Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1239) → Протоиерей Андрей Канев: Тяжкие грехи

Протоиерей Андрей Канев: Тяжкие грехи

№6 (1239) / 5 февраля ‘24

Аскетика

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.) 4–5 (2024 г.)

Мы продолжаем нашу передачу «Страсти и борьба с ними». У нас 98-я встреча и 2-я часть цикла, который называется «Уныние – веселая пустота».

Почему столько передач? Напоминаю, что мы идем по определенному плану. Это не просто какие-то отрывочные встречи. Мы изучаем, а всякое изучение нужно начинать с «Азбуки». Поэтому все наши предыдущие встречи, особенно первые, очень важны. Там мы говорим об основах веры. И если кто-то присоединился к беседе только сегодня, обращаем ваше внимание, что начинать нужно с самого начала.

Да, передач много, но, с другой стороны, наши зрители просили обсуждать эти темы обстоятельно. Так мы и делаем. Конечно, можно было все это обсудить очень кратко, но важно прикоснуться к практике, прочувствовать, как проявляются эти страсти, попробовать найти, как они проявляются в нас. Одно дело теоретическое понимание, другое дело – практика. Христианство – это практическая религия. Религия, говорящая о пути человека к Богу. А борьба с грехами – это существенное дело, которое мы должны делать, это наш путь, которым мы и приходим ко Христу.

Итак, на предыдущих встречах мы говорили о том, что такое уныние, что это за веселая пустота. На прошлом занятии говорили о смертных грехах этой страсти. А сегодня начинаем говорить о ее тяжких проявлениях.

Тяжкие грехи отличаются от смертных тем, что они не несут очень глубокой разрушающей силы в душу человека. Но если человек не будет в них каяться, не будет их исправлять, он все равно может быть осужден Богом. Мы должны знать эти самые грехи нашей обычной бытовой жизни и бороться с ними.

Одно из часто встречающихся и, казалось бы, незначительных с бытовой точки зрения проявлений этой страсти – употребление имени Божия всуе, то есть в суете. Это одна из заповедей Ветхого Завета. Потому что Господь открывает нам Себя, дает нам веру и возможность обращаться к Нему в молитве. Его имя – святыня. И неправильно, если мы начинаем его употреблять в суете, в присловьях и поговорках.

Заповедь предполагает, что это имя дано нам как дар, чтобы мы обращались в молитве к Богу, а не для того, чтобы говорили его походя. Это не относится к тому, когда мы на что-то говорим «Слава Богу». Это же слова благодарения.

Но когда мы в шутку употребляем имя Божие, в суете, не с целью молитвы, а просто так – это как раз один из тяжких грехов еще Ветхого Завета. То, что мы сейчас живем в новозаветном времени, не означает, что эта заповедь исчезла или стала неактуальна для нас. Нужно очень внимательно относиться к тому, как мы говорим имя Божие: с молитвой или просто привыкли к нему и употребляем просто так. Будем внимательны. Сам Господь говорит, что этого быть не должно. Нужно замечать, когда это есть, и раскаиваться. Нужно рассматривать это как тяжелый грех. Неблагоговение по отношению к Богу – тяжкий грех. В этом случае мы забываем, кто мы, Кто Господь и что Он для нас сделал. Это неправильно. Веселая пустота легко вымывает ощущение святыни, благоговения. Нужно относиться к этому очень внимательно.

Следующее проявление. Не посвящаем седьмой день Господу. Опять же это заповедь Ветхого Завета, которая сейчас нисколько не отменяется, ведь мы, христиане, так же призваны посвящать седьмой день Господу. Что это в классическом варианте? Это, конечно, воскресенье. В Ветхом Завете это был день субботний, а сейчас мы говорим об особенном дне – воскресенье, потому что Христос Воскрес в этот день.

Каждое воскресенье – маленькая Пасха. Представьте, если мы, будучи в здравом уме и сознании, не придем на Пасху на службу. Это вообще из ряда вон. На такого христианина нужно очень внимательно посмотреть и узнать, что с ним духовно происходит. Пасха, а он лежит дома, хотя имел возможность прийти. И каждое воскресенье, на маленькую Пасху, мы должны собраться и пойти на богослужение. Если есть традиция регулярного Причастия, то христианин должен приготовиться к встрече с Богом в таинстве Святого Причащения. Это замечательно.

Но о чем говорит веселая пустота? Что ты шесть дней работал и не успеваешь отдохнуть, что надо полежать, отдохнуть, пожалеть себя, пообщаться с друзьями, проявить к ним «любовь», у кого-то день рождения, праздник и так далее. И что получается? Человек не идет на богослужение, а ведь это не батюшкам надо, а Самому Богу. Это же было установлено Богом, чтобы человек оторвался от суеты и хотя бы несколько часов посвятил молитве, попытался помолиться и поучаствовать в таинствах. Но унынию этого не нужно. Оно будет давать ощущение пустоты, ненужности, сухости, какой-то затертой повседневности, что все надоело, неинтересно. Надо пробиваться через это, посвящать день Богу. Не сказано: провести свой день весело с Господом, а именно посвятить его Ему, то есть освятить. Чем? Как раз тем, чтобы прийти на богослужение, помолиться.

И многие из нас подтвердят: когда за шкирку себя взял и повел в храм, уходишь из храма после окончания Литургии совсем другим. Богослужения у нас не так велики по времени. Не надо целый день посвящать молитве. Полтора или два часа можно потратить на поход в храм, не считая дороги. Бывает, человек живет далеко от храма. Но надо понимать, что такая дорога – это начало маленького паломничества, за которое Господь обязательно наградит, если делать это благоговейно, с молитвой. Это не потерянное время. И потом человек идет из храма уже совсем с другим настроением, бодрым, с правильной тишиной в сердце для того, чтобы этот маленький огонечек тепла распространить на предстоящую неделю.

А как бывает, когда человек пожалеет себя и поддастся этой веселой пустоте, заранее в субботу скажет: «Не пойду в храм»? Что будет? Он весь вечер или в телефоне просидит или в интернете, или перед телевизором, прозанимается какой-то ерундой или откровенными грехами. Наутро решит выспаться, но не выспится, встанет с ощущением пустоты, бессилия, и весь день пойдет наперекосяк. Такое с нами бывало многократно. Это как раз тот случай, когда нас победила веселая пустота. Ты и не выспался, и не отдохнул и ничего не успел из того, что запланировал. У тебя было много дел, и ты не пошел в храм. А на самом деле ты просто не получил у Бога благословение.

А когда правильно настроишься, победишь в себе хотя бы временно эту веселую пустоту, придешь в храм, помолишься, то успеваешь и все сделать, что планировал.

А тут, казалось бы, отдыхаешь, но ничего не успеваешь. Важно понимать, что Господь присутствует в нашей жизни не теоретически, а практически. Если человек сам пытается посвятить время Богу, то Господь может дать такую возможность, что в короткое время успеваешь больше, потому что все происходит с Его благословением. Не надо этого забывать. Без него целый день пролетает как час, ничего не успеваешь, и, кажется, еще больше устаешь.

Посвящение дня Богу – это не только богослужение, но и попытка отодвинуть суету, попробовать сделать хоть что-то, выполнить какую-то заповедь, ведь с нами рядом люди, которые нуждаются во внимании. То есть это время, когда нужно оторваться от суеты, попробовать почитать побольше, вникнуть в какую-то духовную тему. А не просто отдал Богу два часа и дальше делай что хочешь. Нет. Этот день нужно провести по-особенному, внимательно, особенно если причащаемся. То есть нужно действительно помнить о том, что Христос в этот день с тобой, ты Его еще не выгнал, не потерял. В сердце у тебя не веселая пустота, а Он. Нужно очень по-особенному проводить этот день. На самом деле сколько много практики и смыслов в этих словах: «посвятить день Богу»...

Следующее проявление: из-за суеты не интересуемся беседами, книгами, фильмами, передачами, телеканалами, как наш «Союз», раскрывающими духовные вопросы. Лукавому это не нужно. Представляете, человек послушает какую-то замечательную передачу, или откроет глубокую книгу, или побеседует с духовным человеком, останется в храме и узнает правила духовной жизни, узнает, что грех – это грех. И начнет бороться. Конечно, лукавому это невыгодно. Поэтому бес уныния вводит пустоту в душу человека для того, чтобы тот ничего не делал. Человек живет в этой пустоте, ему кажется, что он заполнил ее суетой, музыкой, фильмами, какими-то пустыми разговорами, общением в социальных сетях. Но что в реальности? За всем этим стоит пустота. Душа, получая прививки уныния, становится мертвой. Ей становится неинтересно, скучно. Начинается какой-то духовный разговор, а человеку неинтересно это все, он говорит, что все это уже слышал и знает, но на самом деле нет.

С книгами так же. Он начинает читать, и сразу хочется спать, становится скучно, неинтересно. Книгу отложил – опять бодрый. Это прямое воздействие страсти на нашу душу. Да, ты никого не убил, не блудил, не напился до безобразия, но страсть – это некое духовное пьянство. Казалось бы, внешне приличный человек, но внутри он убил себя этим самым принятием веселой пустоты. Посмотрите, можно себя проверить, насколько мы интересуемся духовными вопросами. Очень опасно думать, что в христианстве ты все уже узнал и имеешь богатый духовный опыт. Опасно, когда говоришь: «Я прочитал несколько книг, и этого достаточно». Этого никогда не может быть достаточно, потому что духовная литература имеет свои особенности, и они заключаются в ее многослойности.

Допустим, ты один раз прочитал Евангелие, а когда будешь читать его во второй раз, то увидишь там то, чего не заметил, читая первый раз, потому что не был готов к этому; или тогда еще не нужно было, чтобы Бог открыл это тебе. И даже если читать так из года в год, то каждый раз будешь обращать внимание на что-то для себя новое, чего раньше не замечал. И эта многослойность очень важна.

Книги духовные, доступные нам творения святых отцов тоже многослойные. Ты читаешь их, и то, что в этот момент для тебя актуально, раскроется тебе. Через какое-то время снова берешь эту книгу и как будто бы заново ее читаешь, и не потому, что ты ее забыл. У нас нет цели выучить наизусть ту или иную духовную книгу, нам важно духовно ее понять, и снова получается многослойность.

То же касается и бесед на духовные темы. Если будешь думать: «Да я все это уже знаю», – это тоже заблуждение. Здесь примешиваются и «веселая пустота», и гордыня. Они уже в паре работают, и возникают мысли: «Кто вы такие, чтобы меня учить?»

Если человек ищет опыта духовной жизни, ответы на свои духовные вопросы, он обязательно их найдет, если будет читать, общаться с людьми, ходить на беседы, интересоваться духовными темами. Если же у него нет интереса к этому, то побеждает «веселая пустота». Это специфика данной страсти. Внешне это вроде бы никак не проявляется, а на самом деле грех очень серьезно воздействует на душу.

Следующее проявление: погрязли в суете, и нет времени на духовное. Под духовным мы понимаем молитву, чтение, аскетические правила, приемлемые для нас, мирян. Это и поход в храм, и участие в таинствах. Человек говорит: «Мне некогда. У меня столько работы, столько разных дел и забот…».

Но мы должны понимать, и в предыдущих передачах мы говорили, что одна из сторон «веселой пустоты» – многозаботливость. С одной стороны, лень, а с другой стороны – многозаботливость. Многозаботливость вызывает суету, ощущение, что ты все время что-то кому-то должен, что должен везде успеть, должен что-то сделать...

Ты мучаешься суетой, изнемогаешь, у тебя нет сил, нет времени. А кто засунул тебя в суету? Ты сам, заразившись духом уныния, закрутил себя в нее. И еще, конечно, помог лукавый, которому нужно, чтобы ты думал о чем угодно, только не о спасении и не о том, чтобы раскрыть какие-то духовные вопросы. А иначе эти вопросы раскроешь, узнаешь правила, заповеди и начнешь действовать – молиться, каяться. Это же ужас для лукавого, поэтому он и закручивает тебя в суету.

Начинаешь бороться с суетой, не пускать ее в свою жизнь, ведь ты не можешь в один момент сделать десять дел. Можешь сделать только одно дело. Но суета как раз не в том, что пытаешься руками делать десять дел одновременно и у тебя это не получается, а в том, что ты все это держишь в голове, прокручиваешь, переживаешь: «А вдруг я не успею? Еще это нужно сделать, и это, и это…».

Если будешь бороться с суетой, у тебя будет достаточно времени, чтобы правильно духовно настроиться и освободиться от суеты хотя бы в субботу вечером и в воскресенье. Ты откладываешь все, кроме самого необходимого. Например, нужно накормить престарелых родителей или ребенка, а какие-то походы в гости, какую-то работу, еще что-то можно отложить, и никто из-за этого не пострадает.

Мы уже говорили, что если человек посвящает время Богу, то Господь даст наполненность этому времени. В воскресенье отдохнул, не стал что-то делать по работе или по хозяйству, и в другой день у тебя будет больше сил и возможностей это сделать.

Это же касается и той самой суеты. Ведь на чем она основана? На том, что говоришь: «Я должен, я обязан, я сделаю». С одной стороны, здесь вроде бы есть обязательства, а, с другой стороны, буква «Я» написана с большой буквы. Тот есть не Бог дает тебе что-то сделать, а ты сам это делаешь: ты обязан, тебе нужно, ты спешишь, суетишься.

Это очень тяжелое состояние, поэтому его надо рассматривать именно как грех, но, к сожалению, так бывает очень редко. По крайней мере, я помню немного случаев из своей практики, чтобы человек видел себя в таком состоянии. Если посмотреть на себя со стороны, то можно увидеть, что крутишься как белка в колесе. Но ведь белка никуда из колеса не убежит, имитация движения вроде бы есть, а никакого расстояния она не проходит. Вот так же и ты – все крутишься, крутишься...

Как-то я купил Полное собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста и наметил себе прочитать его в следующем году. Оказывается, я уже 25 лет в священном сане, а так ни разу не взялся за все это, кроме толкования на Евангелие. О чем это говорит? О том, что мы сами себя обманываем, и лукавый обманывает нас этой «веселой пустотой», что потом наступит время для всего этого. Но наступит ли оно – неизвестно. То есть это нужно делать сейчас, не теряя времени.

А ведь суета забирает у нас главное – время и силы. Может быть, потом время у нас и появится, а сил уже не будет, чтобы заниматься духовными делами. Поэтому мы боремся с суетой, она враг нашего времени.

Если человек торопится, суетится, если голова его постоянно забита мыслями о том, что еще нужно сделать, какие задачи нужно решить, с какими проблемами справиться, то это сказывается на его внимательности, на работе его ума. А для чего нам нужен ум? В первую очередь в духовном плане ум нужен для того, чтобы мы молились, а невнимательная, поспешная молитва – серьезный грех.

Молитва – возможность обращения к Богу, и человек должен делать это благоговейно… В фильме «Крестный отец» этот самый крестный отец, бандит сказал: «Ты просишь меня, но делаешь это без уважения», – и это рассматривалось как преступление.

Так вот, если человек это понимает, то отношение его к Богу должно быть построено не на том, что вот он что-то вычитал, закрыл молитвослов и убежал. Кому такое надо? Что это за молитвенное правило? Так происходит из-за того, что мы сами себе почему-то придумали, что мы должны это делать, что важно просто все вычитать, как бы отдать Богу: «Вот, Господи, я прочитал набор слов к Тебе, пожалуйста». Но так не должно быть. Молитва – это дар. Я не говорю про высокие степени молитвы. Даже простая устная молитва, которая есть у всех нас, – это тоже дар. Всемогущий Бог дает возможность нам, грешникам, обратиться к Себе.

Представьте себе, что мы хотим обратиться, допустим, к президенту нашего государства, для этого нам нужно пройти определенное согласование. Даже к губернатору обратиться непросто, потому что это чиновник высокого уровня, и здесь нужно пройти определенные стадии согласования, чтобы лично передать ему какую-то просьбу. А здесь Всемогущий Бог дает нам возможность всегда быть с Ним на связи, говоря простым языком.

А что значит «невнимательная молитва»? Это когда мы произносим слова, а сами думаем про суету, про то, что нам нужно сделать, про пятое, десятое, и просто не понимаем, что мы читаем. Поспешная молитва – это когда у человека мало времени, он начинает ужимать молитвенное правило, неверно произнося слова; или когда на богослужении читают часы очень быстро и невнятно. Кому такая молитва нужна? Разве нужна она Богу?

На личной молитве мы обращаемся к Богу, и наше обращение должно быть благоговейным, особенным, неторопливым. Нет времени – прочитай половину молитвенного правила. Нет возможности прочитать молитвенное правило – читай Иисусову молитву, это ведь тоже молитва, тоже обращение к Богу.

Часто бывает – человек услышал, что нужно читать Псалтирь, или канон, или акафисты, и читает это без понимания смысла, без осознания произносимого. И кому это нужно? Он вроде бы и устал, но помолился ли он – большой вопрос. Нужно понимать, что делаешь, и обращаться к Богу с покаянным чувством, с пониманием читаемого. А чтобы было именно так, нужно просто разобраться во всем.

Но нам все некогда, мы крутимся как белка в колесе, нам некогда разобрать слова молитвы. А ведь церковнославянский язык – наш родной язык, и он совсем несложный. Нужно только немножко времени, чтобы разобрать незнакомые слова и незнакомые фразы. Поэтому весь комплекс грехов, связанных с молитвой, – это невнимательность, поспешность, неверное произношение, чтение без понимания смысла. Это очень серьезный грех, сродни тому, как если бы связист неправильно передал телеграмму.

А закончим мы сегодня грехом отсутствия благоговейного отношения к святыне. Святынями могут быть и храм, и та же молитва, и имя Божие, и святыня может быть вещественной. Нам нужно постоянно настраивать себя на таинства Причастия, Исповеди, на храмовое богослужение, чтобы это не превратилось в «бытовуху» и оставалось для нас ценностью.

Мы должны каждый раз напоминать себе об этом, должны настраивать наш ум, наше сердце на то, что это дары, их Бог бесплатно нам дает, чтобы мы ими пользовались и ими освящались. Поэтому неблагоговейное отношение к святыням – это тоже серьезный, тяжкий грех из этой самой серии «веселой пустоты». А мы все мимоходом, все бегом. На самом деле мы пробегаем очень серьезные вещи и не получаем духовной пользы. Поэтому, братья и сестры, будем внимательными. (Продолжение следует)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс