Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1192) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Грешно ли быть успешным?

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Грешно ли быть успешным?

№7 (1192) / 13 февраля ‘23

Архипастырь

Владыка, давайте сегодня поговорим на тему «Успех». Должен ли православный человек стремиться к успеху? Мы знаем, что святые старались избегать общепризнанного успеха, считали себя людьми недостойными. Но если человек, православный он или не православный, хорошо выполняет свою работу, рано или поздно успех к нему придет. Поэтому я спрошу прямо: успех – это грех?

– Вообще, успех – это очень хорошо. Но что мы понимаем под успехом? Вы уже как бы обозначили, что такое успех. Но успех – вовсе не то, что у меня на столе большой каравай, а в кармане пухлый бумажник, набитый купюрами большого достоинства. Святые отцы это успехом не считали. Они считали успешным того человека, чья душа избавилась от греха и обрела добродетель. Именно это можно считать успехом или, по-церковнославянски, преуспеянием в духовной жизни.

Конечно, мы должны стремиться к преуспеянию – успеть сделать то, что заповедал Господь: жить по Евангельским заповедям Христа Спасителя, избавиться от того, что отравляет нашу духовную жизнь, то есть от греха и порока. Каждый должен стремиться быть успешным. Но, если кто-то считает, что быть успешным – это ездить на крутой машине, носить дорогой костюм, установить в квартире крутую сантехнику, является ли это успехом? С моей точки зрения, это никакой не успех. Я считаю, что нет никакой разницы в том, из какой душевой сетки льется на тебя вода, когда ты принимаешь душ, – за сто рублей или за сто тысяч рублей.

Каждый должен стремиться идти вперед, на это нам указывает Евангелие, заповеди Божии, святые отцы, но каждый по-своему понимает движение вперед и цель, к которой должен стремиться человек. Слово Божие ориентирует нас на цели высшие, духовные, только они никогда не истощаются, не утрачивают своей значимости и ценности.

В Послании апостола Павла к Галатам есть такие слова: что посеет человек, то он и пожнет. Если он сеет в плоть, то от плоти и пожинает, а если он сеет духом, то и пожнет в жизни вечной. В Послании к Тимофею апостол Павел пишет: мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него (Тим. 6:7). По сути, он другими словами сказал то, что в ветхозаветные времена произнес праведный Иов. Тот, кто своим целеполаганием поставляет исключительно земные цели – сколачивание капитала, организацию какого-то бизнеса, ничего из этого мира не вынесет.

Для всех когда-то настанет час Х – час смерти. Сейчас почему-то все очень боятся этого слова. Даже дикторы телевидения говорят о кончине какого-то известного человека весьма лаконично: «От нас ушел…». А куда он ушел? По большому счету, он куда-то ушел из этого мира, мы же этот переход называем смертью. И возьмет ли человек с собой за эту грань крутую иномарку, богатую квартиру с хорошей отделкой, свою сверхбогатую одежду? Конечно же, нет. Ничего этого душа забрать не сможет.

Сможет душа забрать с собой только свои добродетели. Но это не значит, что на земле нужно жить в землянке или в домишке с соломенной крышей. Священное Писание говорит, что каждый человек заботится о своей плоти, питает и греет ее, и нет того, кто бы ее ненавидел. По словам апостола Павла, мы должны довольствоваться тем, что имеем одежду и пропитание, и у нас есть, во что одеться.

Человек не может съесть сразу много еды. Иногда недорогая пища намного полезнее с точки зрения современной диетологии, чем изысканные блюда, приготовленные самыми именитыми поварами. Вообще, гастрономическая тема сейчас очень популярна. Иногда в свободную минутку включишь телевизор и, на какой канал ни зайдешь, везде что-то варят, жарят, парят. А когда посмотришь на блюда, которые готовятся, то удивляешься, как нормальный человек может все это есть, потому что это же самая настоящая отрава – жирная, высококалорийная пища, способная убить все живое.

