Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1194) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: «Церковь всегда за жизнь»

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: «Церковь всегда за жизнь»

№9 (1194) / 1 марта ‘23

Архипастырь

Вопрос от Александры: «Хочу узнать, почему Вы поддерживаете запрет абортов на законодательном уровне, вывод их из системы ОМС? Есть же страшный советский опыт, который повлек за собой появление нелегальных псевдолечебных организаций. Что делать в случае, если женщина несовершеннолетняя, если было применено насилие, если есть угроза жизни и здоровью не только плода, но и самой женщины?»

– Непростой вопрос. На самом деле эта тема актуальная. Почему Церковь имеет особое отношение к абортам? Я скажу так. Церковь всегда за жизнь. Церковь – это то, что за жизнь, за то, чтобы люди рождались, росли, не болели, жили полноценной здоровой жизнью, счастливой жизнью и выполняли свое человеческое предназначение на этой земле.

Когда мы слышим о том, что ребенок, который зачат, растет, чье сердечко уже бьется, в силу обстоятельств или по решению родителей приговаривается, по сути, к смерти, потому что аборт есть на самом деле убийство не рожденного еще ребенка, то поддерживать или благословлять детоубийство мы не можем категорически. И поэтому разговариваем с обществом, разговариваем с законодателями о том, чтобы как-то регулировать эту сферу.

Что делать в тех случаях, о которых Александра упомянула? На этот счет существует статистика совершенно четкая. Есть определенный процент абортов, проводящихся по медицинским показаниям. Если неправильно развивается плод и есть вероятность смерти и мамы, и ребенка, или если какие-то страшные генетические изменения предсказывают врачи, какие-то болезни – в этих ситуациях может быть обоснована такая медицинская операция. Отчасти отвечая на этот вопрос, я в своем Telegram-канале опубликовал ответ на вопрос по схожей тематике. Статистика говорит о том, что у нас всего лишь порядка 3% показаний к медицинскому аборту, то есть это тогда, когда есть опасность для жизни мамы, когда есть упомянутые этические ситуации, но 97% – это добровольное, сознательное совершение аборта.

По известным мне цифрам 2018–2019 годов, больше миллиона абортов совершены в нашей стране. Больше миллиона! 3% – это 30 000. Значит 970 000 человек могли родиться в нашей стране. Что такое 970 000 человек? Ведь это же большой город.

Вот за один год у нас мог появиться город с жителями, а за следующий год – еще один, и наша страна на миллион жителей могла бы ежегодно прирастать. А кто эти жители? Это учителя, которые будут нас учить, это врачи, это воины, которые будут охранять границы нашей страны, это инженеры, художники – это наш народ. И, конечно же, Церковь за то, чтобы народ наш не вымирал на фоне роста рождаемости у других народов.

А если действительно медицинские показания были, или какие-то этические вещи, какие-то преступления были совершены в отношении женщины, насилие и так далее – в этом случае женщина идет на такой шаг, а потом в Церковь она сможет прийти? Вы ее примете?

– Женщины, совершающие аборты не по медицинским показаниям, впоследствии приходят, приносят покаяние, просят у Бога прощения, осознавая свой грех. Тогда, по ее словам, она не понимала, что делала, а теперь понимает, что совершила грех. И как ей дальше жить? И мы поддерживаем и мотивируем женщину на дальнейшую жизнь, на то, чтобы она по возможности, если обстоятельства ей позволяют, родила и воспитала в добром здравии достойного гражданина Отечества земного и Отечества Небесного.

Но я один нюанс хотел бы подчеркнуть. Вопрос выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования долгое время обсуждался, но Святейший Патриарх недавно в Государственной Думе сказал не столько о выведении абортов из системы ОМС, сколько о том, чтобы аборты как медицинская операция выполнялись бы государственными медицинским учреждениями, а не частными клиниками. То есть теми учреждениями, которые находятся под более серьезным контролем соответствующих органов, соблюдают хотя бы имеющееся на сегодняшний день законодательство. Речь идет о том, чтобы не совершались аборты на поздних сроках. В частных клиниках контроль того, на каком сроке, при каких условиях совершался аборт, проводились ли беседы, был ли «день тишины» перед тем, как сделать операцию, к сожалению, весьма и весьма условный. Поэтому сегодня мы речь ведем о выведении абортов хотя бы из системы частных клиник.

Так же еще в конце января в РПЦ обсуждалась инициатива законодательно закрепить возможность проведения абортов только с согласия отца ребенка. Как Вы оцениваете такое предложение? Там, конечно, говорилось о муже, но мы понимаем, что сейчас институт брака тоже не совсем стабильный, очень многие живут в гражданских отношениях. Как быть в такой ситуации?

– Моя позиция такая, что все-таки в семье все серьезные вопросы должны обсуждаться. Обсуждаются вопросы приобретения жилья, машины, переезда… И вопрос рождения или не рождения ребенка требует, конечно же, совета. Знаю ситуации, когда врачи говорят маме о том, что ребенок с неким генетическим повреждением и есть вероятность родить, например, «солнечного» ребенка. Мы понимаем, что рождение такого ребенка и потом жизнь такого ребенка в семье – это дело всей семьи. Так что решение о том, чтобы сохранить жизнь такому ребенку и дальше воспитывать его, жить вместе с ним – это должно быть решение всей семьи.

То есть речь только о зарегистрированном браке?

– Речь о нашей жизни. Бывает брак зарегистрированный, бывает незарегистрированный, но в незарегистрированном браке, а мы его называем блудным сожительством, тоже есть определенная ответственность. И если физиологический отец ребенка может повлиять на то, чтобы сохранить ему жизнь, то лично я буду всячески приветствовать возможность проведения такой беседы.

Как Вы смотрите на инициативу введения уроков сексуального просвещения? У нас в стране это совсем не развито, за границей опыт есть, и уже есть статистика о том, что там, где такие уроки проводятся – там к половой жизни относятся более сознательно. Готова ли у нас страна к такому, как Вы думаете?

– Я думаю так, что все-таки отношения мужчины и женщины не надо упрощать до уровня физиологии, до вопросов спаривания. Мы должны говорить о культуре семейной жизни, о том, что есть такое слово, как любовь, и подразумевать под словом любовь только набор физических движений – это категорически неправильно. Любовь – это ответственность, любовь – это целый мир, любовь – это то, что дает возможность мужчине и женщине прожить всю жизнь вместе, если это настоящая любовь и ее смогли воспитать в детстве, рассказать, что это такое, показать достойные примеры. Да, не будем идеализировать, разные бывают ситуации, но тем не менее они друг друга берегут, они друг о друге заботятся и показывают пример своим детям и своим внукам.

Уроки секспросвета – это рассказы детям о том, как безопасно совершать половой акт. Детские психологи, не те психологи, которые проплачены некоммерческими организациями, которые, собственно, и занимаются секспросветом, а те, кто работает с детьми, лечит детские травмы психологические и психические, говорят о том, что есть некие понятия возрастной психологии, и ребенку какие-то вещи полезно знать, они безопасны для его психики, а что-то неполезно, это небезопасно. У нас сегодня книги, фильмы промаркированы, категория стоит 7+, 10+, 18+. Это же не просто так.

А такие уроки могут быть, например, 16+, последний класс?

– Последний класс – это тот возраст, когда ребенок созрел и ему можно рассказать о красоте, о ценности, о принципах семейной жизни. А не о том, как пользоваться контрацептивами. Апостол Павел говорит, что есть вещи, о которых, если говорить по-славянски, срамно есть и глаголати, то есть о которых не принято говорить в обществе.

И потом мы с вами видим страшную статистику по абортам, о которой Вы говорили. Не принято в школе, не принято в семье, страшно спросить у подруги...

– Я не представляю себе таких подруг. В юном возрасте мы обсуждали все темы. И при отсутствии уроков секспросвета в той советской школе, где я учился, о том, что происходит и как происходит между мужчиной и женщиной, было достаточно знаний. У меня перед глазами тогда был опыт отношений в моей семье, где родители не матерились, не унижали друг друга, не напивались. И это была культурная модель, которую я воспроизводил со своими одноклассниками и одноклассницами, это некий естественный культурный фон. Вот этот культурный фон необходимо давать. А уроки о том, как пользоваться контрацептивами… Сегодня при обилии социальных сетей, я думаю, те, кто интересуется, найдут ответы.

То есть такие уроки статистику не изменят?

– Я бы такие уроки проводил с родителями. Говорил о том, как родители могут рассказать о тонких, а, может, непростых вещах своим детям. Вот это я считаю правильный подход. Родители уже знают, как, когда и в какой форме рассказывать, когда их ребенок готов к разговору на такие темы.

Такие уроки с родителями прямо в школах могли бы проводить? Вместо собраний?

– И в рамках собраний. Я думаю, что встречи родителей с детским психологом – это очень интересные встречи, на них родители найдут много интересного и для себя, и для своих отношений в семье с ребенком и друг с другом.

Следующая тема напрямую связана и с абортами, и с секспросвещением – это тема брака. Церковь традиционно выступает против расторжения брака, против разводов, тем более, когда речь идет о Венчании. И следующий вопрос как раз на эту тему.

Вопрос Анастасии Родыгиной: «Является ли развод грехом и является ли достаточным основанием для развода увлечение алкоголем одного из супругов, психиатрическое заболевание или проявление насилия? И нужно ли, возможно ли спасти такой брак?»

– Во-первых, является грехом или не является. Что такое грех? Грех – это ошибка. В переводе с греческого грех – это попадание мимо цели, когда выстрелил и не попал, что-то хотел сделать, например, прийти и посмотреть прямой эфир, но ошибся подъездом и попал не туда, мимо цели.

Если создается семья, то люди дают друг другу определенные обеты: «Ты меня любишь?» – «Люблю. А ты?» – «И я люблю, мы будем жить всю жизнь вместе». Замечательно, такие обещания даны. И когда эти обещания нарушаются по любым причинам – это мимо цели, цель не достигнута, люди не создали семью, которая могла бы счастливо прожить свою жизнь. Грех совершился. Другой вопрос: почему? Почему не научили, почему не рассказали? Чаще всего наши молодые люди сегодня имеют перед собой какие образцы семьи? Той семьи, что у них дома: мама, папа – если семья полная. Если семья неполная – уже нет образца.

Берут примеры из фильмов. Тут вопрос качества фильмов. Мы понимаем, что представление о семье у молодых людей очень и очень далеко от того идеала, о котором говорит Церковь, от идеала, отображенного в многочисленных прекрасных примерах литературы. И если мы хотим, а мы хотим, и я лично хочу, чтобы в нашей стране люди были счастливы, чтобы семьи были крепкие, семьи были счастливые и через два-три года люди не разбегались в трагедии, разделяя имущество и разрывая детей, совершая следующую трагедию, чтобы все-таки семейная жизнь была такой, какой она была у моих родителей, у друзей моих родителей, а я знаю много счастливых семей, то, конечно, надо заниматься, показывать, рассказывать, давать замечательные образцы. Советское кино давало много образцов прекрасной семьи. В реале многое было не так, но был образец. И если что-то не так, если мы понимаем, что скандал – это неправильно, то надо возвращаться от «мимо цели» – к цели.

Но есть крайние ситуации, когда алкоголизм, когда насилие в семье. По этому поводу в Церкви документ разработан «О канонических обоснованиях брака», то есть, когда все-таки допустимо признать брак утерявшим свою силу. Если в семье совершается насилие, угрожающее жизни, здоровью одного из супругов, если супруг психически больной или наркозависимый, так что он собой уже не управляет, то в этом Церковь усматривает все основания для того, чтобы признать этот брак потерявшим свою силу и обезопасить остальных членов семьи от такого воздействия. В Церковь люди приходят. А куда идти? После полиции – сразу в Церковь.

А такое обоснование, как разлюбил, не принимается? Ну поменялся человек. Мы должны как-то примириться? Мы должны как-то научиться?

– Откатываемся к вопросу, звучавшему раньше. Надо воспитывать. Надо рассказывать о том, что влечение, возникающее между юношей и девушкой, и любовь – это немного разные вещи. И когда у тебя возникло влечение, возник порыв страсти – это еще не основание для того, чтобы создавать семью, создавать брак. И по нашей традиции, о которой я, как священник, стараюсь говорить людям, надо познакомиться, надо пройти определенные этапы. Тот же конфетно-букетный период необходим для того, чтобы рассмотреть, кто перед тобой. Познакомиться с семьей, подумать, не бросаться зачинать детей, чтобы потом не говорить: «ах, что же я натворила, как же так получилось...». Торопиться не надо, это очень серьезный вопрос. Если хотим создать такой серьезный организм, как семья, то надо и серьезно подойти, надо этому посвятить время. Если мы хотим построить дом, чтобы он не разрушался, то для этого тоже нужна серьезная подготовка. Делают проект, изучают почву, закладывают фундамент, а затем достаточно быстро строят дом. Семья тоже требует изучения, фундамента, а потом семья может очень быстро, как современные дома, вырасти, умножиться детьми, друзьями и счастьем, стать полной чашей.

Грех – это всегда катастрофа, это всегда разбитый сосуд, это всегда трагедия, и хотелось бы пожелать, чтобы трагедий было меньше, а для этого надо готовиться, надо узнавать, что такое правильная семья. Надо смотреть правильные фильмы, читать правильные книги, перенимать опыт родных, проживших до «золотой» свадьбы. Ну и узнавать, что такое любовь.

Как быть, если венчан в прошлом с другим человеком? Есть у нас отдельные люди, кто венчается. Что здесь делать?

– Не отдельные люди, а, слава Богу, достаточно много людей совершают таинство Венчания. Да, бывают такие ситуации, когда люди вступили в брак, повенчались, потом развелись, получили свидетельство о разводе. Один создал семью, другой создал семью, свидетельство о браке есть, и они спрашивают, как им повенчаться в новых семьях? Это как раз та ситуация, о которой я упомянул. Есть в Церкви такое положение, помогающее священнику определить, допустимо или недопустимо признавать брак утратившим каноническую силу.

А если нет показаний к расторжению?

– Там достаточно широкий список. В любом случае стоит подойти к священнику, желательно не к первому, встретившемуся по дороге, где-нибудь в троллейбусе, хотя и такое тоже бывает. Нужно посоветоваться, потому что всегда это индивидуальная ситуация. Это как врач. Правильный врач не будет говорить с экранов телевизоров: «я всем рекомендую пить эти таблетки при температуре». Так нельзя. Обращайтесь, пожалуйста, к вашему лечащему врачу, он послушает ваше сердечко, посмотрит ваши анализы, померяет вашу температуру и скажет, можно или нельзя. Священник точно так же оценивает ситуацию, что там произошло, в каком состоянии сейчас находится семья, возможно ли ее вернуть. В моем опыте такие ситуации были, когда люди развелись, пожили – и потом семья восстановилась, и, слава Богу, люди живут хорошо. В случае, если восстановить семью невозможно, дается определенное время, а потом дается благословение на вступление во второй брак. Чин второго и третьего брака тоже совершается. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Полина Митрофанова

Беседовала:
Екатерина Цыганкова

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Всякий верующий человек во Христе становится чадом Божиим, юным для вечности

– Дорогие братья и сестры!Сердечно поздравляю всех вас с великим двунадесятым праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа, а также с традиционно отмечаемым Днем православной молодежи.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Александр Трушин: Над своей душой надо работать!

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс