все, что Он дает нам для жизни, и просим прощения за все те грехи, что совершаем. Таким образом мы получаем от Бога и прощение, и благословение на дальнейшие труды в этой жизни, чтобы с Божией помощью не возвращаться к прежде соделанным грехам. Очищая свою душу, мы будем приближаться к Воскресшему Господу, чтобы получить от Него благословение для нашего воскресения и жизни в вечной радости со Христом в Царстве Небесном.
Владыка, хочу попросить Вас сказать напутственные слова нашим телезрителям в преддверии Великого поста – такого важного и серьезного периода тяжелой работы над собой.
– Действительно, пост – это время большой работы над собой. Нужно увидеть себя, осудить то, что неправильно делал до сих пор и, если есть какие-то страсти, с которыми очень тяжело бороться, настроиться на то, чтобы через пост и молитву эти страсти искоренять благодатью Божией. У нас много страстей и тяжелых грехов, их очень тяжело искоренить, и во время поста есть возможность это сделать.
У нас должно быть желание расстаться с той или иной страстью. И мы просим у Бога помощи, чтобы Господь помог в этом деле. Господь говорил, что только постом и молитвой возможно искоренять страсти. Поэтому будем молиться Богу, поститься и надеяться, что Господь совершит над нами чудо, чтобы мы очистились от той или иной страсти и жили в свободе. Потому что страсти – это рабство.
Поэтому всем нам помощи Божией в этом очень важном для нас отрезке времени, он дается нам для того, чтобы мы совершили подвиг очищения, освящения, просвещения и изменения к лучшему, и приобрели новые добрые, хорошие качества, которые сделали бы нас настоящими православными христианами.
Владыка, благодарим за эту беседу! Просим Ваших молитв и благословения.
– Бог благословит! Божией помощи!
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Услышав сейчас слова «великий человек», я смутился, ведь понятие «великий человек» очень относительное. Каждый человек велик. Каждый человек создан по образу и подобию Божиему. Каждому Господь дает таланты, а вот величие или, наоборот, отсутствие всякой величины в жизни зависит от того, каким путем мы идем. Собственно говоря, и Церковь обращается к людям именно для того, чтобы каждый, оставаясь свободным и не испытывая никакого давления, движимый исключительно голосом совести, избрал правильный жизненный путь; в этом и заключается послание Церкви миру. Такова моя реакция на то, что я только что услышал, а теперь позвольте поделиться своими мыслями в связи с проведением Всемирного форума молодежи.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.