Совсем не в этом должно состоять целеполагание. Если мы говорим о цели успешности, то она заключается именно в успехе духовном. Когда мы читаем биографии многих знаменитых русских художников, которыми мы, как нация, как страна гордимся, и полотна которых находятся в Русском музее, в Третьяковской галерее, мы видим, что они умерли в нищете, то есть их полотна не принесли им несусветных богатств. Но были и очень предприимчивые художники, достаточно неплохо зарабатывавшие.

Некоторые художники отдавали очень много сил каким-то своим полотнам, по сути, за всю жизнь они написали одно-два полотна. И даже если они выручили за эти полотна достаточно большие деньги, то, если разделить их на всю их жизнь, окажется, что это сущие копейки. Но являются ли эти люди безуспешными?

Мы не можем вспомнить каких-нибудь толстосумов, живших на Руси в XVII–XVIII веке, и даже ученые-историки могут не знать их имен, но, когда мы вспоминаем имя художника Федотова, других известных художников, хочется снять шляпу перед их талантом. То же можно сказать и о писателях. Был ли состоятельным человеком наш писатель Федор Михайлович Достоевский, сделал ли он какую-то карьеру? Нет. Он прошел через каторгу, то есть про него можно сказать, что он – несчастный человек, но его знают и читают во всем мире.

Даже сейчас, когда брошен вызов русской культуре, и ее решили запретить в силу нынешних политических условий, на Западе вдруг заговорили: «Нет, мы не можем отменить ни Достоевского, ни Чайковского, ни других писателей и композиторов». Так были ли эти люди с прагматической точки зрения успешными? Я считаю их очень успешными, потому что они оставили после себя великие произведения искусства, хотя сами иногда голодали, не имели своего жилья и не всегда у них было во что одеться. Тем более они были очень успешными в духовном отношении.

Владыка, Вы затронули тему кулинарии, и я вспомнил, как однажды мне довелось побывать в гостях у одного очень успешного человека в его дорогом особняке. За обедом подали очень дорогое вино и предложили мне попробовать его со словами: «Сейчас ты почувствуешь, как раскроется его букет». И, не почувствовав, что что-либо раскрылось, я все же утвердительно кивал головой.

Владыка, я вот еще о чем хотел бы поговорить. Дорогой Вам отец архимандрит Кирилл (Павлов) – очень известный духовник. По большому счету, он был очень успешным человеком. Мне кажется, если бы он решил поехать со своими проповедями по России, то наверняка собирал бы целые стадионы, но он этого не делал, и даже мысли такой у него не было. Значит ли это, что успешному человеку так же сложно войти в Царство Божие, как и человеку, и что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши?

– Знаете, бывают источники с очень вкусной водой, к ним не зарастает народная тропа. Люди туда идут и идут, хотя у каждого есть водопровод и стоит только руку протянуть и открыть кран, вода сразу же потечет, словно предлагая себя: «Возьми, попей меня!» Почему же люди все-таки идут к этим источникам? Да потому, что вода в них такая вкусная! Иногда кто-то к нам едет, стучится, навязывает себя, как эта вода из-под крана, которую иногда без дополнительной фильтрации и употреблять-то невозможно.

А есть люди, которые никому себя не навязывают. Таким человеком и был отец Кирилл. Зачем ему было куда-то ехать, если весь мир приходил к нему, чувствуя, что это источник воды живой? Святым не нужно было гоняться за славой, они не видели в этом никакого смысла и никакой пользы. Более того, слава сама гонялась за ними, и, поскольку их приоритеты находились в совершенно другой области, иногда она мешала их внутренней сосредоточенной жизни, и они бежали от славы.

Но, как благоухающий цветок не может укрыться от пчелки, и она всегда его найдет, даже в тени, в зарослях, так и истинную добродетель не скрыть от людей. Не помню, у кого из святых отцов я прочитал интересную мысль о том, что слава человеческая подобна тени. Когда человек бежит от нее, тень всегда устремляется за ним, преследует его. И есть люди, которые гоняются за славой, как за тенью. Тень вроде бы перед ними, но всегда от них убегает, и ее никак не достичь.

Успешность заключается в чем-то существенном. Если человек имеет что-то подлинно ценное, люди знают об этом и сами к нему идут. Но часто бывает так, что он лишь создает иллюзию, что у него что-то есть, и всем навязывает свои якобы ценности, но все от этих ценностей отмахиваются, защищаются и иногда даже принимают их, лишь бы только отвязаться.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. 4 февраля Русская Православная Церковь отмечает память апостола от 70-ти Тимофея. По-моему, даже есть Послание апостола Павла к этому святому. Расскажите о нем подробнее.

– Есть не одно, а два Послания к апостолу Тимофею. Апостол Тимофей – ученик апостола Павла. Будучи еще совсем молодым, он стал учеником и помощником апостола Павла в его Евангельской проповеди. Первые сведения об апостоле Тимофее мы можем найти в Книге Деяний святых апостолов, где говорится о том, что он был сыном в смешанном браке: мама его, будучи еврейкой, веровала в Единого Истинного Бога, а отец был еллином – греком, язычником.

Христиане первой Церкви из числа евреев крайне недоверчиво относились к христианам из язычества, между ними даже был спор: следует ли христиан перед Крещением сначала подвергать обрезанию по Ветхому Завету, то есть как бы вводить их в тайну Ветхого Завета, и уже потом приобщать к Новому Завету.

Апостольский Собор, состоявшийся в Иерусалиме, единогласно признал, что необходимости в этом нет, что вера во Иисуса Христа все восполняет. Тем не менее, чтобы не соблазнять и не создавать лишних споров среди христиан и иудеев, апостол Павел обрезал своего духовного сына Тимофея, и тот везде сопровождал его в апостольском служении.

Потом апостол Павел поставил Тимофея епископом в городе Ефесе, и когда они были вынуждены расстаться, он не оставил своего духовного попечения над Тимофеем и написал ему два Послания, вошедшие в Новый Завет. В своих Посланиях апостол Павел называет Тимофея возлюбленным чадом, дает ему всевозможные наставления и заповеди, которые полезны всем христианам и небесполезны и епископам, и священникам.

Апостол Павел поставил епископом еще молодого Тимофея, поэтому в первом своем Послании он написал: никто да не пренебрегает твоей молодостью (1 Тим. 4:12). Также он пишет, какими должны быть епископы, священники, диаконы. В настоящее время, когда в Православной Церкви рукополагают священника, после хиротонии на него надевается священнический крест, с обратной стороны которого есть надпись из Послания апостола Павла к Тимофею: будь примером для верных в слове, в поведении, в любви, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12).

Также в Посланиях апостола Павла содержатся многие заповеди, касающиеся каждого из нас. О некоторых заповедях мы сегодня уже говорили, например, мы говорили о том, что человек ничего не приносит в этот мир и ничего не может из него вынести в день своей кончины, поэтому основное свое целеполагание он должен видеть не в этом земном измерении, а в духовном. В день памяти святого апостола Тимофея, как и во всякое другое время, я настоятельно советую нашим телезрителям перечитывать Послания апостола Павла к Тимофею, и я уверен, что вы получите большую духовную пользу.

У апостола Павла, наверняка, был не один ученик, но именно апостолу Тимофею он посвятил два своих Послания, вошедшие в Новый Завет. А оставил ли апостол Тимофей после себя какие-либо записки к своим духовным чадам?

– Он оставил свои апостольские труды, которые материализовались в христианские общины, христианские Церкви в тех местах, где он служил, и которые существуют до настоящего времени.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«На Новый год многие столкнулись с тем, что дети писали письма Деду Морозу и просили в них дорогие подарки. Насколько уместно родителям выполнять такие просьбы от имени Деда Мороза? С одной стороны, хочется порадовать ребенка, а с другой стороны, ты понимаешь, что эти деньги можно употребить на более полезные вещи».

– Когда говорят о чем-то более или менее полезном, здесь нужно не только оценить ситуацию своими собственными глазами, но и попробовать посмотреть на нее глазами ребенка. Потому что то, что для папы и мамы может казаться очень полезным (например, теплые валеночки и прочее), не всегда может быть полезным для ребенка, и здесь есть очень тонкие грани.

Нельзя потакать каким-то страстям ребенка, потому что страсти, которые могут потом трансформироваться во что-то совершенно неуместное и даже страшное, зарождаются именно в детстве. И поэтому нужно смотреть, не является ли это болезненным капризом ребенка, потакая которому, родители дают зеленый свет развитию порочных начал в его жизни.

Дети есть дети, им хочется и поиграть, и ощутить праздник, и поэтому, мне кажется, побаловать детей вполне уместно, и это никак не разрушит их духовного или нравственного устроения. Если это не какие-то совершенно неуместные и явно вредные требования ребенка, и родителям они вполне по карману, почему бы ребенка и не порадовать?

«Почему человек не может раскаяться после смерти, если Бог есть любовь?»

– То, что Бог есть Любовь, никак не увязывается с вопросом, почему человек не может раскаяться после смерти. Он не может раскаяться, потому что время, когда он живет, что-то делает, когда находится во плоти, закончилось. Душа разлучилась с плотью, и она уже неспособна что-либо сделать. Как душа может сделать какое-то доброе дело? И вообще, что значит – раскаяться? Раскаяться – это же не просто пожалеть о соделанном. Раскаяться – значит измениться: если ты раньше делал злые дела, то теперь делаешь только дела добрые.

А если человек был алкоголиком, и тело его, накачанное алкоголем, теперь разлагается в могиле, как он может сделать это тело телом трезвенника? Это невозможно. Душа, в которой осталась эта страсть – тяга к алкоголю, эту страсть унаследовала, причем страсть продолжает развиваться. И дело тут не в Боге, Который есть Любовь. Господь готов и до смерти, и после смерти, и когда угодно простить. Но что значит «простить»? Если человек хромой, он и останется хромым, ногу-то ему уже не исправишь, потому что тело его уже истлело.

Если у человека есть возможность измениться, Господь продлевает его земную жизнь, пока душа еще в теле, поэтому этим временем нужно дорожить. И потом, если ему не хватило земной жизни, чтобы хоть что-то сделать для раскаяния, почему он вдруг стал каяться, когда его земная жизнь закончилась, и он оказался в геенне огненной? Но ведь все знают о том, что, когда грешники умирают, они попадают в ад. Неужели кто-то из наших телезрителей не знает об этом? Поэтому, пока все еще живы, поторопитесь сделать это сегодня, не дожидайтесь, пока вы умрете. Господь всем нам дает возможность раскаяться.

Иначе, если бы можно было раскаяться после смерти, зачем быть праведником при жизни?

«Уместно ли устраивать крестные ходы в частном порядке, например, вокруг своего многоэтажного дома или микрорайона?»

– Когда речь идет о крестных ходах, здесь предполагается соборное действие. Если же человек один идет вокруг своего дома и тихонечко читает молитвы, это не крестный ход. Конечно, каждый может с молитвой ходить вокруг своего дома, и если при этом он молится, то это очень хорошо, и, наверное, Господь по его вере ниспошлет на него Свое благословение.

А если вы имеете в виду крестный ход как некое совместное священнодействие группы людей, то в Церкви все делается по благословению. В частности, с благословения Священноначалия. Ведь говорят же, что где епископ, там и Церковь. Всякий же, кто устраивает соборные священнодействия без благословения епископа, вне Церкви, вне прихода, как бы противопоставляет себя Церкви, отделяется от нее. Это действо уже не носит церковного характера, а значит, это никакой не крестный ход.

Если 20 человек объединились и куда-то пошли, то эта толпа людей, возможно, даже благочестивых, делает доброе дело, но это никакое не священнодействие, не богослужение. Крестный же ход – это своего рода богослужение. Можно обойти с молитвой вокруг дома, но это не станет крестным ходом.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Залог нашей духовной силы – наше единомыслие

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!Я хотел бы всех сердечно поблагодарить за общую молитву, за наше братство, которое остается непоколебимым, несмотря на то, что многое колеблется в современном мире. Меняются политические границы, меняются политические режимы, меняются центры влияния, многое происходит не по доброй человеческой воле, а Церковь остается, как я постоянно говорю, островом свободы. Почему так? В первую очередь потому, что нашим законом является не закон человеческий, который изменчив, который находится под влиянием разного рода политических факторов, а Закон Божий, который отображается в сердце человека через голос совести.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Флавиан (Матвеев): Ищите в жизни Божие

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс