Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1209) → Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Бог познается в общении

Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Бог познается в общении

№24 (1209) / 19 июня ‘23

Архипастырь

Первый вопрос такой: «Вмешивается ли Бог в жизнь человека? Если вмешивается, то почему сразу же не помогает по молитве к Нему? Если же не вмешивается, то отношение Его к человеку мне непонятно».

– Вопрос очень хороший, потому что от понимания ответа на него зависит, как человек дальше будет жить. Когда он понимает отношение Бога к нему, то выстраивает и свои отношения к Богу. Есть такое учение – деизм, оно было развито в XIX веке в Европе и говорило о том, что Бог, как часовой мастер, сделал механизм, завел пружину – и дальше пустил все на самотек. Это совершенно неправильно. Это было выгодно людям, которые не хотели жить нравственно, но которые еще не решались полностью отринуть веру в Бога. Такая переходная ступень к атеизму.

Православие говорит о том, что Бог есть не только Творец видимого и невидимого, но Он еще и Промыслитель, то есть Он заботится о всем Своем творении. Господь поддерживает Свои творения в материальном плане, то есть устойчивость атомов, постоянство наших физических величин, от этого тоже многое зависит. Как говорят ученые, если вдруг изменится соотношение этих величин, то мир сразу же разрушится. Но главным образом Господь сохраняет наше бытие, заботится о Своем любимом создании – о человеке. В этой заботе Бога о нас принимают участие особые создания Божии – ангелы. У каждого крещеного человека есть ангел-хранитель, даже у страны есть свой ангел-хранитель, у каждого храма есть ангел-хранитель. Через них Господь исполняет Свою волю. К заботе о человеке можно отнести и всю живую и неживую природу. В воздухе нашем должно быть определенное соотношение кислорода, азота и других химических элементов для того, чтобы мы дышали. Даже от атмосферного давления мы зависим, или от активности солнца, солнечные лучи могут просто нас поджарить. Мы знаем, что бывают землетрясения, вулканы. Господь сдерживает всю эту стихию, но иногда мы видим, что через эти стихии нас Господь и наказывает.

Конечно, приходит такая мысль людям, если они видят природные катаклизмы, когда, например, разрушился корабль, попав в айсберг, либо наводнение, землетрясение с большими жертвами – и люди говорят: как же так? Куда Бог смотрит? Люди возмущаются, когда случаются разбойные нападения, особенно когда жертвами становятся дети, их очень жалко. И люди думают: раз им жалко, то, наверное, Богу должно быть еще более жалко этих людей. Почему же Бог, в отличие от нас, всесильный, не предотвращает это? Неужели Ему не жалко, или Он не в силах?

Как отвечает на этот вопрос Православная вера? Если мы будем пытаться объяснить это в рамках только земного бытия, то тут ответа нет, действительно тут тупик. Если же мы рассмотрим нашу земную жизнь лишь как училище благочестия, подготовку к вечной жизни, то все становится на свои места. Например, человек пришел в больницу. Если о действиях врачей судить только по периоду его пребывания в больнице, то будет непонятно, зачем они колют ему уколы, сажают на особую диету. А если он понимает, что ему дальше жить, и что болезнь со временем пройдет, тогда смысл медицинских манипуляций ему становится понятен.

С точки зрения вечности, каким должен быть человек, который бы мог жить с вечным Богом? Он должен быть похожим на Бога. В таком человеке не должно быть злости, зависти, нечистых помыслов, жадности, немилосердия. Но в нас все это есть, и как от этого избавляться? Мы понимаем, что если мы будем жить в комфортной обстановке, то мало, кто будет заниматься исправлением своей души. И вот для того, чтобы вылечить нас нравственно, чтобы исцелить нас, Господь посылает нам такие аскорбинки, витаминки в виде неприятностей различного характера. А если человек сам переболеет, то он уже будет проявлять сострадание и по отношению к другим людям. Если у него болела голова, то он уже знает, что это такое, и если у другого человека заболит голова, то он не будет шуметь, беспокоить лишний раз. Болезнь нас воспитывает, делает сострадательными людьми.

С точки зрения вечности, каким должен быть человек, который бы мог жить с вечным Богом? Он должен быть похожим на Бога. В таком человеке не должно быть злости, зависти, нечистых помыслов, жадности, немилосердия. Но в нас все это есть, и как от этого избавляться? Мы понимаем, что если мы будем жить в комфортной обстановке, то мало, кто будет заниматься исправлением своей души. И вот для того, чтобы вылечить нас нравственно, чтобы исцелить нас, Господь посылает нам такие аскорбинки, витаминки в виде неприятностей различного характера. А если человек сам переболеет, то он уже будет проявлять сострадание и по отношению к другим людям. Если у него болела голова, то он уже знает, что это такое, и если у другого человека заболит голова, то он не будет шуметь, беспокоить лишний раз. Болезнь нас воспитывает, делает сострадательными людьми.

Интересно вопрос был сформулирован: «Вмешивается ли Бог в жизнь человека, а если вмешивается, то почему сразу не помогает по молитве к Нему?» Похоже, что автор этого вопроса не получил такого быстрого отклика на свою молитву, как ему бы хотелось. Он пришел в храм, помолился, или дома помолился перед иконой и ждал, чтобы тут же, через несколько минут, все получилось. А результат немного отсрочен, и человек искренне переживает, получит ли он просимое.

– Если бы случилось так, что все наши молитвы исполнялись, пусть не мгновенно, а, например, в течение недели, то храмы были бы заполнены людьми, но их туда влекла бы не любовь к Богу, не любовь к чистоте и святости, не стремление исправиться, а понимание того, что можно пойти в храм, поставить свечку, принести пожертвование – и в итоге получить просимое. Тогда люди бы стали расчетливыми: дадут на храм 15 000 рублей – и вымолят себе лотерейный билет, выиграют квартиру. Важно, чтобы люди ходили в храм молиться, любить Бога и ближних. Не только тех, кто нам добро делает, а всех людей. Большинство просьб все-таки не связаны с вечной жизнью, и требовать их исполнения у православных не принято, а принято говорить: «Да будет воля Твоя!» Так же Господь молился Богу Отцу о чаше: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. И Господь всегда устраивает лучше, чем мы планировали.

Есть такая интересная картинка: стоит ребенок, и рядом с ним – Господь Иисус Христос, Он отбирает у ребенка маленького плюшевого мишку. Ребенок хочет заплакать, а Христос у Себя за спиной уже большого мишку приготовил и хочет малышу подарить. Бывает так, что Господь нас чем-то смиряет, что-то нам надо претерпеть, но взамен Он приготовил гораздо большее благо для нас, о котором мы даже не подозреваем.

Но где черпают православные люди уверенность в том, что Господь всегда даст лучшее? Она основывается на том, что Господь Себя отдал на распятие, и все, что нам нужно, все самое полезное Он всегда нам даст, у Него все есть, Он всесилен. И ответ на вопрос, почему Он не дает что-то просимое, – это крест Христов.

После грехопадения рай был закрыт для людей. Как же попал туда раскаявшийся разбойник?

– Рай для людей был закрыт потому, что сама природа человеческая с момента грехопадения изменилась, испортился дух человека, душа и тело. Когда он общался с Богом в раю, дух его получал от Бога благодать в процессе этого общения. Когда мы с людьми общаемся, мы радость получаем от этого. А там Божественная энергия была от Бога, и человек мог воспринимать эту энергию. И этой энергией его дух человека делился с его душой. И тогда у души исполнялись все ее запросы, интеллектуальные, эстетические, и она в радости, преисполненная жизни, делилась этой энергией с телом. И тело уже не имело никаких болезней, и делилось этой энергией со всем животным миром, неодушевленной природой. И тогда была гармония на земле.

Когда нарушилось общение с Богом, то дух человеческий стал черпать жизненную энергию от души, стал паразитом для души. Душа в свою очередь стала черпать энергию от тела. Есть такое справедливое врачебное выражение, что все болезни от нервов. Это то, что связывает душу и тело человека. И душевные пороки влияют на телесное здоровье, а телу что делать, когда у него два паразита – дух и душа? Оно черпает энергию из животного мира. Человек кого-то поймает, застрелит, зарежет – и так он становится паразитом уже для всей земли. Он впадает в состояние, которое баснописец Крылов описывает, как «лебедь, рак и щука». Все три составляющие человека тащат его в разные стороны. Такой человек жить в вечности с Богом не может, сама природа его уже испорчена.

Для того, чтобы эту природу исцелить, и воплотился, вочеловечился Сын Божий, Он стал Богочеловеком. Он согласовал волю человеческую с волей Божией в Гефсиманском саду, когда говорил: «Да будет воля Твоя!», принимая чашу страданий. И во время страданий человеческая природа стала способной воспринимать благодать Святого Духа и жить в Царстве Небесном. И первый житель – это разбойник, который покаялся. И когда он обратился ко Христу, кстати, он был единственным из всех людей, который вступился за Христа на Голгофе, в то время как все обзывали Христа, издевались над ним, – благоразумный разбойник попросил: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Он не сказал: спаси меня, или дай мне какие-то блага, а просто попросил вспомнить о нем, для него это уже будет утешением. Он понимал, что по своим делам должен идти в ад, но услышал удивительные слова, когда Господь ему сказал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Имея такое благословение, покаявшийся разбойник вошел первым в рай. И уже потом встречал там души ветхозаветных праведников, которых Господь выводил из адских темниц.

По поводу разбойника я слышал недовольство некоторых людей, которые говорили: почему разбойник, грабитель, нечестный человек, оказался в раю, да еще и первым? Такие люди не задумываются над своими грехами, часто это те, кто совершил аборты, но при этом они не видят своих грехов, и их раздражает милость Бога, помянувшего разбойника. Наоборот, радоваться надо, что уж раз разбойник покаялся и вошел в рай, то и нам можно путем покаяния достигнуть рая.

Церковь отмечает праздник Пятидесятницы. В чем суть этого события?

– Когда люди отпали от Бога, то благодать Божия не могла жить в них, сама человеческая природа уже испортилась. Конечно, были ветхозаветные праведники, которым Господь даровал благодать для того, чтобы они и сами жили в радости, и способствовали духовному возрастанию других, но все-таки действие благодати, как говорят богословы, было внешнее, наружное, а благодатное преображение души стало возможным с момента принесения в жертву Сына Божия. Природа наша изменилась с момента распятия, смерти и Воскресения Христа.

Через пятьдесят дней после Воскресения Христова совершилось событие, когда все ученики собрались в одном месте, молились Богу, и видимым образом Божия благодать сошла на каждого из них в виде языков пламени. Мы пишем этих людей на иконах с нимбами – это символическое изображение того, что человек святой, что в нем присутствует Божественная благодать. День Пятидесятницы означает день рождения Православной Церкви, то есть с момента схождения благодати Святого Духа это сообщество стало называться Церковью. Для нас это означает не только рождение Церкви. У каждого из нас должна быть своя пятидесятница, каждый из нас, живя здесь, на земле, должен так свою душу очистить, чтобы сподобиться стать обителью Бога, Святой Троицы. Это очень высокая задача, и ее достичь невозможно своими силами, но с Божией помощью возможно, о чем говорят лики святых, они по-разному жили на земле, но достигали святости. То есть праздник Пятидесятницы означает возможность излияния Божественной благодати на всех членов Православной Церкви.

Есть праздники, посвященные Богу Сыну, Господу Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. Почему же нет праздника, посвященного Богу Отцу, и кто такой Бог Отец?

– Во времена Оптинских старцев, один из паломников-богомольцев из интеллигентного сословия принес им акафист Богу Отцу, хорошо составленный, поэтически украшенный, но старцы сказали: это неправильно, мы знаем Бога Отца только через Сына Божия. О Божием Сыне мы знаем, что Он явился, что Он ходил среди людей, знаем из Евангелия все Его деяния, а Бог Отец как бы сокрыт от нас.

Нам хотелось бы, чтобы Бог Отец непосредственно с нами общался, но ведь Бог ничего не делает просто так, во всем есть очень большой смысл. Дело в том, что Бога мы не должны и не можем познавать как некий объект, как-то изучать Бога по книгам. Бог познается в общении, а общаться с Богом можно тогда, когда мы стараемся жить, как Он велит, стараемся подражать Ему в добродетелях. Бог нас заинтересовал, чтобы мы к Нему стремились, но это стремление возможно только с нашим исправлением и нашим освящением, Господь хочет, чтобы мы сами шли к Нему. А путь к Богу – это покаяние и освящение человека. И святые говорят, что Господь Иисус Христос познается в Святом Духе. Сначала дается общение с третьей ипостасью Святой Троицы – Святым Духом. Как об этом пишут Силуан Афонский и Симеон Новый Богослов – человек, находясь во Святом Духе, узнает Христа и общается со Христом, Сыном Божиим. И в Сыне Божием он видит образ Бога Отца. Вот такое познание.

Если действие Бога, Святой Троицы, идет к нам, начинаясь в ипостаси Бога Отца, продолжаясь в Боге Сыне и достигая нас в ипостаси Святого Духа, то познание Бога идет наоборот: через Святого Духа мы познаем Сына Божия, и в Нем познаем Бога Отца. Такой процесс богооткровения – со стороны Бога и богопознания – со стороны человека. И происходит встреча. Поэтому и в Священном Писании, и особенно в творениях святых отцов, именно так и указывается. В учении о Святой Троице более подробно говорится о Сыне Божием, о Святом Духе, а о Боге Отце очень сокровенно. Даже если взять Символ Веры – о Боге Отце в нем написана только одна строчка. Сокровенно для того, чтобы мы шли не изучая, а очищаясь.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать по ссылке.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс