Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1233) → Епископ Каскеленский Геннадий: Гадаринские бесноватые

Епископ Каскеленский Геннадий: Гадаринские бесноватые

№48 (1233) / 11 декабря ‘23

Архипастырь

В настоящее время об этих вещах ведется много споров. Итак, Христос Спаситель с учениками перебирается на лодке в местность, лежащую на противоположной стороне Галилейского озера, в страну Гадаринскую. Здесь, в 10 километрах от берега, на вершине большого холма располагался укрепленный город Гадара. По склонам, в известковом грунте, были сделаны углубления, пещеры, которые использовались для захоронений. Евангелист Матфей сообщает, что при выходе на берег Иисус был встречен двумя бесноватыми. Евангелисты Марк и Лука упоминают об одном бесноватом. По всей видимости, бесноватых было двое, но примечательный диалог у Христа состоялся только с одним из них, о нем рассказывает Лука.

Этот несчастный был одержим бесами с давнего времени, он не одевался в одежду, постоянно жил в этих гробах, в пещерах. Увидев Иисуса, бесноватый вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня. И Христос повелел нечистому духу выйти из сего человека. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк. 8:28–33).

Прежде всего отметим, что Гадара входила в группу из десяти городов, где проживали греки, население в основном чуждое иудейскому закону, как известно, запрещавшему употребление в пищу свинины. Поэтому никого не должно удивлять, что на ее окраинах паслось большое стадо свиней. А то, что Христос позволил бесам погубить свиней, является свидетельством промысла Божия, который проявлялся по отношению к несчастному бесноватому человеку.

Нам неизвестно, как случилось, что бесы взяли власть над этим человеком. Скорее всего, он проявил слабость и малодушие в борьбе с греховными страстями. Он страдал, терпел, но Бог сохранял его от окончательной гибели. А едва только бесы получили власть над свиньями, тут же стало ясно, какая участь ждала бы человека, если злые духи получили бы над ним полную власть. Это обстоятельство содержит урок: как бы нам тяжело ни приходилось, мы должны знать, что Бог рядом и готов прийти на помощь, но медлит, желая, чтобы в испытаниях мы приобрели опыт и силу.

А теперь поговорим о том, что такое беснование вообще. Сегодня даже среди некоторых верующих можно встретить скептиков, которые утверждают, что понимать беснование в прямом смысле, так, как рассказывает об этом Евангелие – анахронизм. Дескать, в древние времена люди не могли объяснить процессы в человеческом организме, и все приписывали влиянию невидимых существ: ангелов, бесов. Любые болезни физические, психические объяснялись тем, что в какой-то части тела или души поселяется бес. Отчасти это так. Современная медицина сегодня проливает свет на то, что было непонятно древним. Но наука лишь объясняет реальность, точнее, ту часть реальности, которая находится в пределах, открытых для изучения. Наука не может изменить и отменить реальность, недоступную ей для изучения. А реальность такова, что бесы, как и ангелы, существуют. Это невидимые, живые существа, наделенные умом, волей, могуществом. Для всех мировых религий это очевидный факт, факт духовного опыта, он открывается всякому, кто встает на путь духовной жизни и начинает внимательно присматриваться, прислушиваться к своему внутреннему миру.

Преподобному Серафиму Саровскому миряне задавали вопрос: «Батюшка, видали ли вы злых духов?» Старец с улыбкой отвечал: «Они гнусные. Как на свет ангела грешному взглянуть невозможно, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусные».

Монахиня Акилина (Малышева) вспоминала, как преподобный Серафим, проходя вместе с ней по лесу, рассказывал, на каком месте и как бесы его искушали, как он с ними боролся. Злые духи предстают как живая, посторонняя сила, которая воздействует на внутренний мир человека. Их воздействие требует личностного сопротивления, твердой воли, решимости не поддаваться искушениям.

Проявлением действия этой силы может быть страшное помрачение помыслов, одержимость душевной страстью. В той или иной мере каждый из нас испытывает воздействие этой темной силы. Но бывают особые случаи, когда воля человека совсем парализуется, и он становится настоящей игрушкой в руках бесов. Я не раз встречал таких людей, ощущение бывало самое жуткое.

Беснование следует отличать от психических болезней. Важный вопрос священнической практики – как это сделать? Практика подсказывает очень верный и четкий критерий. Зачастую одержимый бесами может ничем не отличаться от других людей, но стоит привести его к святыне, как все резко меняется: бесноватому свойственно проявлять отвращение от святыни, иногда он не может спокойно подойти ко святому Причастию, спокойно слушать чтение Евангелия, призывание имени Божия, не может целовать иконы, ковчеги с мощами, напрестольный крест. При виде священника с крестом и мощами, при окроплении святой Богоявленской водой, бесноватый начинает кричать, издавать звуки животных, крякать, кукарекать, хрюкать, биться в конвульсиях. Все это бывает.

Заметим, что резкое неприятие духами злобы святых икон и мощей служит прекрасным доказательством религиозной значимости всех этих церковных святынь, об этом важно помнить в разговорах с сектантами.

Священнодействия, направленные на освобождение человека от грубого воздействия на него бесовских сил, принято называть экзорцизмом. Это греческое слово означает «связывание клятвой». В древней церковной письменности мы встречаем упоминание о таком особом чине. И сегодня таинство Святого Крещения непременно предваряется экзорцизмом. В ранних христианских общинах существовало особое служение экзорцистов, обязанность которых состояла в чтении молитв над одержимыми. В древности за каждой Божественной литургией произносились молитвы, ектения об одержимых бесами. Церковь просит Бога даровать здравие одержимому злым духом, и смиренно передает исполнение прошения в руки Божии.

Одержимых бесами не следует осуждать. Нельзя говорить с уверенностью, что бесноватый человек более грешен, чем другие люди. Бог иногда попускает беснование для осознания грехов, как испытание. Молитвы об исцелении бесноватых, об изгнании злых духов иногда называют отчиткой. Такими отчитками нельзя злоупотреблять. Мне приходилось видеть, как, скажем, супруга приводит на отчитку своего мужа, злоупотребляющего спиртным. Или, что совсем недопустимо, – мать приводит ребенка, который ее не слушается. Приводят родственника, которого якобы сглазила соседка, и так далее. Все это чистая профанация.

Чин экзорцизма совершают только над теми, кто одержим бесами явным образом, кто потерял всякую возможность сопротивляться бесам. Иногда при совершении чина экзорцизма болящие подвергаются унижению, психологическому насилию. Это недопустимо. Вот в Екатеринбурге недавно был такой священник, ныне лишенный сана, который крайне злоупотреблял отчитками.

Неприемлемы массовые отчитки, с привлечением посторонних зрителей, с видеосъемками, предназначенными для дальнейшего широкого распространения.

Очень важно показать подозреваемого в бесновании врачу-психиатру, в случае диагностированного психического заболевания христианин должен проходить лечение у профильных специалистов, и только потом, в качестве духовного средства излечения, можно совершать над ним чин экзорцизма. Но самое главное: и беснование, и любые психические болезни прежде всего требуют нашего сострадания, заботы, участия. В церковной общине, среди верующих родственников, такой человек скорее получит облегчение, или даже полное исцеление от своих недугов.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс