Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, сегодня я предлагаю обсудить тему: «Оружие массового оболванивания», хоть звучит не очень благозвучно. Поводом поговорить об этом стало то, что 11 августа 1939 года день рождения Анатолия Кашпировского. Если Вы помните его сеансы на телевидении, расскажите о Ваших впечатлениях, как Вы тогда к ним относились и как относитесь сейчас.
– Поскольку я особо не смотрел подобного рода передачи, сейчас я вспоминаю о них с трудом, но, конечно же, я помню реакцию на них общества. Тогда не только Кашпировский, но и некоторые другие «целители», благодаря телевидению, распространяли эти свои практики на достаточно широкую аудиторию. Должен сказать, что Церковь предупреждала свою паству и всех, кто готов был прислушаться к ее голосу, о том, что это явление не такое простое и безопасное, каким может показаться.
Я считаю, что так называемых «экстрасенсов» следует разделить на несколько категорий. Прежде всего очень большую их группу я бы назвал шарлатанами. Они делают вид, что обладают какими-то особыми способностями, которыми не дано обладать другим людям, и, якобы применяя эти способности, они готовы оказывать людям какую-то помощь. На самом деле никаких сверхспособностей у них нет, это шарлатанство чистой воды.
Еще есть люди, обладающие основами гипноза – воздействия на психику, на подсознание человека, и то, что именуется экстрасенсорикой, есть не что иное, как воздействие именно на человеческое подсознание. Но любое вторжение в эту область неспециалиста, тем более вторжение бездумное, крайне опасно.
Наконец, есть третья группа людей, действительно обладающих некими свойствами. Но даром исцелять больных и творить чудеса владеют только святые угодники Божии, посвятившие свою жизнь Богу. Подвигом борьбы с грехом и пороками они очистили свое сердце и получили от Господа обильные благодатные дары Святого Духа, и через этих святых людей исцеление подает Сам Господь.
Но я не знаю ни одного экстрасенса, который действительно принял бы на себя подвиг самоочищения, борьбы с собственными грехами и страстями. А ведь человек, наполненный грехами и пороками, не может быть вместилищем Божественных даров и благодати Духа Святого. Отсюда следует вывод, что сила, которую получают эти люди, идет не от Бога, а из темных бездн ада, независимо от того, осознают это они или нет.
Мы знаем, что две последние группы не только не оказывают реальной помощи людям, но наносят им большой вред. Самыми же безобидными среди них оказываются шарлатаны, которые вроде бы вводят людей в заблуждение, но непосредственного вреда им не приносят.
Впрочем, и тут может быть какой-то вред, потому что иногда человек, страдающий серьезными заболеваниями, вместо того чтобы обратиться к врачу, обращается к подобного рода людям и не получает должного лечения. А когда он уже начинает понимать, что экстрасенс не может ему помочь, и обращается к докторам, болезнь принимает крайне запущенную форму и медицина перед ней оказывается бессильной. Церковь всегда предупреждает о том, что эта сфера с духовной точки зрения может быть крайне опасной для человека.
Не знаю, насколько это правда, но я слышал, что в начале 90-х (не помню, какой это был год, наверное, 1992-й или 1993-й) Кашпировский приезжал в Томск и проводил свой сеанс во Дворце спорта. Тогда представители Русской Православной Церкви вместе с верующими выстраивались вокруг Дворца спорта и, пока шел этот сеанс, произносили молитвы.
Неужели это действительно настолько опасно? Но у нас почти вся страна подвергалась воздействию Кашпировского посредством его телевизионных сеансов. Скажите, должны ли люди исповедоваться в этом? Как поступать тем, кто смотрел эти сеансы?
– Я уже говорил, что любое соприкосновение с темными силами, демонической сферой есть грех, оно всегда оставляет свой негативный след. Для того чтобы избавиться от этого, каждый человек должен поисповедоваться, ведь избавиться от греха можно только покаянием.
В одной из наших недавних передач мы вспоминали известную фразу: «Русь была крещена, но не была просвещена». Мы с Вами уже назвали Кашпировского, знаем, что Алан Чумак заряжал воду и что мужчины чуть ли не ставили перед экранами телевизоров автомобильные аккумуляторы, чтобы зарядить их, мы знаем о Джуне, и этот список можно долго продолжать.
Получается, если такие люди есть, значит, у населения есть в них потребность. Как Вы считаете, почему в нашей православной стране востребованы такие «специалисты»?
– Когда подобного рода явления появились в нашей жизни, Церковь сразу дала им оценку, и у верующего церковного человека, для которого голос Церкви является авторитетным и который помнит слова апостола Павла о том, что Церковь есть столп и утверждение истины, никаких сомнений здесь не возникло.
Кто только не выступал тогда с беседами на тему экстрасенсов, в том числе и от лица Церкви. Я разговаривал с нашими томскими психиатрами, помнящими то время (я тогда служил в другом месте), и они говорили, что после подобного рода сеансов случаи обращения людей в психиатрическую больницу возрастали в разы.
Люди, которые были способны услышать голос Церкви или хотя бы голос специалистов, услышали это, а те, кто сам хотел обманываться, шли в эти сети несмотря на предупреждения. И кто здесь виноват? Конечно же, они сами. А что здесь можно сделать… Мы уже говорили, что такую ситуацию можно исправить покаянием, и больше уже не нужно возвращаться на эту дорожку.
Во время подобных сеансов целители зачастую оперировали какими-то фактами, называли конкретных людей, а часто и сами люди приходили и рассказывали о том, как они исцелились. И таких случаев достаточно много. Как Вы думаете, что это было? Некое самовнушение, когда у человека действительно наступало облегчение телесное, но вовсе не душевное?
– Вот люди говорят, что знают о многочисленных подобных случаях, а я, честно говоря, не знаю ни одного. Но если кто-то говорил, что он все же получил такую помощь, то на краткосрочную перспективу она могла быть. То есть человек пришел к подобного рода специалисту, и ему показалось, что ему стало хорошо.
Я считаю, что здесь действовал либо эффект плацебо, либо эффект маятника, когда, благодаря вторжению в психику человека, он вроде бы ощутил какую-то помощь, а потом маятник качнулся в обратную сторону, и все проблемы не просто вернулись, но вернулись с осложнениями.
Таких случаев я знаю действительно огромное количество, но я не припомню случая, чтобы человек пришел и сказал: «Я со своими серьезными проблемами сидел перед телевизором, заряжал воду, и все мои проблемы ушли». Конечно, иногда по телевизору показывали, как подобного рода маги, например, делали операцию якобы без анестезии. Но потом оказывалось, что все это либо было шарлатанством, либо очень плохо заканчивалось для больного.
Владыка, зачастую и в нашем городе, и в других городах на дверях подъездов можно увидеть вот такие объявления: «Потомственная шаманка проводит сеансы…». Это из той же серии?
– Конечно. Во-первых, из той же серии, а во-вторых, сколько раз уже твердили миру, что ложь гнусна. То же самое можно сказать и об этом. Мне кажется, здесь человек просто должен сохранять некую духовную бдительность.
Помню, в дни моей молодости на дверях электрощитовых можно было увидеть таблички с черепом, молнией и надписью: «Не влезай! Убьет!» Думаю, когда мы видим такие объявления на дверях подъездов, мы сразу должны вспоминать о том, что мы должны иметь чувство духовного самосохранения, чтобы беречь свою душу, в которой есть место только для Бога, только для подлинной духовной жизни.
– Но почему люди обращаются, как им кажется, к каким-то потусторонним силам? Думаю, они обращаются к ним, когда их душе на самом деле плохо, когда их сердце, их любовь разбиты, и они хотят каким-то образом успокоить эту боль. Еще я знаю множество случаев, когда люди приходили к гадалкам, чтобы кого-то приворожить, несмотря на то что их предупреждали об опасности. Что Вы посоветуете таким людям, чтобы они не прибегали к темным силам?
– Тот, кто имеет огород, знает, что, если перестать возделывать грядки, они постепенно начинают зарастать сорняками, бурьяном. В народе есть такая пословица: «Свято место пусто не бывает». Так вот, когда человек не наполняет свое сердце подлинной духовной жизнью, там возникает духовный вакуум. Сердце, душа не терпят пустоты и начинают заполняться неким суррогатом, подменой, фикцией духовной жизни. Человек оказывается в этих сетях, когда у него отсутствует духовная жизнь.
А что делать, чтобы этого не было? Заполнять свой внутренний мир духовными ценностями, провозглашенными в Святом Евангелии, проповедуемыми Церковью, они приобретаются человеком, идущим тем путем, которым прежде прошли многие святые подвижники. Это проверенный путь стяжания духовных ценностей, заполняющих этот вакуум и дающих ответ на многие наши вопросы.
Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы, в которой мы говорим о церковных праздниках и темах. 10 августа Церковь чтит замечательную Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия». Расскажите об этой иконе подробнее, ведь наверняка архиереи относятся к ней по-особенному.
– Греческое слово «Одигитрия» означает «Путеводительница». По преданию, эта икона была написана святым апостолом-евангелистом Лукой и хранилась в Константинополе. Вскоре после Крещения Руси один из древнейших списков с этой иконы принесли на Русь, и мы уже знаем эту икону под другим названием – Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия». Местом пребывания ее был город Смоленск.
Через эту икону Матерь Божия многократно являла Свои милости нашему Отечеству. Если северные наши пределы Пресвятая Богородица охраняла и благословляла Своей иконой «Тихвинская», то западные рубежи Руси Она охраняла, поставив на стражу Свой образ, который мы именуем иконой Смоленской «Одигитрия».
Многочисленные списки, копии этой иконы разошлись по всей Руси. Одна из таких копий, написанная в самом начале XVII века одним из иконописцев в Тобольске по просьбе томичей, прославилась благодатными знамениями и чудесами у нас, на Томской земле. До революции местом пребывания этой иконы было нынешнее село Мельниково, и это село имело название Богородское в честь небольшой иконки Смоленской Божией Матери «Одигитрия».
Когда икону везли в Томск, уже по дороге от нее начали совершаться многочисленные чудеса. На Томской земле потоки чудотворений от нее были самыми разными.
Когда в Богородском построили церковь и икону там поместили, паломники шли туда нескончаемым потоком вплоть до 30-х годов ХХ века, а один раз в году эту чудотворную икону приносили с крестным ходом в город Томск. Говорят, что весь город выходил встречать ее.
После революции икона считалась утраченной, но не так давно, в 2009 году, совершенно чудесным образом она была обнаружена. Можно сказать, Божия Матерь возвратила нам некогда утраченную святыню. В настоящее время икона находится в кафедральном соборе в городе Томске, потому что в Мельниково церковь пока еще строится.
Каждый год 10 августа, в день празднования этой иконы, мы совершаем пятикилометровый крестный ход в Мельниково, до того места, где когда-то был храм, в котором находилась эта чудотворная икона, и под открытым небом совершаем там Божественную литургию. И в наше время Пресвятая Богородица через святую Свою икону являет многочисленные милости людям, которые с молитвой к Ней обращаются.
Когда-то икону «Одигитрия» (или «Путеводительница») брали с собой в походы сначала византийские императоры, затем древнерусские князья, полководцы. Кстати, именно перед этой иконой молился Кутузов перед Бородинским сражением, и ее привозили в русское войско.
Но не только поэтому эту икону называют «Одигитрией», но еще и потому, что мы вверяем свою судьбу Матери Божией, и Она ведет нас по жизни, является нашей Путеводительницей и не дает нам заблудиться и сбиться с пути. Она ведет нас по тому верному пути, о котором Сам Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь. На этой иконе Божия Матерь одной рукой держит Христа, а другой указывает на Него, как бы обращаясь к нам: «Вот тот путь, по которому вы должны идти».
У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Как Вы относитесь к тому, что некоторые священники совмещают служение и мирскую работу? Я знаю батюшку из другой епархии, который еще ведет прием как психолог за пять тысяч рублей в час. Можно ли назвать это служением Богу и мамоне?»
– Когда человек трудится, это не есть служение мамоне. Служение мамоне – это когда человек оставляет дело Божие и полностью переключается на достижение земных благ. Если этот батюшка, служа в Церкви, ставит еще себе целью свое обогащение, наверное, этого делать не стоит.
С другой стороны, многие приходы нельзя назвать материально обеспеченными, и не всякий приход может обеспечить священнику достойную заработную плату. Скажем, в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки часто встречается явление, когда настоятели православных храмов в будние дни работают, кто врачами, кто учителями, а в воскресные и праздничные дни проводят богослужения в приходе, который поручен им для окормления.
У нас на Руси, как правило, приходы всегда крупные, и священнику хватает забот, чтобы всецело отдавать себя своему приходу, но есть и небольшие сельские приходы, они не в состоянии полностью содержать священнослужителя.
Не так давно Церковью был разработан перечень видов деятельности, которыми может заниматься священник помимо служения Церкви. Среди допустимых профессий есть, к примеру, профессии врача и учителя. Вообще, я знаю много примеров, когда священник не только не рассматривает такое совмещение как нечто зазорное, а тем более как служение мамоне, но, наоборот, считает это продолжением своего пастырского служения.
Пастырское служение означает не только предстояние священника перед престолом и молитву за свою паству, но и его беседы с людьми. Примером своей жизни он показывает путь, который приводит ко Христу. Поэтому я считаю совмещение служения Церкви и такого рода деятельности вполне нормальным.
«В церковной иерархии сан иерея считается выше диаконского сана. Почему же некоторые отцы всю жизнь остаются в диаконском чине, а кто-то остается в диаконском чине всего пару дней и становится священником. Это решение самих этих людей или церковноначалие по какой-то причине не рукополагает их в священный сан?»
– Лет двадцать назад был такой случай. Один выпускник Томской духовной семинарии, прослужив диаконом месяца два, был рукоположен мной в священники, потому что вполне созрел для священнослужения, а на одном из приходов был очень нужен священник. После его рукоположения один из почтенных клириков Томской епархии сказал: «Ах, какого диакона потеряла наша епархия!»
Действительно, есть диаконы, которых не рукополагают во священники, потому что у них диаконское призвание, что ли. И вообще, нельзя сравнивать священническое и диаконское служения. Это равносильно тому, что сравнивать слух и зрение – что из них лучше, а что хуже. И то, и другое ценно для человека.
Как говорит апостол Павел, служение в Церкви многоразлично, как многоразличны в теле человека его части, несущие свои определенные функции. Есть люди, имеющие именно призвание диакона, и почему же им не служить диаконами? А уважение и почтение к ним ничуть не меньшее, чем к священникам.
Отцы служат диаконами десятилетиями вовсе не потому, что они недостойны быть священниками, а потому, что у них именно такое призвание, и было бы непростительным ущербом для Церкви, если бы они перестали нести именно это служение. Священников много, а диаконов не так уж и много.
Записала:
Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.