Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.) 4 (2024 г.)
Мы начали цикл по разбору страсти уныния. Он называется: «Уныние – веселая пустота». Сегодня 98-я встреча. Мы идем по плану, поэтому если вы хотите понять все, о чем мы говорим, то в обязательном порядке надо начинать сначала, с первых передач об основах веры. Я понимаю, что материала много. С одной стороны, это затруднительно, но, с другой стороны, если вы хотите разобраться и лучше подготовиться к Исповеди, то мы даем вам такую возможность на телеканале «Союз».
И это как раз связано со страстью уныния. В прошлый раз мы говорили, что эта страсть впрыскивает в душу человека противоядие, вернее, условное обезболивающее, которое расслабляет. Не хочется ничего делать: не хочется изучать веру, не хочется идти ко спасению. Опускаются руки. Поэтому если мы хотим разобраться со страстями, то берем и изучаем.
В прошлый раз мы начали разбирать смертные грехи. Разобрали только один – нежелание человека идти к истине. Равнодушие, когда он живет по своим собственным понятиям. Это очень опасно. Почему это смертный грех? Если некто садится за руль автомобиля и говорит: «У меня свои собственные понятия. Мне не важно, что написано в правилах дорожного движения. Я буду ездить как хочу», – кто он? Убийца. Мы же понимаем: если каждый будет ездить как хочет, то повредит и себя, и других. Тот, кто живет в веселой суете и кому не до истины, никогда не спасется. Проблема в том, что он даже не ставит эти вопросы.
Следующий подвид смертных грехов этой страсти – если вы не изучаете Православную веру. Связано с первым грехом. Человек вроде бы считает себя православным, может даже ходит на таинства, посещает церковь, ставит свечки, подает записочки. И мы, священники, расслабились, рассиропились, что люди ходят – и все хорошо. А проверь-ка, знает ли такой человек веру.
У нас на приходе, в церкви Владимирской Иконы Божией Матери на Семи Ключах, мы уже несколько лет проводим одно интересное мероприятие. Понятно, что мы готовим людей к таинствам, изучаем вместе с ними основы веры – это как бы наша бытовая жизнь. А в начале Великого поста, на Торжество Православия, уже в течение нескольких лет мы проводим общеприходское тестирование. Мы со священниками готовим тест, опросник. Каждый священник – это в первую очередь катехизатор. И Торжество Православия для нас – не просто воспоминание о том, что мы когда-то победили еретиков. Конечно, мы и это празднуем, радуемся и вспоминаем. Но Торжество Православия как раз не в том, что мы всех победили вокруг и у нас стало больше золотых куполов или людей, номинально называющих себя православными. Торжество Православия – в истине, Торжество Православия – во Христе. Пасха – наше Торжество. Крест Христов – наше Торжество.
В этот день проводим тестирование. Очень интересные результаты. Хотя мы со священниками стараемся внимательно относиться к изучению основ веры с прихожанами, все равно попадаются люди, которые вроде и оглашение прошли, и катехизацию, и читающие, и думающие, и мыслящие, но и они делают ошибки. И это дает нам повод составить план бесед во время Великого поста и освещать те темы, где образовался пробел. Это наш священнический долг в том числе.
А тут получается, что человек не изучал Православную веру. Как он будет ездить по дорогам, если не изучал правила дорожного движения? Это невозможно. Как можно работать на каком-то сложном аппарате, если не читал инструкцию? Мы скажем, что это безумие. Как врач может лечить больного, если вообще не изучал этот вопрос? К такому врачу мы не пойдем. Пусть даже он купил себе диплом супермедицинского института. Но он ничего не изучал, а значит – не специалист. Он убьет нас своими импровизациями.
Грех, когда христианин не изучал веру. Мы сейчас говорим не о каких-то высочайших богословских формулировках, которые нужно запоминать, а об оглашении, об основах, о базе. Ведь христианство – это религия универсальная. Она и для профессора богословия, и для простого христианина.
Ведь кто были апостолы? Они не оканчивали семинарий, но окончили академию Христову – учились у Него. А потом пошли проповедовать всем. К ним приходили люди разных социальных сословий, разного образования. Поэтому не надо пугаться того, что надо изучать веру, просто бери катехизис и читай. Сейчас в интернете столько вариантов... Я не говорю, что наша передача лучшая в мире, но это хоть какая-то попытка систематически показать оглашение. Берите, изучайте. Это самые первые уроки, первые беседы, и будет понятно, что мы говорим о совершенно простых вещах. Господь открыл нам Себя, и нам надо понять, каков Он, каковы наши обязанности по отношению к Нему, что Бог сделал для нас.
Если человек этого не делает, а живет в «веселой» пустоте, он погибнет. Потому что он так и не узнал Христа. Понимаете? Казалось бы, никого не убил, не воровал, не ограбил банк, не развязал третью мировую войну. Подумаешь, не изучал правила дорожного движения. Ну, будешь убийцей. Так же и христианин, который не изучает Православную веру и даже не пытается это делать.
Если ты начал читать, но чего-то не понял – это нормально. Что нужно делать в таком случае? Идти к своему приходскому священнику: «Батюшка, объясните». А ему некогда, он тоже в своей «веселой» пустоте живет. Надо за рясу уцепиться и сказать: «Батюшка, объясните. Я не понял и хочу, чтобы Вы мне объяснили». И, может быть, потом мы, пастыри, когда один, другой, третий прихожанин за нашу рясу зацепится, обратим внимание на нашу паству. Это важно.
Теоретические знания о вере на самом-то деле простые. Понятно, если вы без подготовки возьмете семинарский учебник по догматическому богословию, вам будет трудно его читать. Но есть же простые катехизисы. Сейчас очень много вариантов огласительных бесед, когда об этом говорят замечательные лекторы (я не про себя). Не ленись, начни систематически это делать.
Следующий пункт: вы не изучали правила христианской жизни. Можно изучить основы веры, но ничего не делать. А о чем говорит христианство? О жизни. Это жизнь правильно верующего во Христа. Почему это принципиально важно? Потому что за 2000 лет лукавый создал много ересей, и они никуда не делись. Они очень часто возникают у людей от того, что человек доверяет своему уму, или ему кто-то из сектантов, еретиков что-то положил в голову. К сожалению, бывают такие истории.
Даже у нас на приходе недавно была такая ситуация. Она еще не закончилась. Я переживаю за этого человека, но не знаю, что делать. Взрослая женщина несколько лет назад с большой радостью прошла оглашение, катехизацию, ездила, беседовала, а сейчас что-то случилось, она пропала. Приход большой, я не всех успеваю увидеть. Ее духовная сестра начала бить тревогу, говорит, та что-то посмотрела в интернете и перестала ходить на Причастие, на таинства. Что она посмотрела и где? К сожалению, у нас присутствует такое доверие к информации с открытым ртом. Человек не пришел и не посоветовался. Его сбили с пути, он чего-то наслушался. Сейчас буду думать, как ее реанимировать. Основная сложность в том, что она этого не просит.
Мы должны знать правила христианской жизни. Это не только правила постов, утренних и вечерних молитв, посещения богослужений, знание, когда креститься, когда ставить свечку. В первую очередь это правила, как жить. О нас судят по жизни. Мы можем правильно поставить свечку, но выйти из храма и быть злым, всех доставать, до всех докапываться и приносить всем неприятности. В этом случае что толку в том, что человек ходит в церковь? Он злой как собака. Христианство не работает? Это неправда. Это мы позорим веру во Христа.
Часто это бывает из-за того, что человек не знает, как себя вести с точки зрения веры. Давайте простой пример. Есть заповедь: если тебя попросят отдать рубашку, отдай еще и пиджак. Я перефразировал. Но если нас, допустим, в чем-то ущемят, то мы тут же начинаем разводить борьбу за права трудящихся, что вообще не соответствует Евангелию. И так далее. О чем это говорит? Если не изучить правила вождения, садясь за руль автомобиля, не знать, как на нем ездить, то ты или никуда не поедешь, или разобьешься в ближайшее время.
Получается, это тоже связано с унынием. Нежелание, нехотение – это данная страсть. Хотя все уже давно открыто, столько литературы написано по этому поводу... Надо просто понять, что мы живем в веселой пустоте и не хотим разбираться, как поступать в своей жизни.
Вот есть Библия. Мы говорим: «Книга жизни». А мы ее коснулись? Изучали? Там же есть заповеди, примеры. Нужно знать, как жить. И одна из сторон правильной христианской жизни, естественно, борьба со страстями. Беда современности – когда человек приходит в церковь со своими понятиями добра и зла. Приходит и говорит: «А я считаю, что это не грех». В Ветхом Завете за это выводили за город и побивали камнями, а современный человек считает, что это не грех. Ты так соединишься со Христом? Кого ты обманул? Ты крутишься в веселой пустоте.
Эти два пункта, безусловно, связаны. Но почему они отделяются? Потому что можно изучить веру, но не жить по-христиански. Можно изучить правила дорожного движения, но не садиться за руль. Важно это понимать. Поэтому изучаем веру, читаем святоотеческую литературу, слушаем лекции по правилам христианской жизни, по борьбе со страстями.
Следующий пункт – участие в таинствах без благоговения. Что такое таинство Церкви? Это определенные обряды, в которых благодать Святого Духа таинственно действует на душу человека. И она не действует так, как показывают в фильмах про волшебников и колдунов. Это не волшебная палочка, это не аппарат с бесплатной газировкой, это встреча с Богом. И человек должен относиться к таинствам благоговейно, должен приступать к ним со страхом Божиим. И делать это внимательно, хорошо подготовившись. Это предполагает труд.
Таинств всего семь. Есть те, которые бывают только раз в жизни: таинство Крещения и Миропомазания, таинства Венчания и Священства. Есть те, которые могут быть часто, – Исповедь и Причастие. Соборование по необходимости, когда заболел.
Если человек не готов, то еще апостолы писали о том, что в суд или во осуждение себе причащается тот или иной христианин. В суд или во осуждение можно себе и Соборование устроить, когда ты без правильной веры, без подготовки идешь к этим таинствам. Если идешь к Исповеди без благоговения, раскаяния, без работы над собой, то уйдешь еще с осуждением от Бога.
Вспомните мытаря и фарисея, Евангельские образы. Ведь фарисей, хвалясь, не был правильно готов к молитве, без покаяния пришел. Он осужденным ушел. Это не просто слова. Что такое осуждение, какая будет твоя жизнь, если Бог тебя осудил? Поэтому нельзя участвовать в таинствах Церкви без соответствующей подготовки. Я не говорю только про внешнюю подготовку. Если мы думаем, что подготовка к принятию Тела и Крови Христовых только в том, чтобы что-то не поесть или невнимательно прочитать текст, это неправда. Должна быть внутренняя подготовка, осознание, понимание, что будет происходить, с Кем мы встречаемся в таинствах. С Самим Христом. Надо думать об этом, переживать это.
По нашей русской традиции мы идем на Исповедь перед таинством Святого Причащения. К Исповеди надо хорошо подготовиться, устроить ревизию своей души, благоговеть. Это не получается само по себе. Нужно заставлять себя, это труд. Работать над собой тяжело. Но мы должны понимать, что участие в таинствах без подготовки, без благоговения (хотя всякие бывают обстоятельства – допустим, человек больной, он не может соблюсти внешние правила благочестия, но внутренне может быть готов) – смертный грех, потому что к спасению не приводит недостойное участие в таинствах.
Одна из обманок веселой пустоты – это какую цель жизни себе ставит христианин. Каждого спроси, мы, конечно, скажем: Царствия Божия хотим достичь. Внешне так говорим. А внутри наступают скорби, руки опускаются, все плохо, закрутились в веселую пустоту, суету, многозаботливость, лень. Потому что на самом деле где-то внутри себя человек (дает себе отчет или не дает) хочет здесь, на земле, на месте нашей ссылки, в этой суете прожить радостно. Мы неправильно понимаем по своему собственному усмотрению, что такое «всегда радуйтесь». Правда, там еще добавлено: «всегда молитесь»… Но человек хочет жить внешне счастливо, без скорбей. Как только они начинаются, человек начинает унывать и охлаждаться в вере, отпадать от Бога.
Если мы осознаем цель жизни как достижение земных радостей, то это тоже заблуждение. Если это правила дорожного движения, правила вождения, то это цель данного путешествия. Если цель путешествия не та, то ты не туда и приедешь. Ты в навигаторе набьешь не те данные и придешь вообще не туда. Если христианин, не изучая веры, думает, что Христос обеспечит ему веселую жизнь, счастье, как он понимает (покушал, выпил, развлекся, друзья, дорогие машины, хорошая зарплата, положение в обществе), это ерунда полная. Ты будешь в пустоте жить и накручивать в этой карусели веселой пустоты. Сколько богатых людей, которые несчастны? Потому что деньги, материальное положение, высокое социальное положение в обществе не дают глубинного счастья. Потому что такой человек живет без Христа.
Если христианин ставит себе такую цель, то, конечно, он уйдет не туда. Это широкий путь в ад. Библейский образ: тернистый путь в Царствие Божие и широкий путь – веселый, классный, полная дискотека. Но эта дискотека куда ведет? Она ведет в пропасть ада. Мы это должны понимать. Если ты поставил себе такую цель, не удивляйся, что у тебя будет соответствующая жизнь. Это тоже связано с унынием, потому что эту пустоту человек будет заполнять радостями. Специфика страсти в том, что она не будет удовлетворяться достигнутым. Страсти бесконечны. Нет какой-то границы, когда человек сделал самый страшенный грех – и страсть сказала: все, я удовлетворена… Ничего подобного, все будет расти до бесконечности.
Так устроена страсть. Сначала тебя увлекал один сериал, потом уже неинтересно, надо что-то другое, потом другое, еще и еще. Как с наркотиками: человек начинает с одного, потом его затягивает, нужно больше и больше для достижения «радости» и удовлетворения этой страсти. Любая страсть такая. Уныние тоже построено именно на игре пустоты и веселости, развлечения. Не будет никогда потолка. Это всегда будет мутная болотина, а человеку кажется, что он интересно живет. Братья и сестры, смертным грехом является эта идея, когда человек по ней живет, когда его цель – жить и достигать земных радостей.
В прошлый раз мы с вами говорили о том, что уныние очень тесно связано с чревоугодием. В чревоугодии есть такая страсть, как алкоголизм. Вернее, одно из проявлений страсти, смертный грех – алкоголизм. Очень часто пустоту в душе мы, люди, начинаем чем-то заполнять. Кто-то заполняет это сидением в интернете, играми, болтовней, суетой. А большинство заполняет выпивкой. Пусто, плохо – пошел и повеселился, развлекся. Понятно, что это все ведет к алкоголизму. Зависимость, алкоголизм, естественно, тоже смертный грех. Не надо думать, что если человек болен алкоголизмом, довел себя до такого состояния, то ничего страшного. Это страшно, вред душе и телу.
Наркомания тоже из этой серии. Нередко мне встречались случаи, что дети богатых родителей попадали на наркотики. Потому что у них все есть, им не к чему стремиться, у них все готовое. Есть пустота, и начинается тяга или к алкоголизму, или к наркотикам. Это тоже, получается, следствие этой страсти. Когда веселая пустота закручивает и толкает на смертные грехи, зависимость от наркотиков.
Игромания – это тоже зависимость, связана со страстью уныния, когда человек веселую пустоту пытается заполнить играми. Это могут быть и компьютерные игры, игры на деньги, казино... Столько примеров в приходской жизни встречается, когда человек проигрывает просто огромные суммы, залазит в долги, проигрывает свое семейное имущество, от этого рушатся семьи... Тоже, получается, связано с этой страстью. Наверное, вы согласитесь, что такое состояние (алкоголизм, наркомания, игромания) далеко не благодатное. На самом деле это тоже смертные грехи, ведущие к погибели. На этом мы смертные грехи разобрали. Это основные направления.
Братья и сестры, мне хочется всем нам с вами пожелать, чтобы мы были к себе внимательны, чтобы поставили себе такую задачу – регулярно проверять себя по основам веры. Изучать современных духовных писателей (есть замечательные), которые говорят о том, как правильно, по-христиански нужно жить в современном мире. Несмотря на то, что мир меняется, культура, обстановка меняются, но основные принципы остаются – понятие о грехе, спасении, о Боге у нас всегда одни и те же, несмотря на то что внешний мир меняется. Поэтому давайте, братья и сестры, будем внимательны, будем трудиться и, даст Бог, будем дальше разбираться с этой самой коварной страстью. Желаю вам Божией помощи. Если у вас будет желание, можно под видео оставить свои комментарии, вопросы. Бог даст, разберемся. Помоги вам всем Господь! (Продолжение следует)
Записали:
Анна Вострокнутова
и Ольга Смирнова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.