Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало №9–12, 2023 г.
Вопрос от блогера Алены Голосновой: «Не так давно в сети начали появляться православные блогеры. Как Вы считаете, удается ли им привлекать молодых людей в Церковь. И второй вопрос: что можно делать священникам online, а что только offline?»
– Священник очень похож на доктора. Мы обращаемся к доктору, мы обращаемся к священнику – и к тому, и к другому за помощью. Есть в медицине такая история, как телемедицина, когда доктор старается оказать помощь online, и это нормально, это очень многим помогает. И в этом отношении обращение священника через средства телекоммуникации к людям вполне нормально. Но мы понимаем, что в обоих случаях человек должен быть квалифицированным, врач доложен быть врачом, а этот блогер должен быть компетентным, он не должен быть фейком. Человек надел рясу, надел крест и начинает вещать. Надо убедиться, что это не проходимец, это важно. Так же, как и с врачом.
Ну а второе – есть вещи, которые сделать online невозможно. Невозможно наложить гипс, вырезать аппендицит или сделать какую-нибудь операцию online, можно получить консультацию, направление – ну а потом обратиться уже в специализированное медицинское учреждение.
Священник по сетям коммуникации может пообщаться, может дать какой-то совет, но он не может online человека покрестить, повенчать, причастить или отпеть.
А трансляции служб по телевизору? Каждый раз смотрим из разных храмов. Если я приду на службу в храм, или если я ее посмотрю по телевизору – есть разница?
– Это очень хорошая практика, особенно в период коронавируса это было очень распространено. Вот я вижу часто по телевизору, как вкусно готовят пищу. Прекрасно! Там такие повара, там такие рецепты – пальчики оближешь. Посмотреть хорошо, но, если я неделю просижу у телевизора, где будут показывать, как готовить пищу, я умру с голода. Смотреть можно, но кушать тоже надо. Посмотреть службу можно, один, два, три, четыре раза – замечательно. Но все-таки прийти в храм нужно для того, чтобы исповедоваться в своих грехах, облегчить свою душу, чтобы причаститься Святых Христовых Таин – по телевизору нет таких технологий, это можно сделать только живьем, так же, как и операцию врачом.
А что касается привлечения молодых людей – да, действительно есть очень много ярких, интересных проектов, интересных блогеров, даже не блогеров, а интересных людей, ответственно, серьезно и профессионально вещающих в интернете. Но также немало и людей непрофессиональных. Поэтому смотрите и фильтруйте.
Есть такие online-батюшки в нашей митрополии?
– Да, регулярно выходил на связь настоятель храма в Академическом районе, отец Даниил Рябинин.
И в баскетбол играл даже с местной молодежью, насколько я знаю.
– Есть у нас батюшка, который служил в Сергах, сейчас он служит в Екатеринбурге, это иеромонах Тихон, он тоже достаточно активен в социальных сетях.
Вопрос от Алексея Клементьева: «Как-то летом я решил зайти в храм, погода стояла отличная, градусов 30, я был одет соответствующе, я был в шортах и в футболке. Не успел я зайти в храм, как ко мне подбежал бравый охранник, объясняя, что в храм нельзя в шортах, и попросил меня пройти на выход. Честно говоря, я удивился, потому что такого регламента я нигде не слышал и не читал, что в храм нельзя в шортах. Меня это, честно говоря, удивило. Так ли то? Действительно ли нельзя в шортах в храм?»
– Ровно такую же историю мне рассказал один друг, который путешествовал еще в прошлые времена в Европе, в Ницце. А там жарко, он в шортах, это же просвещенная Европа. И когда он попытался переступить порог собора в Ницце, на него так же вышел секьюрити и сказал – «no, dress-codе», и не пустил его. Да, вопрос актуальный, у нас есть территории, куда не во всяком виде можно заходить. Мы понимаем, что человек приходит в храм, у него действительно что-то произошло, а он одет не для храма. И тут есть выход. Например, мы находимся сейчас в Храме-на-Крови. Здесь при входе можно протянуть руку и взять специальный такой фартучек. Мужчина в шортах этим фартучком оборачивается, он становится похожим на женщину в юбке. Ну просто в Храме-на-Крови большой туристический поток, и чтобы не было препятствий, так люди поступают. И это правильно. Ряд храмов это сделали, позаботились, у них теперь стоит ящичек, там все эти фартучки, платки для женщин – все приготовлено.
Если вы собираетесь в храм, нужно либо знать, что в этом храме можно привести себя в соответствующий вид, это предусмотрено регламентом, либо озаботиться заранее своим видом. Женщина, если она понимает, что сегодня по дороге на работу будет заходить в храм, она обязательно платочек возьмет, хотя в принципе и без платка никого из храма выгонять не будут.
Можно любую ситуацию превратить в безумие, не допускать человека в шортах, а ему действительно очень надо. Но есть и другое, когда это прекращается в такой стеб, а дай-ка я проверю и докажу сейчас свои права.
Я лично проверяла, что в джинсах женщин выгонять не будут.
– В джинсах пускают, в рубашках, в майках. Ну хорошо, я шел в шортах. Потом я шел в трусах, но мне так было надо зайти в храм, и я зашел в трусах. А потом я пошел в купальнике. А потом я пошел без купальника. Все-таки мы понимаем, что где-то есть такая грань, которую переступать нельзя. Поэтому на большинстве храмов, особенно тех храмов, что находятся на туристических путях, висит табличка о том, что нужно соблюдать внешний вид. Если у вас есть необходимость зайти в храм, вам нужно постоять-помолиться, или побеседовать со священником, то, наверное, надо подготовиться. Если есть необходимость идти в метро – вы позаботитесь, чтобы проездной был с собой, потому что вы понимаете, что есть некий регламент. В Церкви тоже есть регламент. Одежда должна быть уважительной, не вызывающей какую-то реакцию у окружающих людей. Здесь она вызвала реакцию у охранников, она может вызвать реакцию у того, кто в храме находится. Я пришел в храм, в святое место, а тут ходят люди в трусах. Кто-то рассмотрел, что у вас шорты, а кто-то думает, что это трусы. Поэтому лучше не искушать, не провоцировать, а с уважением относиться к святому месту и все-таки найти эту юбочку.
Несколько блиц-вопросов. Вы сами ведете свой Telegram-канал?
– Я сам веду свой Telegram-канал. Прежде чем сделать какую-то публикацию, если эта публикация требует каких-то справок, я эти справки наведу, либо посоветуюсь с человеком, имеющим соответствующую компетенцию. Если у меня есть вопрос и нет сформулированного ответа, то я обращаюсь к уважаемым мной людям, чтобы эту позицию уточнить, сформулировать, чтобы она была понятно, ясно и лаконично изложена.
Возможность комментариев давать будете? Насколько я знаю, сейчас возможность комментариев закрыта.
– Обсуждался вопрос. Я думаю сегодня в рамках нашей прямой линии открыть возможность комментариев, посмотреть. Но, читая порой комментарии у некоторых наших СМИ, думаю о том, что надо будет, видимо, садить редактора, чтобы он редактировал эти комментарии, потому что у нас народ творческий, а все-таки это официальный канал, поэтому не хотелось бы его делать таким сливным ведром.
Есть ли хобби у Вас?
– Хобби нет. Рисовать, петь, танцевать, собирать марки, бабочек – нет. Мое хобби целиком посвящено тому сужению, которое я совершаю. Я бы сказал, что хобби – это возможность общаться с людьми. Это очень важно – общение с людьми, мне это дорого, и я стараюсь не уклоняться от общения с теми, кто приходит.
Когда построят хорошую гостиницу в Верхотурье? Это духовная столица Урала, а на праздники остановиться негде.
– Это проблемный вопрос. Да, построена гостиница «Соболь», насколько я знаю, в рамках совещания губернатора было озвучено, что выделят средства на ремонт существующей гостиницы. Знаю, что в Верхотурье частной инициативой построен гостевой дом. Я обратился к ряду людей с тем, чтобы на имеющейся у нас земле мы построили несколько гостевых домиков для того, чтобы люди могли семьей приехать и разместиться. Вопрос непростой. Гостиница – дорогое удовольствие, и епархии его осилить непросто. Помещения, которые есть в Свято-Николаевском Верхотурском монастыре, это большие корпуса, в них ведутся ремонтные работы, но эти корпуса – объекты культурного наследия, ремонтировать их очень долго и очень дорого, такие законы у нас в стране. Поэтому привести в порядок тот корпус, который называется гостиничным, чтобы его можно было использовать как гостиницу, тоже непросто. Работаем. Помогайте, пожалуйста.
Такое предложение от зрителя: «Давайте возродим храм Святой Екатерины на историческом месте. Жизнь в городе переменится». Что думаете об этом?
– Я много что думаю об этом, но с уважением отношусь к тому опросу, что проходил несколько лет назад, когда задали горожанам вопрос, где надо построить храм. Прислали сотни мест, потом сократили, сократили и сократили – и я сегодня внутренне сердечно принимаю то решение, которое в итоге образовалось у наших жителей, что это должно быть на месте приборостроительного завода. Либо жители консолидируются и свою позицию озвучат, чтобы у нас опять не было протестов. Либо какое-то будет Божественное откровение, и я буду этому рад.
Вопрос от Александры Паршуковой: «Почему я должна рассказывать о своих грехах священнику на Исповеди? Что вообще дает Исповедь и можно ли на ней рассказывать о чужих грехах? Имеет ли право священник как-то наказывать за грехи?»
– Начнем с того, Александра, что ты ничего не должна, не должна никому ничего рассказывать. Ты свободный человек, у тебя свободная воля, у тебя своя жизнь. Ты хочешь с кем-то общаться – и общаешься. Не хочешь – и не общаешься. И уж тем более священнику о чем-то рассказывать ты совершенно не обязана. Но опять же священник немного похож на доктора. Когда идут к доктору? Не тогда, когда хочется поговорить, а тогда, когда что-то болит. Болит – и человек приходит и рассказывает, что у него болит, где болит, когда, и задает вопрос, что ему с этим делать. И на Исповедь тоже приходит тогда, когда у него болит душа, когда он сделал что-то такое, что не дает спокойствия его совести, она болит. И вот такой человек вроде и не должен рассказывать, но он обращается к священнику и рассказывает, и получает облегчение. Поэтому если он хочет облегчения своих душевных тягот, то рассказывает о своих грехах в присутствии священника Богу. В этом очень важный момент. В таинстве Покаяния человек в присутствии священника рассказывает Богу, Который и так знает всю его жизнь. Священник свидетельствует о том, что этот рассказ искренен, что рассказывал он свободно, не насильно, и у священника есть такая от Бога власть – об этом очень внятно и понятно написано – помолившись, попросить, чтобы Бог простил. И Бог прощает.
Что касается чужих грехов. Когда приходим к доктору, мы же не рассказываем, что у нашей соседки нога болит, а учительница руку сломала. Это хорошо, но смысл в таком разговоре? Ни тебе легче не станет, ни священнику – никому. Пусть каждый отвечает за себя, это такое личное, поэтому и называется Исповедь таинством, это некая тайна, которая между тобой и Богом, но при участии священника.
А что касается наказания за грехи – нет, священник наказывать за грехи не имеет права. Нет у него ни права такого, ни возможности. Наказывает себя человек сам своими грехами. Ну и мы говорим о том, что по итогам нашей жизни Бог будет спрашивать нас, будет проводить некий Суд. Вот, чем интересна Исповедь: за те грехи, те проступки, те ошибки, которые человек осознал, в которых он раскаялся на Исповеди – мы веруем, что Бог за это с нас не спросит. У тебя есть возможность прожить жизнь, свои ошибки исправить покаянием и больше их не повторять – и тебе будет легче тогда, когда ты предстанешь перед Богом. Там ты не будешь наказан за свои грехи. Вот такая интересная история.
Последний вопрос. «Курс „Основы православной культуры” очень нравится, но почему-то очень непопулярен в наших школах. Почему так?»
– В школах нашей страны, согласно существующему законодательству, все четвероклассники изучают курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Но поскольку у нас основных религиозных культур четыре, то родители детей могут выбирать одну из четырех, чтобы дети изучали в четвертом классе основы исламской, буддистской, иудейской или православной культуры. Родители делают свой выбор. А если семья не относит себя ни к какой религиозной культуре, то делает выбор изучать Основы светской этики. Это все культурологические предметы, то есть тут не изучается религия, а изучается культура, которая сформировалась на основе той или иной религии. Такой выбор происходит.
Я бы не сказал, что этот выбор определен только родителями. Дело в том, что для того, чтобы рассказать о какой-то культуре, ее надо знать. Для того, чтобы я как учитель в классе рассказал об основах иудейской культуры, я должен ее изучить, это значит, что я должен, во-первых, иметь интерес к этому предмету, во-вторых, меня должны были в институте этому научить и как-то еще мою квалификацию повысить. Но, к сожалению, по разным причинам уровень подготовки педагогов по этим курсам не очень высокий, и у нас в Свердловской области в том числе. И поэтому родители задаются вопросом сможет ли учительница начальных классов достойным образом, внятно, содержательно, со смыслами передать основы православной культуры. Некоторые семьи православные, и у них есть сомнения, поэтому лучше уж выбрать некую такую «беззубую» светскую этику, пускай лучше расскажут обо всем хорошем против всего плохого.
Но хочется отметить важные подвижки. Министерство образования региона уже третий год проводит очень интересные, серьезные, большие курсы для педагогов. Педагоги 500 часов проходят обучение, и у меня уже нет сомнений в том, что эти педагоги смогут ярко, красиво, содержательно рассказать об основах православной культуры. Мне не стыдно и не боязно, если они будут проводить эти уроки.
Ну и плюсом к этому сейчас появился новый учебник по предмету «Основы православной культуры». Этот учебник снабжен таким методическим материалом, что учителю, быть может, даже не очень совершенному в познании предмета, не трудно подготовиться к уроку. Даже более того – там на страницах уроков стоят QR-кодики, и по этим QR-кодам можно перейти на страницу, на которой даже видеоролики детские игровые, но очень содержательные есть.
А почему священнослужители не могут вести такие уроки?
– У нас в школе, согласно закону, преподают те, кто имеет педагогическое образование.
А если назвать это не уроком, а лекцией, мастер-классом?
– Во внеурочной деятельности пожалуйста, это можно, такая практика есть. Но урок, а Основы религиозной культуры и светской этики – это обязательный урок, может вести только учитель. У нас есть такая практика, есть священники, имеющие педагогическое образование, у них на руках соответствующие документы, они повышают квалификацию, их приглашает школа, и они прекрасно ведут занятия. Но у нас священников не хватит. Мы должны здесь работать вместе. Помогает инструментарий, учебник по Основам православной культуры и фильм-сериал, а для каждого урока сделан свой шестиминутный фильм, он помогает учителю ярко, содержательно провести урок. Называется такой сериал «Девочка и робот». Мне он очень нравится, и педагоги, которые уже с этой инновацией познакомились, говорят, что с таким пособием урок действительно будет ярким, содержательным и пройдет на одном дыхании. Я надеюсь, что процент выбора нашими родителями православной культуры повысится, когда они будут понимать, что и качество, и содержание и самое главное результат этого обучения будут на высоте. (Окончание в следующем номере)
Беседовала:
Екатерина Цыганкова
Записала:
Полина Митрофанова
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы слышали слова Священного Писания (Мк. 8:34–9:1), в которых содержится, наверное, самый радикальный призыв, который Бог обращает к людям: Кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. Или, если все это перевести на современный язык: тот, кто хочет идти за Мной, от всего откажись – от всего! – и последуй за Мной.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.