Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святые и подвижники прошлого и нынешнего времени единодушно утверждают, что ангелы и бесы действительно существуют и влияют на нашу духовную жизнь. Но современному человеку, тем более далекому от Церкви, поверить в это очень сложно. Могут ли силы бесплотные действовать в реальной материальной жизни? Об этом мы поговорим с гостем нашей студии – протоиереем Кириллом Краснощековым.
Я столкнулась с тем, что многие люди, считающие себя верующими и даже бывающие в церкви, к ангелам и бесам относятся, как к церковной нечисти, грубо говоря. Я застала такой диалог. Женщина сказала своей маленькой внучке, которая поделилась с бабушкой, что боится бесов: «Как же так? Ты же, вроде бы, христианка, и не должна верить во всякую нечисть, а тем более ее бояться». И девочка осеклась, она не нашлась, что ответить.
Действительно ли существуют бесплотные силы – ангелы и бесы? Или это взято из церковного фольклора?
– Нет, это не церковный фольклор. Это действительно реальные духовные личные сущности, о существовании которых нам говорит как Священное Писание, так и Предание Церкви. А то, что часть наших прихожан почему-то относится к этому с насмешкой, – это влияние рационалистического христианства. Они воспринимают христианство как набор моральных заповедей, некую школу жизни, но именно земной, физической. А все, что выходит за границы физики в мистику, для этих людей почему-то не существует и считается нереальным, странным, выдуманным. Это неправильно, это не церковные традиции.
Кто такие ангелы?
– Ангелы – это личные бесплотные духовные существа, сотворенные Богом и населяющие собой ту область, которая в Священном Писании условно называется Небом. Конечно, это не астрономическое небо. Это область метафизического бытия, выражаясь языком философии.
Существует ли у ангелов иерархия? Откуда у людей вообще появились знания об ангелах?
– Наши знания об ангелах базируются на тех местах Священного Писания (Ветхого и Нового Завета), где говорится об их явлении людям. А также на некоторых святоотеческих произведениях, относящихся к так называемому мистическому богословию. И прежде всего это книга «О Небесной иерархии» священномученика Дионисия Ареопагита или, как его называет светская наука, Псевдо-Дионисия.
Это же рассуждения богослова, а не откровение, явленное человеку?
– Дело в том, что богословие – это не только рационализм, схоластика, аристотелевский метод, приложенный к Священному Писанию. В богословии всегда присутствует личный духовный опыт богослова. И только это можно назвать подлинным богословием.
Получается, о том, что ангелы существуют, мы знаем из опыта...
– Совершенно верно. Из опыта конкретных людей, имевших какие-то откровения, общение с ангелами.
Почему ангелы делятся на разные виды?
– Не знаю. И сам Дионисий Ареопагит пишет о том, что в точности количество, имена и служение ангелов известно одному Богу. Конкретно в его иерархии ангелы представляют из себя три триады. Это, конечно, символическое число (триада – это всегда символ совершенства, как и Святая Троица). И эти три ангельских триады прежде всего символизируют совершенство ангельской природы и совершенство и гармонию их служения и отношений с Богом.
Ангелы-хранители – это какой-то отдельный ангельский чин?
– В иерархии Дионисия Ареопагита это последний, девятый чин ангелов. Они, собственно, так и называются – ангелы. Это как раз те, кто непосредственно общается с людьми.
Ангел-хранитель у каждого человека свой собственный?
– Видимо, да. Мы не знаем всего этого до конца. Но кто-то из отцов Церкви писал, что количество ангелов – это мириады мириад. Оно в несметные разы превосходит количество людей. Помните известную Евангельскую притчу о заблудшей овце, где пастырь оставляет девяносто девять овец и идет искать одну потерявшуюся? Иногда она толкуется так, что одна овца – это все человечество, а девяносто девять овец – ангельский мир. Ангелов намного больше, чем людей. И это позволяет нам предположить, что у каждого человека точно есть свой (а, может быть, даже и несколько ангелов).
Есть примечательный эпизод из жития святого Василия Блаженного Московского, Христа ради юродивого, когда он ходил по Москве и кидался камнями в дома, где жили хорошие, благочестивые люди. А к домам, где жили грешники, он подходил и целовал их стены. И когда люди попытались узнать, что же он делает, он объяснил, что в домах, где живут благочестивые люди, бесам нет места. Они жмутся к углам дома на улице, в них-то он и швыряет камни. А в домах, где живут грешники, нет места ангелам, они с печалью стоят вне их стен, и к ним он подходит и целует их. Исходя из этого, можно предположить, что в каждом доме есть не один ангел и не один бес, в зависимости от того, какие люди в нем обитают.
А когда человек умирает, что происходит с его ангелом?
– Из Церковного Предания и опыта людей, переживших клиническую смерть, мы знаем, что человеческую душу подхватывают и несут, но в одном случае – ангелы, а в другом случае – бесы.
В молитвах мы достаточно часто обращаемся к ангелам. Есть даже отдельный канон Ангелу-хранителю, его мы читаем перед Причастием. То есть мы можем и должны каждый со своим ангелом взаимодействовать? Как ангел влияет на нашу жизнь? Может ли человек его чем-то отогнать?
– В Священном Писании и богословии очень важны имена ангелов, потому что они обычно отражают суть их служения. «Ангел» переводится как «вестник». Служение этих сущностей в том, чтобы возвещать человеку волю Божию. Как они это делают? Иногда напрямую (мы такое встречали в Священном Писании), иногда во сне, иногда через какие-то события, людей, книги, которые вдруг приоткрывают человеку ответы на вопросы, что он должен сделать, а чего не должен делать. Иногда они действительно отводят внезапную смерть, и многие люди это ощущают. Допустим, летела вниз сосулька – и пролетела мимо. Человек шагнул – а за ним тут же провалился лед на реке, и так далее. Как он остался цел? Случайность? Может быть, случайность, а, может, это действительно ангел уберег его.
Если человек живет не так, как ждет от него Бог, то, наверное, это опечаливает его ангела. И он, сколько может, борется за человека, подает ему знаки, что нужно менять свою жизнь. Если этого не происходит, наверное, ангел вынужден отступить, но все равно стоять где-то, как в рассказе Василия Блаженного, за стеной дома и с болью в сердце ждать, не обратится ли этот человек к покаянию, не изменится ли его жизнь?
Очень важно здесь все-таки понять, что ничего механического, а тем более магического, в Церкви не бывает. Иногда спрашиваешь у людей на беседах перед Крещением, зачем они хотят крестить ребенка. И один из типовых ответов: «Чтобы у него был ангел-хранитель». Ангел здесь как некая страховка от всех несчастных случаев, которого дали ребенку в руки, как воздушный шарик, и он всегда с ним летает.
Но не бывает все так механически. Между человеком и ангелом-хранителем должна быть связь – взаимопонимание и то, что мы называем дружбой, общностью идей, взглядов, интересов, стремлений. И тогда, наверное, происходит их подлинное общение. А если этого нет, как можно предполагать, что ангел, как какая-то страховка, будет хранить человека, не смотря на то, как он живет. Мне кажется, так вряд ли бывает.
Если это проецировать на нашу жизнь, имея возможность решить вопрос непосредственно с руководителем, вряд ли мы будем обращаться к курьеру, заведующему отдела, а обратимся к нему напрямую. Мы, христиане, в молитвах имеем возможность обратиться ко Христу, Святой Троице, Богородице. Почему нужно обращаться к ангелу-хранителю? Очень много существует молитв с обращением к нему. И чем отличается обращение к нему от обращения, например, к Спасителю?
– Обращение к ангелу-хранителю точно такое же, как и обращение к любому святому. И почитание ангелов идет в том же русле, что и почитание святых. Вы сейчас озвучили типично протестантскую точку зрения, когда святых не почитают и считают, что надо обращаться напрямую к руководителю. Но, честно говоря, наш земной опыт показывает, что все-таки удобнее и к руководителю обратиться через хорошего посредника. И именно этот опыт отражен в молитвенном предстательстве святых, в нашем почитании святых не только как примеров христианской жизни, но и как ходатаев о нас перед Престолом Божиим. И ангелы – точно такие же ходатаи.
К тому же, что уж греха таить, часто нам бывает стыдно к Богу и глаза-то поднять. И мы просим за нас попросить, чтобы самим не показываться Ему на глаза со своими грехами. Если есть кому попросить за нас – пусть попросит. Именно этот психологический момент является основанием для почитания святых и ангелов в том контексте, о котором вы спросили.
Ангелы – силы бесплотные. А почему тогда на иконах их изображают в человеческом обличии, а не в виде цветка или животного?
– Это действительно хороший вопрос. И в отличие от предыдущих, которые относятся к области Предания, он решался на VII Вселенском соборе. Этот собор собирался против ереси иконоборчества в защиту святых икон. В частности, там был поднят вопрос о возможности или невозможности изображения на иконах ангелов. Ангела нельзя изобразить в виде цветка или животного, потому что это будет ложь. Он не цветок и не животное, поэтому такое изображение сразу отпадает. А вопрос изображения того, что бесплотно, действительно серьезный.
Почему в Ветхом Завете Бог был не изобразим? Потому что Его нельзя изобразить. А почему Он изобразим в Новом Завете? Потому что Он стал человеком, Его видели наши глаза, трогали наши руки, как говорят об этом апостолы. Относительно ангелов можно сказать, что они бестелесны, но не бесприродны. У ангелов есть природа. Какова она, мы толком не знаем. Отцы используют для этого термин «тонкая природа», не физическая. Это не значит, что ее нет.
Мы с вами сейчас не видим воздух, однако он давит на нас, он есть. У ангелов тоже тонкая природа, поэтому они изобразимы, поскольку ее имеют. Все, что имеет природу, может быть изображено. Другое дело, как ее изобразить. На поздних иконах XVIII–XIX века, когда в иконописи присутствовал стиль барокко, классицизм, очень часто можно видеть ангелов как румяных младенчиков вроде амурчиков или как воинов в доспехах с пламенеющими мечами.
Лично мне это не очень подходит. Я считаю идеальным изображение ангелов на иконе Рублева «Спас в силах». Она изображает Второе пришествие Спасителя во славе, в окружении сил воинств Небесных. Спаситель на этой Рублевской иконе прописан очень четко в Своем человеческом естестве, а ангелы – полупрозрачными белыми штрихами. Они еле угадываются, но их видно. Преподобный Андрей Рублев своим духовным опытом выразил в этой иконе, как он понял, возможность изображения бестелесных, но природных ангелов.
Участвуют ли ангелы в богослужении и как?
– Участвуют, и об этом нам говорят сами богослужебные тексты: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат» воспеваем мы во время Великого входа на Литургии Преждеосвященных Даров. То есть сама Литургия, совершаемая духовенством, совершается невидимо и сонмом ангелов, находящихся в алтаре.
Или на Литургии Иоанна Златоуста на малом входе священник молится, чтобы Господь сотворил с нашим входом «входу святых ангелов быти», чтобы вместе с духовенством в алтарь вошли святые ангелы для сослужения Богу вместе с людьми. Часто в житиях святых можно увидеть, что тому или иному святому видимым образом сослужил на Литургии ангел. Святой видел его стоящим рядом с собой у Престола.
Так что, можно сказать, что ангелы – не церковный фольклор, а реально существующие силы. Я вот думаю, что могла бы та девочка, которой бабушка сказала, что она верит во всякую нечисть, ей ответить? Что мы о них знаем?
– Ребенку очень нуждается в защите взрослого (мамы, папы, бабушки, дедушки), и ему, конечно, нужен ангел-хранитель. И разумная бабушка обязательно бы это использовала и сказала бы девочке, что рядом с ней всегда есть тот, кто ее защитит, даже когда она спит или ей страшно. Она всегда может в молитве обратиться к ангелу-хранителю, поскольку он всегда рядом с ней, и ей никогда не должно быть страшно и одиноко с ним. Вера ребенка это воспримет настолько радостно и благодатно, что она каждый раз будет засыпать с улыбкой, потому что рядом с ней у кроватки стоит ангел. Это очень хорошо.
В учении Церкви помимо ангелов есть еще и бесы. Я встречала такое мнение, что, если не верить во всякую нечисть, и в бесов в том числе, они не будут действовать в твоей жизни. Так ли это?
– Нет, это совершенно не так. Это просто наивно. Мне все время вспоминается сцена из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», на Патриарших прудах, когда там один человек говорил бесу, что их не существует, кончилось это для него плохо. Не верить в существование противника, это значит оказаться беззащитным перед ним.
Бес точно такая же духовная реальность, как и ангелы. Бесы – это падшие ангелы. Все, что мы с вами говорили об ангелах, об их природе, об их сущности в равной степени касается бесов, только со знаком минус. Это ангелы, которые восстали против Бога и вследствие этого восстания отпали от Него. И если воля ангелов есть воля благая, со знаком плюс, то воля падших ангелов, демонов есть воля чистого зла, исключительного зла, только со знаком минус.
Ориген говорил о том, что вследствие отпадения от Бога они облеклись в ледяные тела. Ну, наверное, не буквально ледяные, он просто хотел подчеркнуть этим холод смерти, исходящий от беса. Ну, это опять же какие-то образы. В общем-то они бестелесны, бесплотны. Претерпела ли их природа изменения вследствие отпадения от Бога? Возможно, но мы не можем об этом сказать.
А какие задачи у бесов? Какие цели они преследуют?
– У бесов одна цель. После того как они были низвергнуты с Неба, это символический язык, то есть отделены от Божественной жизни, они обратили все свое внимание на человека. Так вот, человек наделен Богом Своим образом и даже подобием, хотя оно и затерлось после грехопадения. И для бесов человек стал ненавистен, потому что они увидели в нем конкурента. Они увидели в нем то, чего лишились сами. Поэтому после сотворения человека у бесов одна единственная цель и задача – испортить ему жизнь, погубить его. Все свои усилия на протяжении этих тысячелетий они направляют именно на это.
Сначала они устроили провокацию в раю, вследствие чего Адам и Ева отпали от Бога. А затем уже в нашей земной человеческой истории губили и губили людей, народы, государства и продолжают это делать.
Если у каждого из нас есть свой ангел, значит ли это, что у каждого есть приставленный к нему бес?
– Вполне возможно. Я обычно рекомендую знакомым прочитать замечательную, на мой взгляд, книгу английского христианина Клайва Льюиса. Книга называется «Письма Баламута». Сюжет ее в том, что бес по имени Гнусик, приставленный к одному англичанину в годы Второй мировой войны, пишет письма своему начальнику по имени Баламут отчеты о том, как он этого англичанина искушает. Это прекрасная книга по аскетике. Читать святоотеческие труды по аскетике очень хорошо, но тяжело, а Льюис читается на одном дыхании. И люди, как вы говорите, не верующие ни в бесов, ни в ангелов, прочитав эту книгу, очень часто меняют свою точку зрения. У них прямо глаза открываются.
По традиции нашей программы хочу попросить у Вас небольшое пожелание для наших зрителей.
– Пожелание здесь, конечно, только одно, чтобы со всеми нами всегда были наши ангелы-хранители, а бесы обходили нас стороной.
Записали:
Елена Кузоро
и Максим Заливакин
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-O-besplotnyh-Silah-Beseda-s-protoiereem-Kirillom-Krasnoschekovym-Chast-1-13-11-2023;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-O-besplotnyh-Silah-Beseda-s-protoiereem-Kirillom-Krasnoschekovym-Chast-2-20-11-2023
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.