Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1237) → Протоиерей Андрей Канев: Уныние – веселая пустота

Протоиерей Андрей Канев: Уныние – веселая пустота

№4 (1237) / 22 января ‘24

Аскетика

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.)

Мы продолжаем нашу передачу «Страсти и борьба с ними». Сегодня у нас 97-я встреча в рамках большого цикла.

Каждую передачу я говорю о том, что мы занимаемся по определенному плану. Поэтому тех наших зрителей, кто присоединился только сейчас, я отсылаю к самым первым передачам, в которых мы говорим об основах веры. Христианство – это особая религия. И ее особенность в том, что, прежде чем исправлять жизнь, надо изучить веру и точно знать, как Церковь учит о Христе, Боге, спасении.

Мы уже разобрали чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, печаль. И сегодня начинаем небольшой цикл, который посвящен изучению страсти уныния. Цикл называется: «Уныние – веселая пустота». Сегодня часть первая.

Почему веселая пустота? Как практикующий и исповедующий священник я знаю, что когда мы готовимся к Исповеди, то очень хорошо знаем гнев, заметим сребролюбие, очень ярко проявляется чревоугодие (селедку не вовремя употребили), но очень плохо видим уныние, печаль, тщеславие и гордость. Мы плохо знаем их, хотя на самом деле мы все плаваем в печали и унынии. Да у нас и время само по себе очень унылое, но не из-за внешнеполитических событий, а именно из-за того, что мы живем в обществе потребления. А общество потребления, построенное на капитализме, то есть на желании обогатиться через страсти, естественно, развивает сферу развлечений. Это и телевизор, и социальные сети, и интернет. Все что угодно: игры, множество всевозможных сериалов, фильмов. Все для того, чтобы человек развлекался.

Давайте различать уныние и печаль. Одна страсть вечно всем недовольна, ропщет. Это страсть печали. А другая веселая. Не потому, что очень счастливая, но она веселая, так как развлекается. Страсть уныния как раз связана с таким состоянием души. Страсть непростая. Не просто объелся и почувствовал переедание. Это сложная страсть, но ее общий образ именно развлекающийся.

Почему веселая пустота? Давайте начнем разбирать со слова «пустота». Оно всем понятно. Пустота – это отсутствие чего-то. Что дает состояние пустоты? Расслабление. Нет душевных сил, нет настроения, руки опускаются, чувствуешь, что у тебя нет сил. Есть силы включить компьютер и полночи сидеть в YouTube, смотреть сериал, читать детективы. Но нет сил взять Евангелие, начать изучать толкования. У тебя нет внутреннего настроения. Вот что такое расслабленность. Понимаете? Духовная пустота, эмоциональное опустошение. Все, что касается духовного, кажется мрачным, неинтересным, чужим для твоей души. Нет желания духовно трудиться. Согласитесь, очень трудно поставить себя на молитвенное правило и внимательно его прочитать. Казалось бы, что там сложного? Минут 10–15 (правило бывает разное). Но как трудно взять и собраться... То одно дело, то другое, надо и к работе готовиться, и рубашку погладить, и обувь почистить, и с детьми пообщаться, кому-то вдруг позвонить, проверить что-то по соцсетям и так далее. Мы оттягиваем до последнего, а потом с мутной головой вечером поизображали молитву – и спать. Это как раз и есть проявление уныния, этой самой духовной пустоты, ненаполненности.

Надо пойти в субботу вечером на вечернюю службу? У нас тут же куча аргументов: работали целую неделю, устали, надо заняться важными делами. Мы остаемся дома и какими делами занимаемся? Болтаем в интернете. И что, ты отдохнул? Нет, не отдохнул. Пойти в воскресенье на Литургию? Спать хочется. И это состояние, когда хочется спать, тоже связано с тем, что, когда пусто, организм начинает работать по-другому. Человеку лень чем-то заниматься. Это тоже глубокое состояние пустоты. Нежелание духовно трудиться, заставить себя готовиться к Исповеди. Я уж не говорю про ежедневное внимание к себе. Я сам, к сожалению, не могу похвастаться, что каждый день внимательно за собой слежу. Это как раз проявление уныния.

Многозаботливость, когда берешь на себя много задач, лишь бы не остаться один на один с собой, лишь бы не заглядывать в себя. Лукавый очень часто использует многозаботливость, чтобы максимально отвлечь нас от нашего внутреннего состояния.

Нас тяготит тишина. Мы живем в информационном шуме, постоянно в голову лезут звуки, мелодии, музыка, какие-то фильмы, разговоры… И, казалось бы, дома-то посиди в тишине, сосредоточься над книгой. Но мы открываем ее, а там слишком много букв. Мы говорим, что у нас развилось клиповое мышление. А откуда? Почему оно развилось? Потому что мы перестали читать, перестали уделять этому время. Что означает клиповое мышление? Человек хватает куски какой-то информации, но не выстраивает ее логично. Он просто потребитель. Открыл рот, и ему пихают какие-то куски информации в сердце и ум.

Когда он попадает в тишину, опять же начинает чувствовать пустоту, одиночество, тяжесть. Ему плохо, и начинается: включил радио, сериал или Youtube, и пошло, пошло, лишь бы заполнить эту пустоту. Она как раз связана со скукой. Духовно неинтересно, скучно.

В 90-м псалме мы просим Господа, чтобы Он избавил нас от беса полуденного. Что это такое? Получается, в полдень, когда человек пообедал, у него начинается сонливость, не хочется сосредоточиться на работе. Это как раз действие того самого полуденного беса. Беса уныния. Когда он влияет на человека, тот не хочет сосредоточиться и работать над собой, вообще ничего не хочет делать.

С этим же связано и охлаждение в вере. Человек вроде начинает горячо, его все интересует, потом начинается реальная борьба со страстями, и он не замечает, как остывает в вере. Христианство – это религия духовных воинов, это про войну, про борьбу, а не про развлечение и православные дискотеки. Это про то, чтобы бороться, чтобы идти, падать, вставать. «Сбили с ног – сражайся на коленях! Встать не можешь – лежа наступай», – говорил командующий ВДВ Василий Филиппович Маргелов. В духовном плане это очень христианская пословица. Это христианский принцип: идти ко Христу, а если не можешь идти – ползти. А уныние говорит: полежи, отдохни, не надо этим заниматься, это скучно. Получается, с точки зрения уныния христианство скучное. К сожалению, очень много людей заражаются духом уныния, и потом, остывая в вере, живут в сфере развлечений.

Развлечение пустое. Поэтому «веселая пустота». Ее же надо чем-то заполнять. Тем, что этой страсти вкусненько, интересненько. И как мы развлекаемся? Мы же не беремся изучать святителя Василия Великого. Это труд, надо себя заставить вдуматься в текст. Но думать не хочется, хочется развлекаться: легкие песни, книжки, литература. Сейчас огромный спектр развлечений в интернете, от очень сложных компьютерных игр, куда засасывает и детей, и взрослых, до целых развлекательных каналов с сериалами. Не так давно включил телевизор, и там целые каналы, посвященные одному сериалу. Ты можешь залипнуть и сутками смотреть один и тот же сериал. Это и нужно этой страсти. Лукавому нужно, чтобы мы сидели там и забыли, что мы христиане, воины, которые призваны для борьбы, и что Господь победил все зло. Лукавому нужно, чтобы мы лежали в болоте и хрюкали, пуская пузыри.

Уныние не простая страсть. Она многогранная. Образно ее можно представить, как карусель, которая крутится от многозаботливости до лени. Получается, страсть-то одна, а ее проявления очень необычные. Почему мы часто и не замечаем ее? Потому что она ведет себя очень хитро. Не так, как блуд: ба-бах – и у тебя все вскипело. Она действует очень хитро. Все начинается с пустоты, с духовной опустошенности. Человек начинает ее заполнять многозаботливостью, вместо того чтобы начать бороться. Как бороться, мы обсудим позже, после того как разберем ее проявления. И человек начинает развлекаться. Потом еще больше. Потом он устал и уже не совсем способен помолиться, почитать. Индустрия развлечений предоставляет колоссальные возможности. Необязательно сидеть дома. Это и ночные клубы, гости, пьянки, гулянки. Страсть уныния на самом деле очень тесно связана со страстью чревоугодия. Провел время в ночном клубе, потом пошел к друзьям, выпил хорошо. А что начинается дома после такого бурного развлечения, веселья, времяпрепровождения или долгого сидения за компьютером? Что мы чувствуем? Давайте поставим себе правильный диагноз. Правильно, мы снова начинаем чувствовать пустоту. Понимаете? Это такая хитрая ловушка. Она очень легко ловит людей своим разнообразием. Сначала у нас пустота, надо развлечься, развлеклись – и снова пустота, одиночество. В тишине не можем сидеть, снова включаем сериал. А как развивается индустрия развлечений? Как снимаются сериалы? Серия заканчивается на самом интересном месте, и нам надо посмотреть еще одну. Ведь правда? Уже за полночь, а следующая-то серия еще интереснее. Ты еще посмотрел, с трудом уснул, утром встал разбитый, у тебя снова на душе мерзко, пусто, ты идешь заниматься многозаботливостью, про молитву забыл, развлекаешься, когда надо работать, тебе лень.

Смотрите: с одной стороны – многозаботливость, с другой – лень, с одной стороны – пустота, с другой – развлечения. Особенность этой самой страсти – вот такой круг. Человек крутится, крутится... А чтобы это осознать и покаяться, надо увидеть себя в этом колесе суеты. И если ты не увидел себя так, не означает, что ты в этом колесе не находишься.

Монахи в древности (про современных не знаю) писали, что борьба с унынием – очень тяжелая, прямо кровавая. Ведь когда что-то делаешь на вдохновении – это одно. А когда надо ежедневно совершать один и тот же труд – молитву, борьбу с собой, лукавый тут же тебя прикрутит и начнет бороться с тобой вот этим самым унынием.

Это круг, в нем мы с вами, братья и сестры, все находимся. Ну, по крайней мере, большинство из нас в этом живет. Так что обратите внимание. Сейчас мы с вами познакомимся с проявлением этой страсти, чтобы знать врага в лицо, чтобы знать, как проявляется эта духовная болезнь.

У нас был цикл о принципах покаяния, о том, какое оно должно быть. Если человек еще не может победить страсть, но уже знает ее проявления, уже кается в них Богу и в личных молитвах и на Исповедь выносит, это уже начало выздоровления. А если живет и не подозревает, что у него какая-то смертельная болезнь, он же и лечиться не будет – особенно если у него при этом не болит нигде.

Так что будем знать: страсть уныния – это когда, с одной стороны, не болит нигде, но, с другой стороны, по признакам ее очень легко увидеть: хочется молиться или нет, заставляешь себя или нет, изучаешь Священное Писание или нет и так далее.

Чем уныние подпитывается? Оно тесно связано с чревоугодием. Если человек очень сладко, вкусно питается, не соблюдает режим питания, не применяет аскетические правила (легкие, для мирян, для нас с вами, в духовном плане детсадовских ребят), то после такого пресыщения обязательно наступит уныние – состояние скуки, пустоты, необходимость чем-то эту пустоту заполнить.

В обратную сторону это тоже работает – когда человек начинает унывать и говорит: «Я свои проблемы закусываю». Как он эти проблемы закусывает? Тут интересный механизм: печаль напрямую связана с унынием. По гордости человек не принял то, что ему Бог послал, – какую-то скорбь, трудность. Он начинает роптать, печалиться. И следующий пункт программы – он опускает руки. Опускание рук – как раз эта пустота.

Не случайно в святоотеческой «табличке» развития страстей уныние стоит после печали. Они на самом деле связаны: человек начинает печалиться, опускает руки, и тут силу берет уныние. Уныние похоже на паразита, который вцепился в тебя и незаметно, без боли, без кровищи начинает сок из тебя тянуть.

Печаль – это реакция на какие-то личные или общественные скорбные события в жизни. Ты начал печалиться, у тебя началось уныние, и ты начал проблемы закусывать. Начал раскармливать свою плоть, тучнеть – потом уже не сможешь быть духовно боеспособным. Уже начинается лень, уже надо развлекаться, уже не до похода в церковь, не до доброделания, не до исполнения заповедей, чего-то еще полезного – читать неохота, охота спать или развлекаться.

Еще уныние бывает от усталости. Бывает, человек на самом деле устал – трудился, трудился и утомился. Отдохнул, набрался сил и пошел дальше трудиться. А бывает усталость от того, что он опять же по гордости или по тщеславию взял на себя больше трудов, нежели может понести, то есть не рассчитал свои силы, не посоветовался. Начинает что-то делать и потом, соответственно, перегружается и унывает.

И тоже получается чревоугодие. А потом (не в ту же секунду, конечно, но скоро) начнут мучить те самые страсти, которым раньше человек потакал, а теперь уже перестал. Чревоугодие называется дверью в душу для других страстей. Бороться перестал, начал чревоугодничать, и из него снова всякое лезет – и блуд может вернуться, и сребролюбие, и гнев, и другое. Вся эта «красота» вернется в несчастную душу.

Все потому, что человек начал унывать. А если мы этого не замечаем, представляете, что происходит? Вот мы и живем в этом самом круге «веселой» пустоты. Надеюсь, понятно, братья и сестры. Если непонятно, я прошу вас где-то в комментариях под видео на Youtube написать, и тогда мы еще более подробно тему разберем. Но думаю, все и так понятно.

Сейчас давайте приступим к изучению проявлений грехов в этой самой страсти. Напомню, что у каждой страсти все грехи делятся на три вида. Смертные грехи – крайне страшные. Если человек их не исправит, не будет каяться, то, как констатируют святые отцы, он в ад попадет. Потом идут тяжкие грехи и условно простительные (то есть грехи, которые проявляются, но не требуют большой духовной работы, – при ежедневном покаянии можно прийти в норму).

Итак, мы сейчас будем разбирать смертные грехи по страсти уныния. Еще раз скажу: они отличаются от грехов, вызванных другими страстями. Смотрите: «Произвольное понятие о Боге и спасении». Казалось бы, в чем проблема? А проблема в том, что не мы с вами сочиняем веру, а Церковь нам передает знания о вере и о христианской жизни. И каждый член Церкви в первую очередь должен быть учеником Христовым.

Ведь Господь в Евангелии говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Господь открывает нам истину. И вот если человек живет в такой «веселой» пустоте, он на самом деле не интересуется истиной. Пилат говорит Христу Спасителю на суде: что есть истина? Это же не было такой просьбой: «Расскажи, что такое истина! Я давно мучаюсь этим вопросом!» Скорее, он сказал: «Да ладно, вы болтаете что-то про истину, меня это не интересует».

И вот сколько у нас людей, в том числе и христиан, живет в «веселой» пустоте! И им неинтересно, что такое истина, они живут сами по себе. Но если мы с вами приходим к вере, к Церкви, то обязательно должны потратить силы и время на то, чтобы не говорить: «А я считаю так…». А ты кто такой? «Я художник, я так вижу». Но это вообще не про изучение веры. У тебя в голове винегрет!

Братья и сестры, на «Азбуке веры» есть тесты по основам вероучения. Проверьте себя. Очень часто бывает, когда человек думает, что он все знает, а оказывается, что у него в голове некий «компот» из ересей. Вот этого не должно быть. Казалось бы, что мешает взять и проверить себя, прочитать внимательно Катехизис? А вот «веселая» пустота не дает.

И можно ходить в храм, даже участвовать в таинствах, но при этом иметь произвольное понятие о спасении: «Ну, Церковь что-то там говорит, а я считаю по-другому». Это все равно как если бы на математический факультет поступил студент и сказал: «Ну, вы там считайте свои формулы, а я считаю по-другому». Так он до первой сессии не доживет – в смысле жив-то останется, но его выгонят.

А почему мы думаем, что, придя в Церковь, можно принести свои понятия? Чему-то тебя учила бабушка – это все равно надо проверять, что-то ты в газете прочитал или на каком-то телеканале что-то услышал (там же ложь в большом количестве разливается, надо тоже все проверять). Нельзя по этим своим понятиям жить. Почему это уныние? Потому что это состояние развлекающегося человека, не желающего изучать истину.

Помоги всем Господь! До новых встреч на телеканале «Союз». (Продолжение следует)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс